Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
22 сентября 19:41Распечатать

Николай Карпицкий. ДОНБАСС: ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН. Часть четвертая - Испытания за свидетельство веры


Предыдущие части - ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ

Сепаратисты объявили о своей "поддержке православия", которое при этом понимали не как религию, связь с Богом и путь спасения, а как идеологию. К сожалению, и внутри Церквей также немало верующих, которые понимают религию прежде всего как идеологию. Это идеологическое истолкование православия стало идейно основой репрессий на Донбассе. Однако многие христиане пытались противопоставить идеологической трактовке свидетельство подлинной веры, и за это они подергались тяжелым испытаниям.

Молитва за Украину в центре Донецка

Если Славянск в апреле-июле 2014 г. контролировала одна группировка, то в Донецке было множество разных сепаратистских группировок, что придавало репрессиям ещё более непредсказуемый характер. Сначала репрессии были спонтанными, потом, когда сепаратисты определились, кого относить к врагам, стали более упорядоченными.

25 февраля 2014 года по инициативе Межконфессионального совета церквей Донецка и Донецкой области начался межконфессиональный молитвенный марафон «За мир, любовь и целостность Украины». Каждый день в центре Донецка проводилась коллективная молитва, в которой участвовали представители Церквей многих конфессий – православные, католики, протестанты и даже мусульмане. Молитвенный марафон стал примером духовного противостояния грубой силе.

24 мая 2014 года боевики разгромили молитвенную палатку, пригрозив расстрелять тех, кто ещё раз придёт молиться. Участник марафона пастор донецкой евангельской церкви «Ассамблея Божия» Сергей Косяк отправился в администрацию сепаратистов, чтобы обсудить инцидент. В администрации у него были знакомые, поэтому он надеялся на обычный разговор. Нужного человека он не встретил, а вместо разговора получил допрос, на котором пять человек его избивали ногами, руками, палками, плетьми, дубинками и даже молотками. На допросе присутствовал и доносчик – бывший член церкви, обвинявший пастора в пропаганде «антинародных» идей.

Развязка оказалась неожиданной. Спустя восемь часов пыток пришел командир и начал кричать на подчиненных, потребовал, чтобы те просили прощения и вернули все вещи. Потом подошел к пастору Сергею и сказал, что он был в реабилитационном центре «Новое Поколение» у пастора Тищенко в Першотравенске, но потом отступил от Бога, и, спасая Косяка, надеется получить какую-то милость у Бога [1]. Как можно понять по данному эпизоду, отношение к марафону у сепаратистов было враждебным, однако среди боевиков было много местных, которые лично знали молящихся, что как-то их сдерживало.

Помимо централизованной структуры сепаратистов, в Донецке действуюи и различные автономные группировки, в которых уже не встретишь сочувствующего командира. Одна из таких радикальных группировок, «Русская православная армия», 4 июля 2014 года взяла в плен греко-католического священника Тихона Кульбаку. Он был постоянным участником молитвенного марафона, а также являлся секретарем Межконфессионального совета церквей и религиозных организаций Донецкой области, объединяющего около 60 церквей разных конфессий. Страдая диабетом, о. Тихон без лекарств провел 12 дней в плену. Выжил чудом. Трижды его выводили на расстрел, но всякий раз стреляли поверх головы [2]. Всё это время друзья о. Тихона вели переговоры о его освобождении. «Во время допросов похитители все время подчеркивали, что это мне наказание за то, что я священник "неправильной" церкви, – вспоминал о. Тихон. – По их утверждениям есть только одна "правильная" церковь Московского патриархата, территория Донбасса – это единая неделимая Русь, а я – предатель, дончанин в 9-м поколении, а сам – подпольный "бандеровец"» [3]. Наконец, о. Тихона, едва живого, бросили одного в машине. Вечером ему позвонили с требованием покинуть территорию ДНР, угрожая расправой с паствой, и о. Тихон вынужден был покинуть родной город.

Несмотря на нападения на молитвенную палатку и аресты участников акции, молитвенный марафон продолжался до августа. 8 августа 2014 года, сразу после молитвы на площади, был похищен пастор молитвенного марафона Александр Хомченко, которого вывезли в Макеевку (вместе с ним захватили другого протестантского пастора – Валерия Якубенко, которого отпустили через сутки) [4]. Боевики обвиняли пастора Александра в организации несанкционированного митинга в помощь украинской армии, а также в "вовлечении людей в секту". Боевики заявили, что "здесь должна быть только одна религия". В течение четырех дней Александр Хомченко подвергался пыткам – избиениям и многократному удушению с помощью противогаза. В сознание приводили, поднося к носу ткань, смоченную в этаноле, что вызывало сильное жжение и приступы кашля [5]. В этот момент сепаратисты мешали пастору отдышаться, нанося удары дубинками по груди спине. Так они понимали "учение Христа по-православному".

Начавшаяся после прихода в Донецк Игоря Стрелкова (Гиркина) серия арестов участников молитвенной акции вынудила их уйти с площади, и молитвенный марафон стал проходить по домам.

Похищения христиан на оккупированных территориях

С появлением Стрелкова (Гиркина) положение христиан в Донецке резко ухудшилось. С одной стороны, в Конституции "Донецкой народной республики", принятой 14 мая 2014 года, господствующей верой объявляется православие в исповедании Московского патриархата, с другой стороны, у многих сепаратистов были друзья и родственники среди протестантов, и поэтому в первые месяцы оккупации религиозная мотивация арестов присутствовала лишь эпизодически. В частности, 27 мая 2014 г. был арестован и провел сутки в плену римо-католический священник, участник молитвенного марафона, Павел Витек. В июле-августе гонения на христиан в Донецке стали носить систематический характер и достигли своего пика, после которого наметился их спад.

Репрессии шли не только в Славянске и Донецке, но и в других городах, в частности – в Горловке. 15 июля при выезде из Горловки был задержан боевиками ДНР римо-католический священник Виктор Вонсович. Отец Виктор был одет в одежду священника и при себе имел документы, удостоверяющие личность и сан священника. Несмотря на это ему пришлось провести в плену десять дней. Сепаратисты запретили ему возвращаться в свой приход под угрозой казни [6].

Пастор общины Церкви адвентистов седьмого дня в Горловке Сергей Литовченко в плену провел двадцать дней. Его арестовали 16 октября 2014 года. Во время проведения евхаристии в молитвенный дом ворвались боевики с автоматами, прервали богослужение и заставили прихожан разойтись, а пастора Сергея увезли на машине. Свои действия они объясняли тем, что «это православная земля и на ней нет места разным сектам» [7].

Пресс-центр гражданского движения «Все вместе!» в марте 2015 года опубликовал результаты мониторинга преследований по религиозному признаку на оккупированных территориях Донбасса: «Точно установлен факт убийства семи священнослужителей. В плену с избиениями и допросами побывали более 40 церковных служителей» [8]. Можно предположить, что реальное количество жертв значительно больше, просто информацию о них добыть пока затруднительно.

Дальнейшая эволюция репрессий

Первая волна репрессий против христиан имела мировоззренческое основание. Сепаратистам нужно было адаптировать свою картину мира к реальности, в которой протестанты и католики – враги «русского мира». Репрессии нарастали по мере того, как среди вооруженных людей менялось соотношение в пользу «неместных». Сепаратистских группировок было много, поэтому репрессии носили характер хаотичных бандитских нападений. Постепенно сепаратисты изгоняют всех подозрительных, а к оставшимся христианам привыкают. Поэтому мировоззренческое основание репрессий постепенно заменяется прагматическим, обусловленным необходимостью удерживать власть.

В Донбассе шли централизация власти и постепенное устранение харизматических командиров и автономных группировок. Это вело к изменению характера репрессий, которые приобретали упорядоченный и прагматический характер. В связи с этим возникает необходимость в каких-то единых правилах управления. Это выражается и в том, что вместо спонтанного захвата церквей сейчас сепаратисты настойчиво требуют их регистрации, что является первым шагом по принуждению к сотрудничеству. Зафиксированы единичные случаи возвращения захваченных церквей, а глава ДНР А. Захарченко не так давно даже признал католичество одной из четырех "традиционных" конфессий. Сепаратисты также поняли, что помощь протестантов нуждающимся снижает уровень социальной напряженности, и поэтому не препятствуют их гуманитарной, благотворительной и волонтерской деятельности. На смену грубой силе приходит моральное давление на христиан. Выражать нелояльность сепаратистским властям опасно даже внутри церкви, ведь могут донести. И всё же к политике «адресных» арестов нелояльных граждан легче адаптироваться, чем к хаотичным случайным арестам, как это было раньше.

Сейчас идет такой же процесс перехода от хаотичных репрессий к упорядоченным, который сопровождал становление других тоталитарных режимов. В этот период многим может показаться, что наблюдается даже некоторое послабление, однако это «послабление» в плане физического насилия сопровождается усилением контроля и морального давления.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] URL: https://www.facebook.com/sergey.kosyak.3/posts/1082855535062528

[2] Священник, которого трижды расстреливали // 62.ua - Сайт города Донецка, от 15.12.2014. URL: http://www.62.ua/news/689951

[3] Життя після полону. URL: http://www.kray.ck.ua/suspilstvo/postati/item/11361-zhittya-pislya-polonu-vira-%E2%80%93-ryatue-lyubov-ztsilyue#.VYw850YilAi

[4] Два протестантских пастора похищены в Донецке // Портал-Credo.ru. 11 августа 2014. URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=109124

[5] When god becomes the weapon. Report prepared by Center for Civil Liberties and International Partnership for Human Rights in the framework of the Civic Solidarity Platform. April 2015. URL: http://www.irs.in.ua/files/publications/2015.04_Report_Religious_persecution_in_occupied_Donbas_eng.pdf P. 12-13.

[6] Хронология террора: боевики "ДНР" и "ЛНР" преследуют христиан Донбасса // Сайт Института религиозной свободы, Киев, от 06.06.2014. URL: http://www.irs.in.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1456%3A1&catid=34%3Aua&Itemid=61&lang=ru

[7] Пастор Сергей Литовченко освобожден из плена боевиков «ДНР» // Сайт Института религиозной свободы, Киев, от 16.10.2014. URL: http://www.irs.in.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1472%3A1&catid=34%3Aua&Itemid=61&lang=ru

[8] Гоніння на християн в «ДНР» та «ЛНР»: священнослужителів вбивають, церковні будівлі відбирають // Сайт «Всі разом!» от 11.03.2015. URL: http://www.vsirazom.ua/vchinki/155-goninnya-na-khristiyan-v-dnr-ta-lnr-svyashchennosluzhiteliv-vbivayut-tserkovni-budivli-vidbirayut.html

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования