Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
05 апреля 20:48Распечатать

Александр Зорин. ГРАЖДАНЕ, ПОСЛУШАЙТЕ МЕНЯ… Памяти Евгения Евтушенко и «духовности 60-х»


В заголовке этой статьи - название известного стихотворения Евгения Евтушенко, начальные строчки которого были: «Я на пароходе «Фридрих Энгельс», а в душе моей такая ересь…». В книжное издание советский редактор не пропустил явную крамолу, и автору пришлось её смягчить: «Я на пароходе «Маяковский», а в душе Есенина берёзки»…

1963 год. Уже вынесли Сталина из Мавзолея, о чём евтушенковские стихи «Наследники Сталина» ходили по Москве в машинописных копиях, прежде чем появились на газетной полосе. Ещё теплилась Оттепель. Но её поверхностные процессы не достигали вечной мерзлоты. Кровавую эпоху репрессий власть сочла «ошибками времён Культа личности», и страна, спотыкаясь, продолжала шагать по ленинскому курсу. Ереси пресекались.

А голос на палубе парохода надрывался: «Граждане, послушайте меня…». Это был крик души, прорыв к откровению, к отзывчивости… Почти жест протеста, потому что «вся песня, в целом-то, мелка, кроме… этого мучительного с кровью: «Граждане, послушайте меня»». Песенка из блатного фольклора, затопившего Россию после реабилитации уголовников в 1953 году. Но Евтушенко повторяет лишь одну строчку, главную, цепляющую за живое. В мире тотальной глухоты тех лет и безразличия друг к другу это был знак шевельнувшейся совести.

Лирика Евтушенко 60-х годов, особенно гражданская, взывала к   элементарным человеческим чувствам, при которых душа оттаивает и начинает прислушиваться. К его голосу и прислушивались миллионы, когда читали «Бабий Яр», «Могила, ты ограблена оградой», «Москва-Товарная», «Мёд», «Поэт в России больше, чем поэт», «Танки идут по Праге» и многое другое, хватавшее за душу, взывавшее к справедливости. Когда выступал, вместе с несколькими поэтами, на стадионе в Лужниках, когда подписывал письма в защиту репрессированных. В дни Пражских событий, когда в Прагу вошли советские танки, прошёл слух, что Евтушенко, потрясённый этим актом вандализма, покончил с собой. Слух превосходил возможное, но показательно, что он возник: люди верили, что Евтушенко на такое способен.

В шестидесятые годы пробилась сквозь асфальт государственной давильни молодая поросль диссидентов, горстка которых вышла на Красную площадь в знак протеста против подавления свобод в Чехословакии. Появились Самиздат, «Хроника текущих событий», новый карательный орган «Институт Сербского», массовые репрессии инакомыслящих. Личность Поэта стояла в ряду защитников гражданских прав. В конце 80-х, в своих публичных лекциях, отец Александр Мень не раз цитировал его строчки.

Пафос правдолюбия шестидесятников умещался в рамки социалистических идеалов. И для Евтушенко («Казанский Университет») и для Вознесенского («Лонжюмо») идеалы революции незыблемы. Вера в коммунистический рай не была для них утопией. Лик Ленина оставался иконой. Другой иконографии они не ведали и не признавали. А порой и юродствовали над другой верой. Христианский опыт противостояния злу был им чужд. Поэтому их правда была со щербинкой, если не сказать больше. Выстраданная - талантливо и даже гениально выраженная, силой голоса она хватала за живое, как тот солдат на бочкотаре из стихотворения Евтушенко. Не зря он его с собою сравнивает: «Я такой же – только без гитары». Не дозрело ещё в массе своей наше население до Истинных основ человеческой жизни. И дозреет ли когда?..

Но Евтушенко к ним стремился, подробно и противоречиво их выискивая.

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования