Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
18 сентября 21:10Распечатать

Умар Ленинградский. МЬЯНМЕ НУЖЕН ГАНДИ. Трагедию народа рохинджа пытаются использовать «политики от религии»


Мьянма, Бангладеш, рохинджа, мусульмане, буддисты, геноцид, контртеррористическая операция… Что же там на самом деле происходит? - Не поймёшь, пока не увидишь своими глазами, причём с обеих сторон конфликта, сохраняя при этом непредвзятое отношение.

Однако ехать в Мьянму далеко, да и не безопасно. Можно было бы махнуть рукой, в надежде, что это нас не коснётся и всё само самой наладится. Однако на нашем постсоветском пространстве конфликт в далекой Мьянме уже аукается. В Москве перед посольством Мьянмы «несанкционированно» собралось около 1000 человек, в Грозном, на главной площади, - около миллиона, выступил Рамзан Кадыров, подобный митинг прошёл в Бишкеке и других городах. Мусульмане разгневаны и хотят мстить. О том же, кстати, заявил глава Аль-Каиды и, конечно, призвал к этому. Но вроде бы это всё пока «вариации на тему»: российские или центральноазиатские мусульмане не поедут в Мьянму защищать рохинджа от буддистов.

Но вот уже в Бишкеке отменили футбольный матч Кыргызстан – Мьямна, из-за опасности беспорядков и терактов. Футболисты-то причём? Страшно подумать, к чему может привести эта волна ненависти в дальнейшем. Гнев ищет выхода, и если его не остудить, то он может подтолкнуть людей к слепой жестокости. В таких случаях замалчивать проблему нельзя, в ней нужно разобраться и призвать участников конфликта к здравому смыслу, иначе люди окажутся безоружными перед теми, кто, исходя из каких-то своих интересов, хотят разжечь конфликт.

Трагические события в Мьянме – это не что-то принципиально новое. Подобное и гораздо худшее происходило и происходит в мире. Люди, к сожалению, легко впадают в гнев и ненависть, опускаются до насилия. Афганистан, Пакистан, Ирак, Сирия, Палестина, Израиль, Чечня, Украина, Кыргызстан, Осетия, Грузия, Ливия, Бахрейн, Египет, Сомали, Нигерия, Руанда… Кстати, нигде из этих стран буддисты особо не представлены, хотя в древности в некоторых из них жили. А куда же они делись? Пришли мусульмане и обратили всех в свою веру, причём процесс этот был не всегда мирный. До недавнего времени буддисты всегда были жертвами и потерпевшими: взять хоть Тибет. Было что-то в Шри-Ланке с Тиграми Освобождения Тамилилама - индуистами, но как-то затихло. Индуисты, кстати, тоже в VII – X вв. буддизм жестоко искореняли. Характерно, что буддисты насчёт направленного против них геноцида не шумят. Что было - то прошло. Даже уничтожение самых высоких изображений Будды в Баньяна не заставило буддистов призвать единоверцев к мести. В то же время не так давно ролик из «YouTube”, в котором буддист сжёг Коран, привел к массовым нападением на буддистов в преимущественно мусульманском Бангладеш.

Может, СМИ и блогерам, вместо того, чтобы раздувать вражду, стоит пролить свет на факты дружбы и взаимопомощи между буддистами и мусульманами? Например, есть такой буддийский монах Дзюнсэй Тэрасава, который часто приезжает в Кыргызстан. Он со своими учениками немало сделал ради мира в исламских странах. В 1995 году инициировал и провел Марш Материнского Сострадания Москва – Грозный. Потом молился с учениками вместе с чеченцами за мир в самой Чечне, из-за чего его с учениками даже на неделю посадили в фильтрационный лагерь российской армии, а потом выслали. Но Тэрасава продолжал молится за мир в Чечне: когда в 1999 г. там началась Вторая война, выступал в ООН в защиту мирных жителей Чечни. Подобную деятельность он вёл в Ираке, Палестине и Пакистане… В той же Чечне в XIX веке жил признанный святым шейх Кунта Хаджи, который учил ненасилию, и за ним последовали все чеченцы, что принесло мир на Кавказ и позволило этому народу выжить на своей земле. Шейх учил: «Не отвечайте злом на зло, ибо это порождает ещё большее зло. Любое зло противно Всевышнему Аллаху. Карать злодеев, миловать добродетелей - воля Всевышнего. Вы победите злодеев и насильников отторжением их от себя, совершенствуя свои души и свой тарикат. Чем яснее, крепче и справедливее ваш путь, тем труднее станет злодеям и насильникам. Они не смогут выдержать силы вашей правды, чувствуя, что Всевышний на вашей стороне. Они не выдержат противостояния Всевышнему и вашему тарикату. Время работает на вас, ибо оно работает на справедливость». Именно такого лидера не хватает сегодня мусульманам рохинджа. Власти Российской империи сгноили Кунта Хаджи в тюрьме, когда ему было только 30 лет, но он спас свой народ - остановил кровопролитие ценой своей жизни. Сегодня почти все чеченцы считают его своим духовным учителем, но учение его забыто.

Да, в Мьянме происходят ужасные события, продолжается кровавый конфликт между мусульманами рохинджа и бирманскими буддистами, в котором последние, как более сильная сторона, одерживают верх. Но что интересно, в Мьянме мусульмане живут не только в штате Ракайн – Аракан, но и в других частях этой страны, где не происходит погромов и нападений на мусульман. Более того, идеолога единственного в этой стране антиисламского движения «969» безграмотного буддийского монаха Ашина Вирату в 2003 году посадили на 26 лет в тюрьму за разжигание межрелигиозной розни, и это в то время, когда диктаторская власть Мьянмы уже вела жестокую компанию по вытеснению рохинджа из страны. Правда, в 2010 г., под давлением международных правозащитных организаций, монаха выпустили, и он сегодня продолжает подливать масла в огонь, но на последнее его выступление пришло всего 200 человек, а в буддистском мире его воспринимают как маргинала, проповедующего собственное учение, противоречащая заветам Будды, согласно которым ни в коем случае нельзя причинять вред ближнему. Это как-то плохо вяжется с тем, что «в Мьянме идёт религиозная война».

Рохинджа являются потомками индоариев – бенгальцев, переселявшихся, начиная с XVI в., в Мьянму из современной Бангладеш, а бирманцы – монголоиды, родственные тибетцам, переселившиеся в Мьянму в VIII в. В общем, налицо конфликт двух этнических групп за землю и ресурсы, в котором религия лишь используется. Кстати, об этнической природе конфликта власти Мьянмы говорят прямым текстом. Поэтому особенно обескураживает позиция религиозных лидеров, которые используют такие конфликты и войны или разжигают их для распространения своих вероучений, разглагольствуя отрывками из священных писаний, вырванными из контекста, чтобы упрочить свою власть и увеличить свои богатства. Это похоже на безумие - поджигать разные квартиры дома, в котором ты сам живёшь, в надежде получить от этого свою выгоду.

В Мьянме, как и в Сирии, на Ближнем Востоке, на Корейском полуострове, на китайско-индийской границе, нужно призвать к прекращению кровопролития с обеих сторон и к разрешению конфликта мирным путём, через переговоры и взаимные уступки. Все конфликты только так и прекращаются. Если же призывать к мести и сеять ненависть, то кровопролитью и горю не будет конца.

Как же нам сегодня не хватает людей масштаба Махатмы Ганди. В 1948 году, силой своего духовного авторитета, объявив голодовку до смертельного исхода, он смог остановить кровавый конфликт между индуистами и мусульманами, в ходе которого погибло 700 000 человек, чем предотвратил гражданскую войну и спас Индию от окончательно развала. За это Махатма Ганди поплатился своей жизнью. Индуистские экстремисты решили, что он принял сторону мусульман и убили его. Но его жертвенная смерть лишь возвысила его и превратила в легенду. По крайней мере, если мы вспомним об этом, то, может, сможем внести вклад в прекращение пламени насилия, охватывающего Землю. Ганди был индуистом, но он понял, что истинная религия учит любви к ближнему, в том числе и к врагу.

Закончу вопросом Мхатмы Ганди, над которым нам всем стоит подумать. В свете трагических событий в Мьянме этот вопрос особенно касается народного лидера Мьянмы, лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи, которая после 15 лет, проведённых в заточении, была выпущена своими оппонентами-военными на свободу, и сегодня её партия стала правящей, но только формально, ведь по-прежнему военные в Мьянме всё контролируют и никому не подчиняются. Итак, вопрос: «Почему миллионы людей позволяют убедить себя убивать других, или идут на сознательный риск быть убитыми, или искалеченными на войне, но так мало находится людей даже среди самых неистовых пацифистов, которые были бы готовы отдать свою жизнь за дело мира?»

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования