Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
04 января 16:10Распечатать

Михаил Жеребятьев. МЕЖДУ «МАТИЛЬДОЙ» И ЦАРСКИМИ ОСТАНКАМИ. Попытки РПЦ МП поучаствовать в конструировании нового имперского мифа усилились в 2017-м


Ушедший год юбилеев двух русских революций неожиданно для нынешних властей РФ актуализировал подзабытый за годы путинской стабилизации формат несогласия РПЦ МП с государством по символически значимым для политического режима вопросам.

Ещё только заглядывая в 2017-й, власти не могли не осознавать, какие возможности по части формирования и закрепления желательных умонастроений большинства сулит столетний юбилей двух русских революций. Повод представить ключевые события не такого уж далёкого прошлого в духе охватившего нынешний российский истеблишмент консервативного охранительства с вкраплениями конспирологии, - лучше не придумать! Задача виделась в формате простейшей двухходовки: сначала лабораторным способом выводится антиреволюционная вакцина, затем проводится её прививка ширнармассам. В минкульте, в последние годы ответственном под руководством полититехнолога Мединского за наполнение событий правильным идейным содержанием, грамотно рассудили - без сугубо художественной составляющей работающую, а, значит, долгоиграющую (самовоспроизводящуюся) мифологему не создать. Одно дело Чапай документальный от очевидца событий Фурманова, совсем другое – от братьев (по кино) Васильевых. В плане предпочтительного способа трансляции со времён завета Ильича, провозгласившего кино «важнейшим из искусств», мало что изменилось.

Само же вхождение новой мифологемы в 2017-й проходило в виде знакомого с советских времён творческого «подарка к юбилеям», с поправкой на фактор настоящего времени. На место прежних больших и малых лениниан пришла монархиада - правда, не называемая так впрямую. Получилось как бы «говорим «Матильда» - подразумеваем последнего императора». Кроме этого, фильм Алексея Учителя благодаря теме сразу же заявился на попадание в один ряд романтических киноисторий мирового кинематографа. В «Матильде» без труда прочитывается русский аналог «Майерлинга» –  культового, скорее, из-за своей невероятной красочности кинорассказа о другом европейском монархическом доме прошлого. Тоже интересное совпадение: «Майерлинг», вышедший на экран по случайному совпадению в 1968-м, революционном для Европы (одновременно Западной и Восточной), в каком-то смысле тоже выполнял функцию огнетушителя, актуализировав интерес к разрушенному I мировой войной и революциями миру. Но между «Майерлингом» и «Матильдой» существует одна принципиальная разница: если оригинал – любовная история кронпринца Рудольфа Габсбурга - глубоко трагичен, то в романтической истории наследника российского престола и примы-балерины Его Величества императорского театра роковой для всей династии Гольштейн-Готторп-Романовых финал вынесен за скобки киноповествования. А посему любовный эпизод вел. кн. Николая Александровича воспринимается намёком на некое альтернативное развитие событий, «если бы да кабы»... Иными словами, это уже совсем не та история, которая «не знает сослагательного наклонения», а, скорее, одна из версий отечественного «непредсказумого прошлого». Если смотреть на русскую историю, применяя оптику «Матильды», то как бы и трагедии российского правящего дома не было… Но, руководствуясь эмпирическими фактами, она всё же была, более того, не будь её, не было бы и церковной канонизации в РПЦ МП императора-страстотерпца.

Творческое начинание, на которое государство сделало ставку в юбилейный год, без консультаций с РПЦ МП (собственно, зачем, если церковная корпорация поддерживает все начинания власти?), как это ни покажется странным, объективно спасли протесты православной общественности («царебожников») под водительством неутомимого экс-прокурора Поклонской, обратив острие  неприятия на персону режиссёра и саму концепцию фильма. Участники скромных по своим размерам протестных акций, пока дело ограничивалось молитвенными стояниями, т.е. не выходило за рамки законности, пользовались либо официальной, либо негласной поддержкой как РПЦ МП в целом, так и значительной части её иерархов. Автору этих строк известен лишь единственный случай, когда глава Воронежской митрополии РПЦ МП заявил, что не допустит на подконтрольной ему территории антиматильдиных протестов, кстати, вовсе не из-за согласия с позицией режиссёра, но чтобы всё было по-церковному тихо и чинно. Тем не менее, протесты в его епархии всё же состоялись, пускай и с участием всего нескольких человек.

История «Матильды» наглядно демонстрирует характер взаимоотношений «сообщающихся сосудов» – постсоветской власти РФ и её крупнейшей партнёрской корпорации, претендующей (ни много, ни мало) на «духовное водительство» всей страной, населяемой, надо заметить, не одними практикующими или, как минимум, идейными православными. Однако, несмотря на систематические декларации относительно симфонии «светской и духовной властей», - в одних случаях в виде идеала, в других в качестве уже существующей действительности (сообразно сталинской формуле «социализм, построенный в основном»), как и поддержку со стороны РПЦ МП власти по ключевым вопросам государственной политики, -взаимоотношения патриархии с госструктурами строятся по схеме просителя и дающего от собственных щедрот. А дающий всегда может поступить по своему усмотрению… При общей результативности такого церковного курса, особенно если принять во внимание фактор времени, иерархам в своей административной повседневности постоянно приходится вести торг с властью, выбивать очередные преференции. Сформировались эксклюзивно-партнёрские отношения, включая указанный «изъян» в далёкие уже 90-е, когда РПЦ МП приступила к практической реализации собственных представлений о дОлжном порядке сотрудничества с госструктурами. Активно предлагавшийся патриархией формат не вызвал неприятия тогдашней власти, у которой отсутствовало сколь-нибудь внятное представление о характере государственной политики в религиозной сфере, адекватной прописанному в Конституции правовому принципу свободы совести и характеру светского государства. Образцом же для патриархии послужили стандарты, присущие государственной Церкви, правда, с поправкой на отсутствие у сегодняшней РПЦ МП соответствующего юридического статуса и, как следствие, чётко прописанной строки бюджетного финансирования.
В формате отношений эксклюзивного партнёрства со стороны РПЦ МП самое важное условие тактического порядка, не колеблющее основ государственно-церковной симфонии, – упорствовать в доказательстве несоответствия религиозного (неотмирного) подхода светскому по значимым для власти, однако ж второстепенным вопросам.

Первый раз оно зримо проявилось в вопросе о признании царских останков во второй президентский срок Ельцина. Главным было участие Алексия II в избирательной кампании на стороне Ельцина в 1996-м и публичное благословение, данное на второй срок первому президенту, второстепенным - церковное «особое мнение» о принадлежности останков. Впрочем, на тот момент вопрос царских останков был хоть и из разряда второстепенных (имевших отношение к свершившейся давно истории), однако для могильщика коммунизма Ельцина, который стремился перебросить символический мостик от России постсоветской к дореволюционной, куда более значимым, чем для Путина образца второй половины своего 3-го срока. Без малого 4 года назад путинская Россия установила собственный символический отсчёт времени от победного мая 45-го,  Ялты и Потсдама, разумеется, с предшествующим тому соединением советского гимна с имперским гербом. В таком отсчете ни Николай, ни Ленин не выглядят ключевыми фигурами прошлого. Посему власти спокойно по своему усмотрению без всяких консультаций с РПЦ МП запустили собственную антиреволюционную мифологему под маркой «Матильды».

В таких условиях уход в «неотмирную» версию «ритуального убийства» для РПЦ МП вполне закономерен. Но власть уже этим не проймёшь, дополнительных преференций тоже не заработаеть. Что же до власти, торопиться ставить точку в уголовном деле о расстреле царской семьи к очередной круглой дате 2018-го ей совершенно не обязательно.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования