Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
26 июня 20:18Распечатать

Сергей Бычков. УГАСАЮЩИЙ ИНСТИТУТ. Писать о современном состоянии легендарного Свято-Сергиевского богословского института в Париже нелегко…


Недавно в YouTube появился документальный фильм в двух частях «Сергиевская горка». Смысл этого незатейливого фильма сводится к тому, что когда-то Свято-Сергиевский богословский институт в Париже славился на весь православный мир своими преподавателями и их высоким богословским уровнем, а ныне - угасает на глазах. Доля горькой правды в этом фильме есть. И не потому, что наконец-то выселили их трехкомнатной институтской квартиры протоиерея Николая Озолина, который, будучи деканом, довел его до разрухи. Исторически сложилось так, что после Второй мировой войны большая часть преподавателей и наиболее талантливых выпускников института перебралась в США, где его эстафету приняла Свято-Владимирская семинария. И поддерживала высокий уровень преподавания вплоть до 1992 года, когда скончался декан семинарии протопресвитер Иоанн Мейендорф.

Сегодня Свято-Сергиевский богословский институт находится на грани закрытия. Многие проблемы связаны с Уставом института. В уставе Парижской архиепископии (а институт исторически находится в  канонической зависимости от нее) ясно определен статус правящего архиерея как ректора Богословского института. В прошлом году институт получил государственную лицензию, с правом выдавать дипломы, чтобы не иметь зависимости от ректора-архиерея. В былые времена без подписи архиерея диплом не считался действительным. Нынешние реформы устава связаны со скандалом вокруг предшественника архиепископа Хариопольского Иоанна (Реннето) - архиепископа Телмисского Иова (Гечи). Духовенство и преподаватели института помнят, как архимандрит Иов (Геча), будучи деканом Свято-Сергиевского богословского института, оскорбил греческого студента, дав ему подщечину. Всех также шокировал случай, когда в дни Страстной седмицы Иов, уже будучи архиепископом, в присутствии прихожан вступил в драку со своим секретарем Андреем Гудко. Их пришлось разнимать на церковном дворе присуствующим клирикам. В 2009 году Иов вынужден был покинуть архиепископию, оставив после себя тяжелую церковную смуту.

В течение почти пяти лет русская паства Константинопольского патриархата оставалась без епископа. С 2016 года викарием Западно-Европейского экзархата русских приходов был избран епископ Иоанн (Реннето), выпускник Свято-Сергиевского богословского института. По мнению члена Административного совета архиепископии Даниила Струве, “новоизбранный епископ Иоанн является одним из старейших клириков, связанных с движением за французское православие, и его назначение Синодом Константинопольской Церкви можно рассматривать как запоздалое признание местного укоренения Русского экзархата, изначально созданного для окормления русских эмигрантов в начале 20-х годов прошлого века. Это назначение является также со стороны Константинопольского Синода знаком поддержки Русскому экзархату, дальнейшее существование которого было поставлено под вопрос в смутные месяцы местоблюстительства митрополита Эммануила Гальского”.

Видимо, намереваясь смягчить реформу устава, в прошлом году Административный совет института без каких-либо веских оснований решил заменить термин “ректор”, присвоив архиепископу Иоанну титул “канцлера”. Владыка Иоанн его не принял, чтобы продемонстрировать административную независимость института от архиерейской власти.

Весной этого года Богословский институт, а точнее его Административный совет, председателем которого является Жан-Франсуа Коллосимо, направил письмо о расторжении контракта руководству архиепископии, которая является владельцем подворья и сдавала внаем за символические деньги помещения для Свято-Сергиевского института в течение последних 92 лет. Обычно письма такого рода посылаются за 6 месяцев до даты расторжения. Причина расторжения договора - нежелание участвовать финансово в работах по реставрации подворья. Конечно, помещения института не такие уж ветхие и можно было бы продолжать в них обучение. Но выбор был сделан Административным советом института. Он решил не закрывать институт, а продолжать обучение в другом месте, избежав таким образом всякого рода неудобств, а самое главное - необходимости искать финансирования для производства работ на подворье.

Бывший директор французского Национального центра книги Жан-Франсуа Коллосимо - человек авторитарный. Ныне директор католического издательства “Cerf”, где после своего прихода уволил сразу 80 % сотрудников. Он из новообращенных (не из православной семьи) французов. Преданность русских по отношению к  эмигрантскому и церковному прошлому для него  непонятна. История “золотого века” института не вызывает в нем никаких ностальгических чувств, а предвиденье отцов-основателей института волнует еще в меньшей степени.

Не выступил в защиту института и его декан - протоиерей Николай Чернокрак, серб по национальности. Хотя его жизнь и служение тесно связаны со Свято-Сергиевским институтом. В 1967-72 годах он учился в Белградской духовной семинарии, а затем - на богословском факультете Белградского университета и в Афинах. В 1973 году приехал в Париж. Учился в Сорбонне на философском факультете и в Свято-Сергиевском православном богословском институте  с 1973-го по 1978 год. В 1980 году защитил докторскую диссертацию «Об учении Оригена и Дионисия Ареопагита» в Высшей школе социальных наук. С 1981 года преподавал Новый Завет в Свято-Сергиевском богословском институте. Стал профессором института. В 1984-94 годах - инспектор Свято-Сергиевского богословского института. В 1985 году был рукоположен во диакона и священника. Хотя он не является членом Административного совета института, его позиция, если б он высказался в защиту института, имела бы большой вес.

Три месяца назад Епархиальный совет архиепископии получил официальное письмо с просьбой о расторжении контракта на использование помещений Сергиевского подворья. Начиная с 30 октября, институт свободен от каких-либо обязательств по отношению к Сергиевскому подворью. Быть может, это своеобразная уловка для того, чтобы избежать финансовой ответственности за катастрофическое состояние Сергиевской горки, на которой институт был "квартиросъемщиком" более девяти десятилетий. Голосование Административного совета института по вопросу об аренде проходило в отсутствие некоторых членов совета. Учитывая важность проблемы,  было бы логично требовать не только кворума, а как можно более полного собрания совета. Все, кому дорог институт, были возмущены.

Необходимо ли срочное производство реставрационных работ Сергиевского подворья? Да, оно продиктовано - с одной стороны - ветхостью помещений, с другой  - предписанием префектуры Парижа о обязательности работ. В противном случае префектура может запретить доступ прихожан на Сергиевское подворье. А это будет означать, что институт и приход должны остановить свою деятельность вплоть до нового распоряжения властей, при условии выполнения предписанных префектурой реставрационных работ. К сожалению, некоторые здания подворья имеют трещины. Результаты исследований грунта, проведенных в прошлом году, свидетельствуют, что вследствие плохого содержания ливневой канализации появились воздушные пустоты в грунте. Они способствуют движению Сергиевской горки. Как следствие этих колебаний грунта - появление трещин в стенах административных и церковных помещений. Единственная возможность остановить этот процесс - произвести дорогостоящие работы, связанные с укреплением грунта. Можно просить об участии государственных структур в частичном финансировании до 40 %, но это возможно при условии наличия на счету остальных 60 %. Так составлены французские законы! В эти дни начинаются срочные работы по укреплению грунта. На счету архиепископии имеется приблизительно 4 % от необходимой суммы.

Остается надежда, что архиепископ Иоанн обратит внимание на священника Кристофа Далуазио, доктора богословия, создателя и возглавителя Богословского института св. Иоанна Богослова в Брюсселе, инспектора курсов православной религии Федерации Валлонии и Брюсселя. Рассчитывать на поддержку Вселенского патриархата в этом деле не приходится – у о. Кристофа Далуазио конфликт с греческой митрополией, пытающейся монополизировать преподавание православия в Бельгии. Отец Кристоф, будучи человеком не только высокообразованным, но и энергичным, пользующимся большим авторитетом среди прихожан, мог бы мобилизовать силы не только русской эмиграции, чтобы направить их на спасение института.

Ситуация со Свято-Сергиевским богословским институтом еще раз свидетельствует о тяжелом кризисе “мирового православия”. Постепенно угасают высшие духовные заведения не только на территории России. Снижается их уровень в Восточной Европе, Греции и даже в США. Вместо того, чтобы объединить усилия православных и создать высшую духовную школу на базе уже существующих, продолжаются бесплодные споры о первенстве, тратятся безумные деньги на приобретение и строительство новых “духовных центров”, в которых некому преподавать. Приобретение Россией участка земли в центре Парижа, где ныне возведен бездарный по архитектуре Культурно-духовный центр с храмом, зажатым с двух сторон административными зданиями, обошелся в 60 миллионов евро. Реставрация Свято-Сергиевского института оценивается в десять раз меньше. Неужели знаменитый институт не доживет до своего столетнего юбилея?

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования