Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
30 марта 18:08Распечатать

Арье Ольман. ОТНОШЕНИЕ К НЕЕВРЕЯМ В СОВРЕМЕННЫХ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЙСКИХ ГАЛАХЕ И ФИЛОСОФИИ. Часть четвертая, заключительная


Начало – ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

 

«Пути мира» (Дархей шалом)

До сих пор (см. предыдущие части статьи) мы видели, что определённое толкование статуса ноахидов, а также мнение Меири позволяют полностью уравнивать евреев и неевреев в имущественных вопросах (фактически отменяя талмудические законы), а также признавать за «современным хорошим человеком» право на ѓалахический статус «праведника народов мира», отношение к которому должно быть как к любому праведнику. Кроме того, мы видели, что привлечение понятия «все созданы по образу Божьему» ѓалахически уравнивает евреев и неевреев во многих аспектах жизни, смерти и судьбы тела после смерти.

Однако пока остался невыясненным вопрос: действует ли это равное отношение, если оно вступает в противоречие с ритуальными правилами иудаизма? Например, в какой степени и при каких условиях можно ради нееврея нарушать субботу? Соблюдение субботы – вещь чрезвычайно важная в иудейской традиции, её нарушение оправдано только ради спасения жизни и здоровья. Но дело в том, что по изначальной мысли законодателей еврейство представляло собой настолько замкнутую общину, что только спасение жизни и здоровья еврея оправдывало нарушение субботы. Другие же народы в субботу должны были обходиться своими силами. Всем понятно, что уже много сотен лет евреи живут и поддерживают дружеские отношения со многими нееврейскими соседями, и поэтому встаёт правомерный вопрос: чем мой сосед слева отличается от моего соседа справа до такой степени, что соседа слева я в субботу спасаю, а соседа справа – нет?

Одно из самых распространённых в Средние века обоснований равноправного отношения к неевреям – «ради предотвращения опасности и вражды». Так, именно по этой причине еврейскому врачу уже в Средние века разрешили работать в субботу, не считаясь ни с какими субботними запретами, хотя теоретически он мог бы сказать: «У меня сегодня религиозный выходной, у вас есть свои врачи». Но есть и ещё одно обоснование, применимое и там, где никакой вражды нет.

Уже в Мишне и Талмуде сказано, что неевреев нужно приветствовать, подавать милостыню их беднякам (Рашба, Ран и Ритва к Гитин, 61а), хоронит их мертвецов и утешать скорбящих, посещать их больных «ради путей мира» (Гитин, 61а). Здесь имеются в виду любые неевреи, даже идолопоклонники. И это несмотря на то, что приветствовать идолопоклонника словом «Шалом», являющимся одним из имён Бога, вообще говоря, запрещено Торой: «Нет мира (шалом), сказал Господь, злодеям» (Йешаяѓу, 48:22).

А каков статус этих «путей мира»? Это правило – «пути мира» - применяется в талмудической литературе для описания водворения нормального порядка в обществе, чтобы там не было ссор. Речь не идёт об опасности для жизни! Так, из-за «путей мира» коѓен не может отказаться от своего права первым читать Тору в многолюдном миньяне, потому что сразу возникнет ссора: а почему он предоставил своё почётное право именно ему? Почему не мне? (Гитин, 59б). Из-за «путей мира» установили очерёдность пользования водой из арыка (Гитин, 59б). По той же причине постановили, что брать рыбу, попавшую в чужую вершу, или птицу, попавшую в чужую ловушку, а также отбирать находку у недееспособного – воровство (там же). Владелец поля не может прогнать с него нищих, о которых он знает, что они вовсе не нищие – из-за «путей мира» (Тосефта Пеа, 3:1). Можно давать человеку, которого мы подозреваем в обработке поля в субботний год, орудия для обработки злаков – хотя этим мы поддерживаем его в нарушении шмиты – и тоже из-за «путей мира» (Гитин, 61а; Швиит, 5:9). То же относится к подозреваемому в неотделении десятины от урожая (там же). Некоторые говорят, что именно по этой причине, чтобы соседи дружили, установили «эрув хацерот», вообще говоря, не нужный из Торы (Меири, Эрувин, 113; Маѓарша, конец Эрувин) – и читают благословение на его создание!

Итак, ради «путей мира»: читают благословение с именем Бога на установку эрува (не боясь произнесения имени Божия всуе); объявляют человека в некоторых ситуациях вором со всеми вытекающими последствиями; помогают нарушителям заповеди; нарушают запрет Торы. Повторяю: не во избежание опасности для жизни, а ради поддержания мирных добрососедских отношений как с евреями, так и с явными идолопоклонниками! По моему скромному разумению, по этой причине иудею можно, не оглядываясь ни на какую опасность вражды, лечить неевреев в субботу, преступая при этом через субботние запреты мудрецов: просто ради добрососедских отношений, ради правил хорошего поведения, свойственных хорошим людям.

***

Нееврейская благотворительность

Идеалом мира с точки зрения иудаизма (начиная с библейских пророков) является нравственное совершенство всех его жителей. Хотя у евреев нет заповеди обратить всех неевреев в ноахидов (см. их разные определения выше), но усилия в этом направлении весьма одобряются. Р. Хаим Фаладжи, опираясь на мнение «Ров даган», разрешает молиться за выздоровление нееврея: даже идолопоклонника – ради «путей мира», а тем более - не-идолопоклонника (р.Х.Д.Ѓалеви, статья в Тхумин 9). Мы уже видели, что существует разрешение молиться за упокой души нееврея (Ва-яшов ѓа-ям, 3:38).

В то же время в Талмуде приведён запрет советовать идолопоклоннику совершать добрые дела: дескать, пусть он останется злодеем, мера его зла переполнится и Бог его накажет (Йешаяѓу, 27:11). Так, утверждается, что пророк Даниэль (Даниил) был наказан свыше за то, что дал злодейскому царю Невухаднецару (Навуходоносору) совет (Даниэль, глава 4) «искупить грехи благотворительностью» (Бава батра, 4а). По мнению Хатам Софера, по этой же причине Бава бен Бута собирался каждый день приносить «жертву за сомнительный грех»: ведь он дал Ироду добрый совет перестроить Храм (Хатам Софер к Бава батра, 4а). От подобных личностей и благотворительность не принимают: а то зачтётся им это в заслугу и получат они награду в виде долгой жизни (ведь загробная награда им не светит), а зачем людям долгая жизнь нераскаянного злодея?

Важно отметить, что выдающийся авторитет современного сефардского еврейства р. Овадья Йосеф уточняет, что этот запрет касается только злодеев-идолопоклонников. Что же касается христиан и мусульман, то поскольку идолопоклонниками они не являются, всё это их не касается (в этом он опирается на р. Хаима Фаладжи, респонсы Шама Авраѓам, 51, стр. 131а). Так же писал и р. Ишмаэль ѓа-коѓен из Модены (Зера эмет, 112). И хотя иудеям не заповедано побуждать их к благотворительности, они не должны и мешать ей (Ябиа омер, 7, Орах хаим, 22).

А в респонсах Атерет паз (1, 3, Эвен ѓа-эзер, 4) подчёркивается важность не идолопоклонства, а именно злодейства: разрешено принимать благотворительность от «царей милостивых и стремящихся к справедливости». Таким образом они совершат добрые дела и получат за это Божественную награду в виде благополучного правления. Тем более разрешено способствовать исполнению заповедей ноахидом, принимать от него храмовые жертвы, и его пожертвования можно отдавать евреям (Рамбам, Законы о царях, 10:10). А в новейшее время р. М.Й.ѓа-леви Фром писал (Зхор зот ле-Яаков, 1971 г.), что с появлением государства Израиль ситуация изменилась: пусть Израиль крепнет, в том числе от пожертвований властей других стран. Тем более облегчается ситуация, если христиане, совершающие благотворительность в отношении иудеев, не преследуют миссионерских целей.

Ввиду этого и многого другого р. Ронен Нойвирт, раввин общины в Раанане и бывший глава организации раввинов «Бейт Ѓилель», разрешил участвовать в летних лагерях и программах, частично субсидируемых христианским фондом за Израиль «International Fellowship of Christians and Jews».

* * *

Итак, в четырёх статьях нашего цикла мы привели множество серьёзных и авторитетных ортодоксальных ѓалахических обоснований эгалитарного отношения к неевреям во множестве областей жизни. Настолько много, что, пожалуй, неравноправное отношение к неевреям в наше время обосновать гораздо труднее!

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования