Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
05 мая 14:37Распечатать

Ирина Жаданова. ЕСЛИ МРАК В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ ГОЛОВЕ - УЖЕ ЛИ АПОКАЛИПСИС? Террорист из фильма Шахназарова как самозванный предводитель ада


"Всадник по имени Смерть", киностудия "Мосфильм", 2004
По мотивам повести Бориса Савинкова "Конь бледный"
Режиссер: Карен Шахназаров
Автор сценария: Александр Бородянский
Оператор: Владимир Климов
Художник: Людмила Кусакова
Композитор: Анатолий Кролл
В ролях: Андрей Панин, Артем Семакин, Ксения Раппопорт, Анастасия Макеева, Дмитрий Дюжев, Ростислав Бершауэр, Василий Зотов, Алексей Казаков

Новый фильм Карена Шахназарова "Всадник по имени Смерть", как и приличествует картине директора "Мосфильма", был одним из самых затратных за последние годы – бюджет картины составил порядка трех миллионов долларов. (Здесь следует оговориться, что, по словам режиссера, картина снята в основном на деньги спонсоров). Грандиозные декорации старой Москвы не стыдно было показать самому президенту В.В. Путину во время его ноябрьского визита на "Мосфильм". Главе государства декорации "понравились".

Фильм создан по книге эсера-террориста Бориса Савинкова "Конь бледный", написанной под псевдонимом В. Ропшин. События развиваются в Москве начала прошлого века.

Главный герой – Жорж (его играет Андрей Панин), то есть фактически сам знаменитый Савинков – террорист, под чьим руководством организовывается покушение на московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича. В его "боевую организацию" входят Ваня (здесь отсылка к Каляеву), бывший студент Генрих и бывший рабочий Федор, а также Эрна – изготовительница бомб.

Ключевым для Шахназарова является вопрос, на который он заставляет отвечать своих героев: почему вы пришли в террор? У каждого, разумеется, свои побуждения.

"Террор – это способ сокрушить государство силами одного человека, это даёт свободу". Такую формулу изрекает человек из эсеровского ЦК, кажется, Валентин Кузьмич.

Федор хочет мстить за смерть подруги, попавшей при разгоне демонстрации под казацкую нагайку, и убивать богатых. Он готов рвануть варьете с его канканом, где встречается "боевая организация", потому что платье пожилой дамы за соседним столиком стоит 200 рублей, в то время как он за работу получал целковый. Генрих верит в социализм.

Эрна в терроре, потому что ей "стыдно так жить". Проще говоря, она – жертва неразделенной любви к Жоржу. Несчастная делает бомбы и в конце фильма взрывается сама. Вручая возлюбленному смертоносные изделия, уложенные в шляпные картонки и перевязанные красными бантиками, Эрна с тоскливой безнадежностью умоляет о встрече и твердит: "Жорж, скажи, что ты любишь меня".

В ответ на это она, как правило, слышит сдержанные слова о том, что к следующему утру надо изготовить три новых бомбы.

Ваня и в "Коне бледном" Савинкова, и в фильме, где его роль исполняет Артем Семакин, изображается воспаленно-религиозным. У него свой пунктик: убить и умереть самому ради любви к ближнему. То есть послать свою душу в ад "за други своя", прости Господи – такое извращенное толкование слов Христа.

"Конь бледный" Савинкова, несмотря на его вид дневниковых записей – все же художественное произведение. Это не документ. Ваня, прототип террориста Ивана Каляева, убившего Великого князя Сергея Александровича, сильно отличается от Каляева из его же, Савинкова, книги "Воспоминания террориста", которую можно, видимо, назвать документальной. Там убийца Великого князя в своем отношении к Богу предстает другим. В последние часы жизни он не допускает к себе священника, сказав ему, что "верует, но обрядов не признает". Как свидетельствует Савинков, перед казнью он отказался поцеловать крест, поднесенный священником о. Флоринским к его губам.

Ваня же из "Коня бледного" и в меньшей степени из фильма Шахназарова рефлексирует над собственной искаженно понятой верой. Он придумывает свою антитезу Божией заповеди: "Убий, чтобы не убивали. Убий, чтобы люди по-Божьи жили, чтобы любовь освятила мир". На что даже разуверившийся Жорж возражает: "Это кощунство, Ваня".

Жорж ни во что не верит, пытаясь, однако, верить в самого себя. Он мысленно произносит: "Я не знаю, почему нельзя убивать".

Весьма интересно в фильме Шахназарова показана старая Москва, тесные улочки которой наполнены пестрым людом. Патриархальный штрих: под ногами у массовки путаются гогочущие гуси. В конце каждой улицы – храм. В фонограмме то и дело звучит колокольный звон. Это отголосок тех отрывков книги "Конь бледный", где Жорж размышляет о своем отношении к Богу.

Раздумья, в которых книжный Жорж вспоминает детство, охватывают его во время Пасхи: "На Страстной неистово бьешь поклоны, к Плащанице всем телом прильнешь: Господи, прости мне мои прегрешения. У заутрени, как в раю: свечи ярко горят, воском пахнет, ризы белые, киот золотой. Стоишь, не вздохнешь, – скоро ли воскреснет Христос, скоро ли домой со святым куличом пойдешь? Дома праздник, великое торжество. Всю святую неделю праздник. А сегодня мне все чужое. Томит колокольный звон, скучен смех. Уйти бы, куда глаза глядят, не вернуться".

Как известно, потерявшие веру люди острее всего чувствуют свою удаленность от Бога именно в пасхальные дни всеобщего ликования.

Герой-прототип Савинкова постоянно подчеркивает свою обезбоженность, чуждость всему. И не жалеет об этом. Ему не жаль утраты веры, он лишь констатирует факт. Он сам мертв, и это его состояние мертвит все окружающее.

У него нет ненависти к князю, а лишь желание убить. "Я равнодушен к нему. Но я хочу его смерти. Я знаю: его необходимо убить". В картине эти слова звучат в одной из многочисленных закадровых реплик.

У Шахназарова после двух неудавшихся покушений погибают Федор и Ваня, но остается в живых Великий князь. Тогда Жорж собственноручно убивает князя выстрелом в упор в ложе Большого театра. Режиссер здесь отходит от книги и от исторической правды ради того, чтобы дать своему герою возможность осуществить свою навязчивую идею.

Затем он совершает второе убийство. Мужа Елены, которую любит, он убивает. Просто так. Он понимает, что перешел еще одну грань: "До сих пор я имел оправдание: я убиваю во имя террора, для революции. Но вот я убил для себя. Я захотел и убил. Кто судья? Кто осудит меня? Кто оправдает?" Он не принимает над собой суда, но зато террор становится ему неинтересным. За убийство князя ЦК предлагает ему повышение на "службе" – Жорж отвергает это предложение. Он уже сделал что хотел, независимо от мнения ЦК.

"Я один" – манифест Жоржа. Его крайний индивидуализм, выражаясь современным языком, ищет выхода в крайней форме зла. Убить можно любого, и ребенка в том числе.

"Как жить без любви?" – спрашивает Ваня. "Да плевать на весь мир", – отвечает Жорж.

Мотив отпадения от Бога и нежелания возвращения декларируется в книге "Конь бледный" без пафоса. С холодным, убийственным равнодушием. Вообще Жорж – человек, лишенный пафоса. Ему скучно. У Жоржа в принципе нет идеи, ради которой он занимается террором. Кроме той, что "убить всегда можно".

Почему Жорж разрешает себе убить – из фильма Шахназарова это до конца непонятно: лишь "я так хочу" выносится вперед.

В "Коне бледном" Савинкова мотивы, побудившие Жоржа разрешить себе все, очерчены гораздо более выпукло.

Концепцию книги Савинкова режиссер решил по-своему. Очень существенные размышления, где Жорж обнажает темные стороны души и дает понять, каким образом охватил его этот мрак, режиссер минимизировал до нескольких диалогов. Зато вывел линию отношений с женщинами на одно из ведущих мест. И в результате из фильма совсем непонятно, почему Ванина религиозность так гипертрофированна и почему Жорж, отвергнувший Бога, одержим идеей убийства.

Но зато после просмотра фильма в голове почему-то навязчиво вертится именно эта "лирическая" линия, которая подавляет остальные и вместе с тем остается самой неубедительной. Андрей Панин играет такого своеобразного персонажа, глядя на которого непонятно, что же находят в нем женщины. В одном из интервью сам Карен Шахназаров также заявил, что он снимал фильм больше о любви, чем о терроризме. Из-за этого смещения акцентов фильм не вытягивает тему. Остается схематизм и ощущение искусственности.

Своеобразная ценность книги отца терроризма Савинкова в том, что он показал изнутри, до какой крайности может дойти человек, сделавший сознательный выбор в пользу зла.

Книгу завершают слова полного отречения от Бога: "Пусть Христос зажёг Словом свет. Мне не нужно тихого света. Пусть любовь спасет мир. Мне не нужно любви. Я один. Я уйду из скучного балагана. И – отверзнется на небе храм, – я скажу и тогда: все суета и ложь".

Шахназаров, пытаясь свести зрелищность и психологизм, в итоге произвел нечто усредненное.

Неясным осталось, почему идеей террора одержимы как религиозный Ваня, так и отвергнувший Бога Жорж, какие мутации их сознание претерпело до того, как у них родилась идея приговаривать и убивать.

И остается ощущение домашнего задания: самим додумать и ответить, почему случилась с людьми вся эта фантасмагория. Но проблема в том, что вспоминаешь о задании только когда заглянешь в дневник.

И найти ответ на этот вопрос не помогают ни мостовая в мосфильмовской декорации, для пущей достоверности выложенная настоящей брусчаткой (на которую упал покончивший с собою Жорж), ни цитата из Откровения Иоанна Богослова, вынесенная Шахназаровым в титры в конце фильма: "И вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним". 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования