Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
23 июня 19:22Распечатать

Алексей Белов. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. Часть третья – «духовность Новой Эры» и психопатологии


Часть первая – ЗДЕСЬ, часть вторая – ЗДЕСЬ

 

Нирвана, карма, ченнелинг, Шамбала, третий глаз, арийская прародина, гуру, Махатмы, прошлые жизни, мантра, переселение душ, славянские Веды – всё это аутентичный лексикон адептов «пострелигий Новой Эры» («Нью Эйдж»), или «шизотериков». А «плюсики в карму», «гуру продаж» и «мантры изобилия» навязли в ушах до брезгливого отвращения у немногих сохранивших остатки эстетического вкуса, лингвистического чутья, культурной идентичности и духовной чистоплотности.

В этой части я затрону конфессиональную деформацию неоспиритуалистского характера, присущую обычно адептам культов «Новой Эры». В связи со сложностью явления, его неоднородностью, значительным масштабом и недостаточно оцененным еще значением феномен заслуживает куда более пристального и внимательного изучения. Здесь же я приведу его обзорное описание вкратце, остановившись на нескольких особенно ярких и характерных иллюстрациях. 

Особенно критической степени, а порой и клинической стадии этот вид КД – «деформация эзотерическая» - достигает в Новых Религиозных Движениях (НРД) мессианско-апокалиптического толка. НРД наивный и доверчивый обыватель благодаря стараниям «сектоведов» привычно, презрительно и оскорбительно зовет «сектами».

Для правильного понимания природы и сущности явления приведем несколько профессиональных определений НРД.

Пионер исследований и автор самого термина «НРД» Айлин Баркер использует прилагательное «новое» по отношению к движениям, возникшим после Второй мировой войны и новым для той или иной конкретной культуры.

Религиовед А.В. Матецкая предложила исчерпывающий перечень характерных признаков НРД: «Малый период существования; значительная роль лидеров; аморфность структуры движения; частое использование горизонтальных организационных структур вместо иерархических; значительная личная вовлечённость последователей; миссионерская направленность, часто превращающая региональное движение в международное; нестабильность состава движения и ротация части последователей; непривязанность к «родной» религии для части НРД, её переосмысление в некоторых случаях; малая численность последователей».

Основатели и лидеры НРД неоспиритуалистского толка – все сплошь пророки, мессии, Христы Второго Пришествия или Богородицы. Если культ восточного происхождения – то Аватары (воплощения богов) Шивы, Кришны или богинь, герои и персонажей священной истории; Будды и Бодхисаттвы. Зачастую несколько значимых сакральных персоналий объединены в одной личности, что особенно присуще неоспиритуалистским НРД ориентального уклона и толка.

Вот характерные «пророки нашего времени» и отечества, наиболее известные и одиозные:
- Марина Цвигун aka Мария Дэви Христос, ныне - Виктория Преображенская, проповедующая эклектичную нью-эйдж-смесь из откровений Махатм и псевдоегипетских мистерий, причем с откровенно про-«новороссийской» политической подоплекой.
- Виссарион с его Церковью Последнего Завета. (Согласно легенде «Церкви Последнего Завета», в январе 1991 года Сергей Тороп принял крещение от небесного Отца, получил новое имя Виссарион и «благословение» на создание универсальной религии, воплощающей все уже существующие. Учение Виссариона представляет собой беспомощную и искаженную смесь христианства, космологии и йоги).  
- Мифическая лесная отшельница Анастасия – провозвестница, мессия, икона и ангел-хранитель культа ее имени. Анастасии, посредством ее «пророка» Владимира Мегре, верят, у нее учатся и берут пример жить на природе и в гармонии с миром тысячи адептов в России и за рубежом. Суть культа Анастасии – «возвращение к истокам», к естественному и гармоничному образу жизни в единении с природой, уход от техноцентрической разрушительной цивилизации назад к Матери-природе в буквальном смысле – в провинциальные и лесные экопоселения. И, само собой, естественная циркуляция живой энергии и пресловутая связь с Космосом. Можно сказать, это такие «космические» экологи.

Еще среди популярных в России 90-х – 2000-х «мессий»:
- Истинный Родитель (и также Иисус Христос Второго Пришествия), ныне покойный Сан Мён Мун – бессменный, до своей смерти в сентябре 2012 года, лидер «Церкви Объединения». После его кончины жена, ближайшие родственники и функционеры увязли во вполне мирской борьбе за власть, паству и деньги.
- Сёко Асахара, объявивший себя и Буддой, и Христом, и его террористическая Аум Синрике – пример хрестоматийный.
- Особо отличившийся уже в «путинскую эпоху» (хотя начинавший еще в те же 90-е) гипнотизер, авантюрист и «воскреситель мертвых» с говорящей фамилией Григорий Грабовой покусился на самое святое – боль и слезы матерей Беслана и даже, поговаривали, на президентское кресло, на чем и погорел. (Иисусом Христом Второго Пришествия и даже «триединым Богом-Отцом» он себя также провозглашал).

Ушла в прошлое эпоха разгула всех и всяческих свобод – мысли, совести и веры. Но и спустя 20 с лишним лет после Кашпировского и Чумака, Белого Братства Марии Дэви и Аум Синрикё, экзотичных тогда еще веселых шумных кришнаитов и оглушительно популярных протестантских проповедников, стабильная Россия третьего (а теперь уже четвертого (или пятого?)) срока Путина продолжает плодоносить умопомрачениями на религиозной почве. Правда, все они по сравнению с теми же 90-ми, посерели и измельчали.

В новейшей истории отечественного богоискательства это громко заявившие о себе Матильда-гейтом в неочевидной, но вполне логичной и возможной связке с младостарчеством царебожники. По мнению специалистов в православной догматике и церковных спикеров и чиновников, это граничащее с ересью криптоправославное и околоцерковное маргинальное движение.

Привычны уже отнюдь не «леденящие душу» и возмущающие здравомыслящих россиян сектоведческие подробности изуверств и мошенничеств в секте «бога Кузи». Куда более интересен весьма сомнительный с юридической точки зрения, если не сказать – откровенно сфабрикованный характер возбужденного против него, и даже в большей степени против его «потерпевших» адептов дела. (По мнению религиоведов Бориса Кнорре и Алексея Муравьева, адепты полуслепого «бога Кузи» (Андрея Попова) - «доморощенная секта, объединённая вокруг целителя-харизматика»; «типичная коммерческая православная группа» с «религиозной составляющей, отсылающей к истории русского эсхатологического сектантства»).

Страждущие наивные лишенцы истово молятся Славику Чебаркульскому.

Эти культы нередко воплощаются в одних и тех же персонажах, действуют одним подсознательным фронтом. Пример тому – неудачный екатеринбургский поджигатель-«православный активист», почитатель «отрока Вячеслава» и по совместительству царебожник.

Оно и неудивительно – на каких же еще просторах разгуляться душе русской в нынешней России? Если «Дух дышит, где хочет», каким «духом» вдохновлены – или все же надышались - эти несчастные?

В современном российском обществе мода на разнообразные пара-, крипто- и псевдонаучные альтернативы общепринятой (вернее, неблагополучно навязанной) естественнонаучной парадигме высока как никогда ранее. Равно как и на разнообразнейшую «альтернативную религиозность» и «новую духовность».
Что же содержит в себе это явление? Упомянутый в первой части нашего исследования Максим Демченко пишет: «Одна из странностей нашего религиоведения в том, что многие исследователи (особенно отечественные) сразу же вешают на экспириенциальное восприятие религии ярлык "New Age", имеющий негативную коннотацию и выбрасывающий рассматриваемый сегмент из сферы интересов "серьёзных" учёных, хотя он также имеет давнюю историю».
Чем нередко оборачивается и что представляет собой в реальности «экспериенциальное восприятие», мы увидим чуть ниже.

«Нью Эйдж» не представлен каким-то одним духовным учением или религиозным воззрением («сектой», общиной, традицией, школой), а включает в себя множество различных духовно ориентированных оккультных, эзотерических и метафизических учений, практик и концепций).

Основные черты учений «Новой Эры», по определению А. Федотова:  1) Сочетание приторной, эмоциональной слащавости, «приукрашенности» с эсхатологизмом; 2) Чрезмерная, бескрайняя эклектичность и всеядность; 3) Меркантильные устремления и амбиции при возвышенном «духовном» приоритете в учениях; 4) Понимание реинкарнации как чего-то хорошего и вдохновляющего; 5) Традиционное буддийское учение о карме учит состраданию - помогая ближнему, мы создаем себе заслугу. Нью-эйджевское "учение" о карме учит жестокосердию и равнодушию - страдания ближнего - это "его выбор" и "его кармический урок"; 6) Полная размытость и неочевидность конечной цели.
Любители и последователи культов и НРД, инспирируемых неоспиритуалистскими идеями и «духовностью Новой Эры», «Эры Водолея» своими нередкими проявлениями социальной, идеологической и вероучительной неадекватности и духовной несостоятельности в сетевом пространстве справедливо заслужили клеймо «шизотериков».

«Потусторонний мир», «ангелы-хранители», карма, третий глаз, чакры, рептилоиды, астрология, гадания, Таро – вся эта «бесовщина» из повседневной жизни «шизотериков» однозначно стигматизирована и демонизирована священнослужителями основных монотеистических религий, в первую очередь христианства и ислама.

Однако согласно данным статистических исследований и соцопросов, в дьявола, жизнь после смерти, гадания, астропрогнозы верят куда больше верующих, чем «просто в Бога». И количество россиян, хотя бы единожды посещавших гадалку или экстрасенса, заметно более регулярных прихожан церкви – и это среди людей, причисляющих себя к «православным».

А еще огромное количество считающих себя православными, по наблюдениям А. Федотова, «веруют в реинкарнацию; Вознесенных Учителей; славянских языческих богов; всемирный жидомасонский заговор, во все что угодно еще. У нас православие в целом - это вера в иконы, поклоны, Матронушку, святую канавку, святочные гадания и т.п. - но никак не в Никео-Цареградский символ веры».

Прекрасные примеры эклектичности шизотеризма – многообразные мистико-эзотерические группы в интернете. Когда в сообществах, посвященных астрологии, встречаешь адептов ЗОЖ (Здорового Образа Жизни) или неоиндуистов, это логично и объяснимо – фазы и движение Луны одинаково значимы и для оздоровительных процедур, и для поклонения Шиве и Кришне.
Но стоит значительных умственных усилий понять, ЧТО в группе, посвященной РУНИЧЕСКОЙ МАГИИ (стопроцентому новоделу ХХ века), делают практики высшей буддийской Тантры. И не просто обсуждают рунескрипты и делятся опытом кастования, но еще и публично оглашают перед непосвященными тайные ваджраянские мантры! Воистину, «последние времена»…

Особо колоритный персонаж, «алхимично» сочетающий в своих «посланиях» максимальное большинство особенно характерных позиций «Новой Эры», - крашеная блондинка-турботрансерфер Влада Зеланд.

«Перлы» шизотериков достойны внимания как филологов, так и теологов и психологов. Например, в сетевой группе по рунической магии отдельные персонажи на короткой ноге с Локи (амбивалентный бог-трикстер скандинавской мифологии), попить чайку к ним заходит «архангел Габриэль», а бесов из преисподней они разгоняют словно мух.

Вот еще пара колоритных примеров из сети:
(Совет - Как найти хорошую работу): «Ирина Н. Могу посоветовать эзотерический метод. Проветрить и очистить помещение. Представить у себя много рук, как у индусской богини). В руках представьте инструменты, орудия труда (лучше те, которые касаются вашей работы), три раза поднять руки вверх и прочитать 108 раз мантру: "Ом Дуале Дуале Зунди Соха" (жутко искаженная мантра Тары). Читать утром. Работает. Проверено. Сосредоточьтесь во время чтения мантры на том, чтобы найти хорошую работу...».

«NN. Животрепещущий для меня вопрос: можно ли буддистам гадать на картах Таро? С одной стороны, я понимаю, это цепляние за разные сансарические вещи, с другой - порой получаю своевременный совет в точку. И что мне с этим делать?»

Наконец, вот пример того, к чему в приводит шизотерика в реальной действительности. В статье с говорящим названием «Патопсихология религиозного опыта» клинический психолог и психолог-религиовед описывают несколько случаев психического расстройства, вызванного шизотерическими увлечениями и потребовавшего врачебного вмешательства.
Особо яркую историю болезни привожу с небольшими купюрами.

«С., 30 лет. С 15 лет интересовалась оккультизмом, духами, каналами, печатями, общением с ангелами. Ходила на разные семинары, посвящённые осознанности, открытию астрального зрения. В один момент её посетил инсайт, что она может считывать людей, знает важную информацию про каждого. <…>
Когда она видела, что с человеком что-то происходило, считала, что это она повлияла. Появились ложные воспоминания. Когда у человека сгорел дом, она сказала, что это она отомстила магическим образом за его плохие дела. <…>
Потом ей начало казаться, что одна женщина «оказывает на неё воздействие в астрале», «проводит ритуалы», приближая тем самым её погибель. Пробовала отбивать «астральные атаки», но это плохо помогало. <…> Как-то, отбиваясь от очередной «астральной атаки», выбежала из квартиры в неизвестном направлении, пока не потерялась. Её нашли работники полиции. Она не могла вспомнить, ни как зовут родственников, ни где она живёт. Её госпитализировали. Она говорила, что управляет людьми, как марионетками, а когда её освободят — будет работать личным оккультистом Владимира Путина, а женится на ней Стас Михайлов».

Печальная история того, куда, вместо Шамбалы, приводит «шизотерика» своих адептов.

А вот каким выглядит грядущий мир, в который влекут пророки «Новый Эры», по мнению представителей традиционалистского лагеря. «Этот апокалиптический проект имеет секретное название "проект Водолея", так как в соответствии с астрологическим Символизмом скоро наступит "эра Водолея", несущая с собой не радость и гармонию (как пытаются заверить человечество "агенты Небытия"), но разложение, гниение, Хаос и Смерть, "растворение в нижних водах". <…>

Слуги "Водолея", открывающие дорогу в человеческий мир черным "скорлупам" внешних сумерек, стремятся преподнести свое противоественное пришествие как благо, как спасение, как предел эволюции, скрывая свою сущность, Vomittо Negro (Черную Блевотину) под политическим и спиритуалистским лозунгом New Age или new world order», - вкратце излагает А. Дугин основные идеи романа визионера-традиционалиста Жана Парвулеско «Звезда Невидимой Империи».

В заключение - веселая история из буддийского фольклора, в духе бородатого анекдота про чай: "Был когда-то случай. В прошлом веке ещё. Собралась по приезде в Москву группа товарищей получать разъяснения по практике тантры, посвящение в которую они получили в далёкой Бурятии. Сидели. Слушали. Записывали. Подошла очередь вопросов. И тут здоровенный такой дядька-татарин из Казани, Сашей его, кажется, звали, вполне себе «аники а ля рюс», вдруг вскакивает с места и с волнением на лице дрожащим голосом спрашивает: - А скажите пожалуйста, когда следует садхану читать: до секса или после секса? Все пацталом. Переводчик, кое-как, сквозь слёзы переводит. Учитель какое-то время старается сдержать слёзы, но в итоге тоже сползает на пол. И тут наступает момент тишины, когда никто уже смеяться не может. И сквозь эту звенящую тишину раздаётся тихий, нежный голос мелкой, хрупкой, скромной, застенчивой девушки с задней парты: - Вместо, Саша. Вместо. И новый взрыв." (с) Никита Ульященков».

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования