Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
26 мая 13:50Распечатать

Созар Субари. ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И СМИ. Доклад на Международной конференции «Религия и общество в России и Грузии». Часть вторая


Начало – здесь

Церковная цензура и журналистская самоцензура

Еще с начала 90-х годов прошлого века у Грузинской патриархии было желание создать официальный Отдел цензуры, который контролировал как прессу, так и религиозную литературу, выходящую в Грузии, но эта идея не была осуществлена. Несмотря на это, патриархии удалось установить реальную достаточно жесткую цензуру, как в прессе, так и при издании различной литературы.

В прессе цензура проявляется в разных формах, хотя результат всегда один и тот же: неприемлемая для патриархии позиция в СМИ или вовсе не попадает, или освещается очень ограниченно.

Так, например, 12 декабря 2003 года НПО "Организация правового образования" провела пресс-конференцию двух духовных лиц — протоиерея Василия Кобахидзе и священника Зазы Тевзадзе. Они выразили протест против ареста и заключения властями Аджарской автономной республики молодых общественных активистов, выразили солидарность со всеми, кто возвысил голос на защиту своего гражданского достоинства. В. Кобахидзе и З. Тевзадзе заявили, что приложат все силы для помощи пострадавшим молодым людям.

Актуальность темы вызвало серьезный интерес журналистов, а одна из ведущих телекомпаний пригласила духовные лица в прямой эфир, чтобы представить эту тему главной темой дня. В конце концов, эта пресс-конференция не получила освещения по телевидению, а в печати ей было посвящено незначительное место. Как стало известно по неофициальным каналам, блокирование темы в СМИ было вызвано активностью патриархии.

В других случаях для блокирования нежелательной информации патриархия прибегала к другим методам. Например, того же З. Тевзадзе несколько раз предупреждал сам Католикос-патриарх Илия II, чтобы тот впредь воздерживался от таких политических заявлений в печати, которые были бы неприятны патриархии. В частности, дело касалось нескольких фраз о депутате Гураме Шарадзе, высказанных в эфире радио "Свобода".

Кроме этого в печати существует и самоцензура на религиозную тематику. Например, в 2002 году студенты провели до десяти журналистских расследований, два из которых были связаны с патриархией. Опубликование результатов этих двух исследований превратилось в серьезную проблему, несмотря на то, что из всех исследований, это были самые качественные.

Когда издатель одной из газет получил из-за этого упрек, он якобы в шутку заявил, что опубликование этих статей плохо отразилось бы на его бизнесе. В частности, газета публикует рождественские и пасхальные послания патриарха, на праздники по "благословению патриархии" прилагает репродукции икон, иерусалимские свечи и другие предметы религиозного предназначения. Таким образом, повышается тираж.

Приложение к газете таких предметов стало распространенной практикой. Одна из газет дошла до того, что периодически ко всему тиражу прилагает масло, взятое из могилы скончавшегося в 90 годы прошлого столетия монаха Гавриила. Это масло помещено в небольшой сосуд и считается, что оно обладает целебными свойствами.


Богословская проблематика в грузинских СМИ

В грузинских СМИ за последнее десятилетие сравнительно малое место занимает обсуждение таких богословских вопросов, которые не менее значительны, чем взаимоотношения с другими религиозными направлениями, и не менее точно отражают существующие в ГПЦ настроения.

Например, если не учитывать незначительных исключений, в грузинской светской прессе почти не был освещен спор, который чуть ли не привел Церковь к серьезному расколу и широко отражался в церковной печати.

Дело касается о спасении душ умерших некрещеными или вовсе не рожденных младенцев. Святейший синод ГПЦ принял даже специальное постановление по этому вопросу. В частности, Синод постановил, что умершие некрещеными младенцы не спасутся. В самом споре и в окончательном постановлении хорошо видно, в каком направлении развивается грузинская Церковь, какие силы действуют в ней и чего следует ждать в будущем. Но анализ этих событий не имел места в грузинских СМИ, если не считать одной статьи протоиерея В. Кобахидзе. Правда, в церковной печати на эту тему велся оживленный спор, но после синодального постановления и там на нее наложили запрет.

В грузинских СМИ практически не освещались и случаи обструкций, которым подвергался Католикос-Патриарх всея Грузии со стороны отдельных священников, когда те вместе со своими прихожанами устраивали митинги у здания патриархии и силой принуждали Патриарха к тому или иному решению. Но ведь именно анализ этой тематики может создать гораздо более четкое представление о процессах, протекающих в грузинской Церкви, чем устраиваемые патриархией периодические пресс-конференции, которые так широко освещаются грузинскими СМИ.

Сотрудники пресс-центра патриархии и вообще духовные лица часто говорят, что слишком низок профессиональный уровень тех журналистов, которые пишут на религиозные темы. Невозможно не согласиться с этим мнением. Однако, нужно отметить и другую тенденцию, которая все более заметна с 90-х годов прошлого века: те журналисты, которые пишут на религиозную тематику, в большинстве случаев имеют четко выраженную позицию, которая совпадает с мнением пресс-центра патриархии. Создается впечатление, что журналисты боятся иметь собственное, отличное от патриархии мнение. Можно назвать только несколько исключений из правила: это обзоры пресс-омбудсмена газеты "24 часа", периодические передачи радиостанции "Свобода" и еще несколько исключений, не обладающих периодическим характером.

Сравнительно редко печатаются квалифицированные "экспертные статьи", авторы которых, как правило, не являются журналистами. Тематика подобных статей достаточно разнообразна: это проблема церковного календаря, отношение к экуменизму, упомянутый вопрос о спасении некрещеных младенцев и т. д. В таких статьях гораздо квалифицированнее описывается сущность и значение рассматриваемого вопроса, хотя количество этих статей достаточно мало. Можем назвать несколько авторов, имена которых, так или иначе, знакомы грузинскому обществу: это проф. Зураб Кикнадзе, филологи Эдишер Челидзе, Нугзар Папуашвили, протоиерей В. Кобахидзе и другие.


Тема религиозных меньшинств в грузинских СМИ

Хотя темой настоящего доклада является Православная Церковь и СМИ, можно утверждать, что освещение вопроса религиозных меньшинств совершенно соответствует названию этой темы, ибо журналисты часто рассматривают вопрос религиозных меньшинств именно с позиции православной Церкви. Это в одинаковой степени справедливо как для светской, так и для религиозной прессы. Статьи на эту тему, в основном, делятся на два типа. Статьи на религиозную тему, в основном, направлены против различных религиозных учений и носят обличительный характер, а при освещении конкретного факта, который, главным образом, представляет собой погром какого-нибудь собрания или акции религиозных меньшинств, СМИ доверяет комментарий самим экстремистам, а не пострадавшим. Например, 3 февраля 2002 года о. В. Мкалавишвили и его отряд вблизи Тбилиси разнес склад "Объединенного библейского общества", где хранилась литература, принадлежащая обществу и Церкви евангелистских христиан-баптистов. Это были Библии на грузинском, армянском, осетинском и других языках северо-кавказских народов, книга "Библейские рассказы", написанная епископом баптистской Церкви Малхазом Сонгулашвили и другие издания. Стоимость уничтоженной литературы превышало 10.000 долларов США. Телеканалы, после освещения этого факта предоставили комментарий самому В. Мкалавишвили, который говорил об опасности, которая связана с деятельностью "враждебных сект" в Грузии.

8 июня 2001 года в Мартвили группа из тридцати человек, подстрекаемая православными священниками Гочей Цаава и Георгием Басилая, нанесла словесные и физические оскорбления Свидетелям Иеговы, которые направлялись на собрание. В связи с этим фактом официальная газета "Ведомости патриархии" 30 июня опубликовала интервью с настоятелем Мартвильского монастыря Пресвятой Богородицы, Гочей Цаава, который отрицал происшедшее и обвинил Свидетелей Иеговы в предоставлении прессе лживых сведений и притеснении православных. Он также оценил как естественное желание местного населения пресечь сборы "сектантов" в доме, расположенном на пути в православный храм: "Это дорога к храму и население не оставит ее; в будущем, наверное, мы категорически будем требовать, чтобы они не могли свободно действовать в школах и незаконно распространять сектантскую литературу, ибо у них нет на это юридического права".

В тот же день, 8 июня в Зугдиди было разогнано собрание евангельской Церкви "Слово жизни", на котором присутствовали 12 иностранных гостей. По словам членов Церкви, Левана Беришвили и Гелы Маличава, среди нападавших были не только члены православной Церкви, но и представители местных властей, в частности, член зугдидского правления, один из руководителей местной энергокомпании, Зураб Гохиа. Погромщики похитили принадлежащую евангелистам документацию, которая касалась гуманитарной помощи населению. После погрома в эфире местной телекомпании "Одиши" выступил православный священник о. Муртаз Чантуриа, который заявил, что евангелисты променяли веру на гуманитарную помощь. За два дня до погрома о. Чантуриа заявил, что ни за что не допустит существование других религий, даже если придется поплатиться за это собственной кровью.


Религиозная пресса

На становление общественного мнения оказывает серьезное влияние средства массовой информации, подведомственные Грузинской патриархии и отдельным приходским церквам. Кроме многочисленных печатных изданий, претендующих на православную конфессиональность, патриархия располагает и радиостанцией FM диапазона, которая принимается почти на всей территории Грузии. Религиозная печать, подведомственная патриархии (выходящая "с благословения патриарха"), достаточно однообразна и способствует насаждению единого мировоззрения. У этой печати есть свой специфический и достаточно многочисленный читатель, которого мало интересует существование иного мнения, и который изрядно проникнут распространяемыми подобной печатью взглядами. Как пишет протоиерей В. Кобахидзе, так называемая "православная печать" насчитывает до сорока журналов и газет, среди которых "Ведомости патриархии", "Приход", "Мирянин и инок", "Воскресенье Лазаря", "Благовещение", "Ближний", "Свеча" и другие. По словам протоиерея, публикуемые в этой печати материалы "далеко отстоят от христианского богословия, здесь часто публикуются материалы, которые насаждают ценности, присущие Российской империи XIX столетия, антизападные, антидемократические, антикультурные взгляды. Эти газеты полны ложными пророчествами, сведениями о ложных чудесах и явлениях...".

Воспользуюсь работой, проведенной протоиереем Василием Кобахидзе и приведу несколько цитат, выбранных им из религиозной печати:

1. Госпоже Гульнаре Кукуладзе 10 сентября 2001 года, за день до американской трагедии, явилась икона Иверской Божией Матери и потребовала, чтобы в Тбилиси, в районе Вазисубани, на горе Махата была построена церковь. По благословению святейшего и блаженнейшего Ильи II на указанном месте был водружен знак (журнал "Карози" № 6).

2. По словам госпожи Гульнары, она просила у Богородицы дать знак, подтверждающий истинность явления, на что Богородицы ответствовала: "Неужто надобен еще знак, разве не видишь, Америка горит небесным огнем?" (газета "Мирянин и инок", № 9, 2003, выходит по благословению Католикоса-Патриарха Ильи II).

3. ООН — канцелярия антихриста (Там же, № 8, 2002).

4. Европа – лоно сатаны (газета "Благовещение", № 2, 2003, выходит по благословению Шемокмедского архиепископа Иосифа).

5. "Антихрист входит в Грузию! Начинается духовная агрессия против Грузии... анализ деятельности действующих в Грузии НПО показывает, что ряд иностранных государств пытается в длительной перспективе использовать систему народного образования для становления в Грузии гражданского общества, ориентированного на западные ценности" (Там же, № 1, 2003).

Подобные цитаты в изобилии встречаются и на страницах светских изданий, в том числе и в официальной правительственной прессе. Например, архимандрит Рафаил (Карелин) в газете "Литературная Грузия" опубликовал пространную статью "Католицизм и интеллигенция" (4-10 января, 2002 г.). Несколько цитат из этой статьи:

1. Ватикан — один из самых крупных мировых банкиров. Банк это спрут, питающийся кровью своих жертв. В лучшем случае он высасывает 10% крови, в худшем — все до последней капли...

2. Исторически католицизм всегда обещал, но никогда не исполнял обещанного...

3. Инквизиция и крестовые походы происходили из самой сущности католицизма — необходимо было создание теократического государства, главой которого стал бы Папа...

Своеобразное исключение из общего духа религиозной прессы представляет собой журнал "Религия", а в последнее время появился журнал "Вертоград", два номера которого были изданы при поддержке НПО "Ассоциация правового образования". Как заявляют издатели этого журнала, их целью является "способствование демократизации происходящих в Грузии религиозных процессов, сближение местного законодательства о религиозных организациях с западными стандартами, популяризация идеи активного включения Церкви в социальную деятельность". "Вертоград" печатает статьи авторов, принадлежащих к различным вероисповеданиям, приоритетом пользуются материалы, касающиеся свободы мнений и совести. Два вышедших номера оставляют надежду, что журнал сможет достичь поставленных целей.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования