Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
03 марта 23:32Распечатать

Ольга Рощина. ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ СЦЕНАРИЙ ДЛЯ БАСНИ. Лебедь, Рак и Щука в христианском мире


Началось все в далеком 1054 году, когда Единая Церковь перестала быть единой. С тех пор так и повелось - выяснять запутанные межконфессиональные отношения всеми доступными методами и средствами. Невозможно найти лучшего воплощения в жизни замечательной басни Крылова. И вроде бы намерения у всех добрые, и усилия прилагаются немалые, и поумнели мы маленько за эти 950 лет. Но - воз и ныне там. И когда отвлечешься от своих личных конфессиональных переживаний и отойдешь немного подальше - для лучшего обзора местности - выясняется любопытная закономерность. На каждую льдину находится и свой луч солнца, и свой холодильник…

Сюжет первый. Бомба в кармане

Перед самым визитом кардинала Вальтера Каспера в Москву какой-то добрый человек побеседовал о взаимоотношениях Католической и Русской Православной Церквей с отцом Робертом Тафтом. Вариант беспроигрышный: интервью подобного рода станет настоящей бомбой. Стратегия предельно проста - несколько неосторожный ответов и никаких переговоров, никакого потепления не будет еще пару лет… Почтенный профессор, как полагалось по намеченному (кем?) сценарию, за словом в карман не полез. Все нарывы и любимые мозоли были вскрыты твердой рукой иезуита, не привыкшего к дипломатической мягкости и каким-либо компромиссам.

…Греко-Католическая Церковь Украины - самая многочисленная Церковь страны, и это обстоятельство умалчивается…

…То, что вызывает беспокойство православных - это сам факт существования других Церквей. Православные рассматривают всех этих людей как свою собственность, которая была отвоевана у них, отнята хитростью или силой…

…На европейской территории России проживает более 300 тыс. католиков, и 65 тыс. из них - жители Москвы. Абсурдно утверждать, что Церковь не имеет права образовать здесь свою епархию…Русская Православная Церковь назначает своего митрополита "Венского"…И это при том, что во всей Австрии не найдется и 5 тыс. православных…

…По существу, в русской православной иерархии есть три группы. Прежде всего, это настоящие сумасшедшие, крайне правые фанатики… Затем - те, кто подобно митрополиту Кириллу, открыты для общения, достаточно образованны, поддерживают экуменические идеи. И наконец, есть средняя группа - консерваторы, которые, однако, не будут с пеной у рта настаивать на своем…

"Ну, ее к чертям, эту Москву!" - подытожил он свое интервью. Слова свои, прямо скажем, отец Тафт недооценил. И началось…

Антон Салазкин:Этого иезуита нужно заковать в кандалы и посадить за учебники истории.

Клим: В Россию ж они лезут с единственной целью: готовить почву Нового Мирового Порядка. Торжественно Отрекшись На Втором Ватиканском Соборе от Христа его Церкви и ее Веры. эти "ребята" (термин Тафта), теперь могут служить только Сатане. Дадите им закрепиться в России они растопчут православных опираясь на силу ДОЛЛАРА… или ЕВРО…

Это комментарии только с www.portal-credo.ru. Те, которые можно почитать на более ортодоксальных форумах или просто услышать в беседах с православными гражданами, вообще цитировать неприлично (к примеру, на "Русской беседе" открытым текстом пишут о звериной ненависти иезуитов к Православию и врагах Христовой церкви)…

Впрочем, даже среди католиков получился разброд во мнениях. Уж казалось бы радоваться нужно таким защитникам, как уважаемый вице-ректор Папского института восточных исследований! Впрочем, многие так и делают, и это можно видеть на Форуме Русских Католиков (ФоРК):

Antony04: Старый ковбой ещё метко стреляет от бедра! Удивительно, что ушла уйма времени, прежде чем столь понятные и самоочевидные вещи были, наконец, высказаны. Весьма удачно, что такая оценка появилась до, а не после визита высокопреосвященного Вальтера в Москву. Никто из христиан не проиграет, если ложь будет названа ложью, шантаж - шантажом, а смысловые подтасовки кудесников с Данилова вала - вполне узнаваемой демагогией.

Для этой категории русских католиков громкий голос уважаемого профессора - признак того, что они не одни, что их не оставят в беде. Потому что самооборона, которую они вынуждены держать вот уже несколько лет, регулярно оправдываясь за каждое свое решение, - занятие очень утомительное и печальное. Между тем, чтобы не усугублять и без того сложное положение, католические иерархи не одобряют никаких протестов (хотя законных предпосылок для них достаточно). Эта позиция не всем понятна. Многих, не владеющих искусством дипломатии, как и отца Тафта, покидает терпение и объективный взгляд на вещи все больше смещается к субъективизму:

BratPavel: Увы... Но пока католики будут являть комплекс жертвы, всегда найдутся те, кто пожелает их ударить лишний раз.

Pavel: На мой взгляд, Католическая Церковь слишком часто и запуганно оглядывается на мнение православных по поводу ее присутствия в России. Полагаю, что это неправильно. Так что прав Тафт, даже если и высказался слишком резко. Вообще, повторю - я не понимаю причин постоянной оглядки нашей иерархии на реакцию Московской Патриархии. Ведь вполне понятно, что доминирующей религиозной силой российского христианского общества она очень быстрыми темпами быть перестает...

Украинские греко-католики о. Тафта уважают и поддерживают, утверждая, что добрая половина сказанного им - горькая правда:

Zmicier:Как греко-католик хочу заметить, что отец Роберт очень точно и правильно отметил нынешнее положение в отношениях РКЦ и РПЦ МП. Немудрено, что читая отзывы, складывается впечатление, что преобладает первая группа - "настоящие сумасшедшие". Несдержанность в высказываниях на правду говорит о низких моральных качествах. Можно сколь угодно кричать "сам дурак", "да как он посмел!!!", но это не решит всех проблем. P.S. Я думаю, что самый сильный гнев "Истинных рЮских православных" вызвал "особый" юмор отца Роберта. Да, вот такие они, иезуиты :))

Но даже иезуитский юмор о. Тафта не сильно развеселил, и радости в голосах, в общем-то, мало - неизвестно во что выльется подобный метод защиты в нашей непредсказуемой стране. Поэтому многие более осторожны с комментариями и совсем не одобряют топорной "тафтологии":

Евгений: О. Тафт, конечно, великий литургист, но подходит к своему делу как патологоанатом. То есть он очень хорошо знает, где в восточной литургике печень, а где мозжечок, и пытается на этом основании составить представление о том, как устроена восточная душа. Результаты подобных трудов у нас перед глазами…

Светские издания комментируют не богословскую и этическую сторону дела. Большее внимание уделяется так называемой ватиканской геополитике:

Впрочем, все это вполне объяснимо, если принять во внимание, что главная цель упомянутого интервью — скандал, призванный не допустить, чтобы в ходе визита В. Каспера произошли какие-либо сдвиги в православно-католических отношениях. Не иначе, как иезуиты вновь вознамерились прибрать к своим рукам восточную политику Ватикана, как это уже бывало прежде в истории. (Сокращенный вариант статьи в газете "Труд" - #32, 20 февраля 2004 г.)

Трудно сказать, по какой роковой случайности (да и случайности ли?) каждый раз, как только появляются признаки оттепели в отношениях Русского Православия с католиками, появляется целая бригада "добрых людей", которые сводят на нет все усилия и добрые намерения сторон. И - что характерно! - обязательно найдется "провокатор" от католиков, у православных братьев случится рецидив застарелых болячек (епархии в России, патриархат на Украине, "прозелитизм" везде) и уж точно вскроется пара-тройка новеньких "диагнозов".

Сюжет второй. Буря в стакане

"Надо брать грейдер и сносить монастырь к чертовой матери!" - призывает мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов, вопреки всем российским законам о свободе совести и вероисповедания. А весь сыр-бор начался из-за того, что нижегородский настоятель католического прихода решил построить затворнический монастырь. Эта инициатива, как и следовало ожидать, пришлась местному православному духовенству совсем не по душе. Стратегия борьбы была продумана до мелочей: от устных гневных комментариев быстро перешли к письменным жалобам в епархию и патриархат, подключили общественность и СМИ, провели пару митингов. Наивные одураченные старушки, перепуганные политикой католической экспансии, вышли на улицу с плакатами вроде "Россия не будет рабой Ватикана, прихлопнем лазутчика как таракана" и т.п. очень "христианскими" воззваниями. Вконец растерявшийся отец Марио, не предполагавший оказаться в центре грандиозного скандала, тем не менее, взял себя в руки и повел себя как истинный христианин - перед началом Великого поста он нанес визит главе нижегородской епархии, дабы примириться и попросить прощения. Свидетельства очевидцев:

KatyaSkulskaya: Кстати, о Пепельной среде. Сегодня я говорила с нашим настоятелем. У меня он вызвал искреннее восхищение (чуть ли не впервые в жизни!). Оказывается, в день Прощеного воскресенья он ходил к местному православному Владыке, долго дожидался аудиенции и просил прощения за то, что не согласовал с ним строительство монастыря. Очень достойно, как мне кажется. Мне было бы слабо, честно признаюсь.

Этот поступок тем более заслуживает уважения, что объективно отец М. Бевератти ни перед кем не провинился и никаких злодейских замыслов не лелеял. Его идея была проста и совершенно невинна: попросить нескольких сестер приехать в Россию и помогать нашему многострадальному народу, так сказать, "на невидимом фронте" - непрестанной молитвой. И причины, вызвавшие такую бурю в стакане, бедный настоятель предположить просто не мог! Ведь если бы в строящемся доме планировалось открыть монастырь какой-нибудь деятельной конгрегации, то опасения и возмущения православных нижегородцев можно было понять. Но Орден босых кармелиток (которых и планировалось пригласить в Нижний) - это орден созерцательный. Сестры ведут строгую отшельническую жизнь по принципу oraetlabora ("молись и работай"), их общение даже с близкими родственниками строго ограничено правилами. И уж о попытке обращения православного народа в чуждую католическую веру вообще и речи быть не может - при расписании, согласно которому разговаривать монахиням разрешено только два часа в сутки и только между собой (так называемые рекреации), у кармелиток нет никаких шансов никого никуда обратить.

Впрочем, возникал вопрос и другого плана: зачем в Нижнем Новгороде католические монахини из Западной Европы? Какой смысл создавать монастырь в городе, где католиков всего несколько десятков? Ответ прост:

MabHeol: "У нас в стольном граде Киеве есть монастырь кармелиток. Ранее им жутко "помогали" власти, причиняя всяческие неудобства и прослушивая телефон. Когда они купили себе дом и стали его достраивать, поговаривали, что "кто-то" хочет вообще их с Украины спровадить. Да уж было поздно - монастырь был полон наших. А девушки-послушницы все прибывали. Посему в Харькове открыли второй Кармель, - затворнический монастырь в стране, где римо-католиков кот наплакал. А девушки прибывают не только из Украины. И россиянок полно. Посему, чтобы там православные не говорили, а Кармель в России нужен".

Olgadomremi: История создания Кармеля в Караганде (Казахстан) - там монастырь существует еще всего пару лет, но есть уже четыре новеньких послушницы (две, кажется, уже первые обеты дали). При том, что в деятельные ордена призваний не бывает годами... Не думаю, что Казахстан в этом плане сильно отличается от России...

В общем, для католиков такая необходимость очевидна. И в самом деле, не вывозить же всех желающих вступить на иноческий путь в страны Запада! Но иногда те вещи, которые очевидны для одних, совершенно непонятны другим. А все непонятное всегда пугает неокрепшие умы. Далее - клиника: умозрительный образ врага обретает конкретные очертания (и совсем не важно, кто именно станет его воплощением), страсти вспыхивают и накаляются, шариковые ручки журналистов перековываются в бульдозеры, за руль которых садятся представители светской власти… О последствиях в таких случаях просто никто не думает. Увы! Но все это очень мало похоже на великопостное покаяние и смирение, и слишком сильно от всех этих выступлений общественности пахнет совком...

Сюжет третий. Безобидное привидение из Римской курии

Приезжавший в Москву председатель Папского совета по содействию христианскому единству, кардинал Вальтер Каспер долго дожидался аудиенции у Патриарха, но в общем-то остался доволен результатами переговоров. Но официальная программа позади, самолет улетел, а проблемы остались - и униатский патриархат на Украине, и стройка в Нижнем Новгороде, и злополучная откровенность отца-иезуита, разбередившая старые раны. И вежливый, политкорректный Каспер особую оттепель своим появлением не вызвал:

Кардинал обезоруживал собеседников своей добродушно-блуждающей улыбкой и, несмотря на отсутствие каких-либо переговорных результатов, сумел убедить всех в том, что потепление всё-таки наступает. Так что подобно чеширскому коту из сказки Льюиса Кэрролла, который имел свойство оставлять улыбку после собственного исчезновения, Каспер будет ещё долго виртуально блуждать по просторам России.

На лицах же православных иерархов ясно прочитывалась досада:

Неотразимым ударом оказалась переданная кардиналу патриархом Алексием II пачка писем православных жителей Нижнего Новгорода с резкими возражениями против "католической экспансии". Патриарх подчеркнул: "Если мы хотим, чтобы между нами были братские отношения, то нам не надо возбуждать такие протесты".

Но что же делать, если любой шаг католика вызывает такой резонанс? Как избежать протестов, если они возникают из ничего? По мнению некоторых католиков, разуверившихся в разумности диалога с Русской Православной Церковью, "лучшим вариантом с точки зрения экуменических отношений будет, если в России вовсе не будет католиков - ни монастырей, ни диоцезов, ни даже отдельно стоящих мирян. Да и, в сущности, в Европе лучше бы нас тоже не было. Вот если бы Папа сидел в Ватикане, и желательно - в подвале, а кругом была бы Сурожская епархия РПЦ МП, тогда бы да, наступили бы замечательные межконфессиональные отношения".

Так сейчас шутят на ФоРКе. И юмор чернеет прямо на глазах…

Таким образом, известную басню можно наблюдать в действии - воз со святым названием Христианство треплют противоречия. Лебедь с добрыми намерениями пытается поднять всех в небеса, ксенофоб-Рак упрямо тащит назад, а дипломатическая Щука, пытаясь избежать любых трений, тянет воз в воду - как известно, "в мутной воде не видно концов"… До развязки в этой пьесе далеко. Все эти милые сюжеты снова ставят нас в неприличную позу, и мы послушно демонстрируем всему миру свою полную несостоятельность как верующих, цивилизованных людей… Экзамен на высокое звание христиан нами снова с треском провален. А время на переэкзаменовку нам могут и не дать, потому как не знаем ни дня, ни часа второго Пришествия.

Наконец, в качестве десерта, еще одно высказывание.

NONE: Каков, однако, этот "пес", "отец"-иезуит... Прочитаешь такого и поймешь сразу, что с католиками никаких дел иметь нельзя, как с чеченами. Беспощадная война. "Братья" во Христе, блин...

Это, как говорится, без комментариев…

И еще две истории. Когда вокруг Кармеля в Нижнем Новгороде разгорелся скандал, одна женщина, понаблюдав за действиями обеих сторон, решила окреститься по католическому обряду. А еще ранее в другом городе группа молодых людей из православного прихода с криками "Мы вас, католиков, всех перебьем" избила ногами парнишку-католика только за то, что тот нес домой Катехизис…

Куда заведут нас такие "братские" отношения - одному Богу ведомо…

Невеселым размышлениям предавалась
Ольга Рощина


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования