Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
18 декабря 21:17Распечатать

Герман Тергуев. «ЕСТЬ ТРИ ПРОЯВЛЕНИЯ БОГА НА ЗЕМЛЕ – ПРИРОДА, ЛЮБОВЬ И ЧУВСТВО ЮМОРА». К 40-му дню с момента кончины р.Б. Михаила Задорнова


Некрологи принято писать сразу по смерти человека, но размышления о жизни и поисках душевных почившего Михаила Задорнова будут уместны скорее на 40-й дней. Особенно из-за скандально болезненной истории с его предсмертным соборованием и «примирением с Богом и Церковью», как это декларируют всем ее глашатаи.

Когда Михаил Николаевич умер, я удивился его возрасту - и не подумал бы, что ему было почти 70 – в сознании он "законсервировался" на условных 50+. Омолаживающий эффект йоги и вегетарианства? Помнится, еще в старших классах школы определил его как "любимого сатирика" - не потому, что есть менее любимые или нелюбимые вовсе – мне в принципе неинтересен и органически чужд этот жанр. Просто вопрос такой был у одноклассницы в "дневнике" (или как это тогда называлось).

Книги, фильмы, экспедиции - все, чем занимался Михаил Николаевич помимо профессиональной эстрадной деятельности в последние 10-15 лет, выявили два условно-враждебных лагеря среди небезразличных – сторонников и противников, помимо прочих «почитателей сатирического таланта». К первому относились соработники и единомышленники по цеху альтернативной истории и мифотворчества, второй составили «официальные» ученые и просто здравомыслящие граждане, решившие, что у Задорнова окончательно «поехала крыша». После смерти к ним добавился еще и лагерь «торжествующих православных».

Не буду вдаваться в эволюцию взглядов и развитие интересов Михаила Задорнова и уж тем более - их оценивать. Неумно и неуместно сейчас комментировать его увлечения «язычеством», "ведизмом", "пРа-русью", йогой и их возможную предсмертную переоценку. Тем более, что псевдонаучность подобных его фильмам про «Вещего Олега» и «Рюрика» историософских штудий и лингвофричество изучены давно историками, лингвистами и даже психиатрами.

Тот кластер неоязычества, к которому был причастен Задорнов, представлен именами Левашова, Трехлебова и иже с ними. Это довольно гремучая смесь конспирологии, теорий заговора, палеоконтакта, искусственно удлиненной истории Руси-России, лингвофричества и спекуляций на неоязыческой мифологии. Учения Левашова, Трехлебова и их единомышленников были неоднократно признаны зловредными, извращающими суть «правильного», «истинного» родноверия на съездах большинства русских язычников ортодоксального толка. Славяно-Арийские веды и некоторые серии фильма «Игры Богов», к созданию которого Задорнов тоже имел отношение, и вовсе признаны в РФ экстремистскими материалами. Впрочем, с учетом большинства «достижений» бравых антиэкстремистских воителей последних лет, это мало что значит.

Интересно другое – насколько серъезно сам Михаил Задорнов воспринимал те идеи, мысли, течения, которые изучал и популяризировал? Очевидно, это было сильным увлечением последнего периода жизни – а не  "верой" в религиозном смысле этого слова. Увлечением "РОДНОЙ верой" – вместо облыжного симулякра от ООО «РПЦ». Интерес к другому, настоящему и живому языку - ведь он был мастером слова, - вместо на глазах вырождающегося официозно-блатного новоросского слэнга. Задорнов искал древнюю, волшебную и праведную историю вместо переписываемой на наших глазах истории «официальной». И в этом увлечении он был особенно тактичен и вежлив – ни в одном из нескольких крупных его фильмов мне не встретилось превозношения язычества и поношения христианства. Лишь поиски Разумного, Светлого, Вечного. И если он ошибался и заблуждался в своих поисках - то наивно, искренне, беззлобно и безобидно.

Мне не довелось быть лично знакомым с Михаилом Задорновым, а вот знакомый волхв Любомир, неплохо знавший Задорнова, в одном из посмертных некрологов рассказывал, что «писатель останется в памяти родноверских общин жизнелюбивым, искренним и отзывчивым человеком». Но Любомир подчеркивает, что сатирик относился к родноверию «неформально»: «С одной стороны, он поддерживал веру в родных богов, с другой стороны, официально не входил ни в какие общины и родноверческие группы... Он сделал для продвижения языческих идей в массы больше, чем иные группы родноверов, вместе взятые… Задорнов — яркий представитель культуры родного языка, родной речи, жизнелюбия, жизнерадостности, веселого, искреннего отношения к жизни. Это и есть суть язычества — любить жизнь и извлекать уроки из всех ее проявлений — иногда сквозь смех, иногда сквозь слезы». 

Смерть Задорнова вызвала водовороты фантастических гипотез, химерических версий, грязных плясок на костях и откровенную поживу. Конспирологически озабоченные сторонники и адепты, скорбя, немедленно внесли покойного в мартиролог подвижников-просветителей и жертв сионистского мирового правительства – где уже значатся ученая Жарникова, космонавт Гречко, уфолог Чернобров и прочая, прочая. Версия "убийства НЛО" тоже прозвучала, на всякий случай и до кучи.

Забавно, что в то же время прозвучали не предположения даже – УТВЕРЖДЕНИЯ: дескать, а «мама-то его еврейка».

«Памятная» программа «Ушел после исповеди» оперативно вышла на канале «Царьград», прекрасно иллюстрируя нравы «воинствующей и побеждающей Церкви». Акцент делался именно на покаянии в «изучении язычества», ведущие постоянно переводили разговор на «примирение с Богом» в смысле «возвращение в Церковь». Участники программы живописали своей склокой в прямом эфире лица истинно православных, скорбящих о ушедшем собрате, и торжествовали победу православия над «языческим помрачением» усопшего. Присутствовавший священник задавал правильный тон: «Раскаялся в изучении язычества и примирился с Богом». Артист Гия Гагуа истошно заходился в банальщине «настоящего Бога, православного, Иисуса Христа, он полюбил в конце», «кому церковь не мать…», но особенно в своем остервенении колоритен был академик Заграевский: «Ну, конечно, буддизм, ну поувлекался он там, не его это, русский он человек, москвич…». Бедняга-кришнаит Святослав Ещенко, прекрасно знавший Задорнова, приглашенный для лицемерной иллюстрации «толерантности», пытался было вежливо охолонить разошедшихся собеседников: «Михаил Николаевич всю жизнь был с Богом, и я бы сейчас не пиарил церковь за счет его смерти», но его немедленно заболтали.

Доползшие немедленно аж до «Википедии» слухи не только о соборовании, а еще и о предсмертном крещении Задорнова все тем же злополучным, иначе уже и не скажешь, священником пришлось пресечь его другу Максиму Галкину - он рассказал, что крестился Михаил Николаевич еще четверть века назад.

«Не лучше ли при жизни быть хорошим человеком», – пел Высоцкий в песенке о переселении душ. Михаил Задорнов заслужил это при жизни – библиотекой в Риге, памятником Арине Родионовне, помощью сиротам, да и наверняка еще многим, о чем мы не знаем. Он дарил людям радость – и заставлял их думать. Светлая и добрая ему память.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования