Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 июля 19:38Распечатать

Денис Таргонский. НЕИЗБЕЖНАЯ ВОЙНА. Христианские рефлексии в связи с войной в Украине. Часть первая


Земля прозрачнее стекла,
И видно в ней, кого убили
И кто убил: на мёртвой пыли
Горит печать добра и зла.

Арсений Тарковский (Тот жил и умер...)

1. Миссия невыполнима

В эти нелегкие для украинцев дни я бы хотел написать несколько слов не о той войне, что идет в Украине с россиянами, а о той, которая ведется в душах человеческих против диавола, независимо от того, есть ли вокруг физические боевые действия, или нет. Об этой вековечной брани мало кто доподлинно что-то знал, пока Господь, воплотившись, ее открыто не провозгласил и не указал Своим перстом на настоящего врага рода человеческого: "Не мир пришел Я принести, но меч, чтобы победить человеконенавистника искони". Мы были рабами диавола и остаемся ими, когда воюем друг с другом и ненавидим ближнего так, как если бы он был самим диаволом. Один из соратников Христовых, апостол Павел, сказал, для современного психолога слишком примитивно, а для верующего в гуманизм общества слишком прямолинейно: "Наша брань не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесных".

До рождения Христа каждый народ молился о победе своему богу. Христиане – это племя, рассеянное по всей вселенной, они могут входить в состав армий разных стран, идущих войной друг на друга. Когда они встретятся после смерти, настигнувшей их на поле боя от руки брата по вере, они поклонятся одному Богу.

Современные христиане живуттак, будто Христос никогда и не приходил. Люди как воевали, так и воюют, и ненависти не убавилось в мире ни на каплю. Однако здесь нет ничего удивительного. Если внимательно читать Евангелие, можно легко убедиться, что Господь никогда не призывал к борьбе за мир во всем мире, потому что сама борьба уже есть насилие. Зло, даже ради блага, обезображивает того, кто за Бога воюет, или "за святую Русь", или "за правду", и таким образом под видом мнимого добра распространяется закваска диавола по всему миру, которую мы чувствуем как нечеловеческую злобу к другому человеку.

Мудрые православные отцы определяют сердце христианина как бездну Божией любви. Когда поток ненависти настигает человека, ему следует смиренно помолиться за врага своего, и этот темный поток канет в бездну - нет, не собственного, - а Божьего милосердия. Так в этом мире исчерпывается зло, которое, по преданию, досталось от прародителей. Грех, который из уст в уста, из сердца в сердце передавался от Адама и дошел до меня, от меня может дальше не пойти. Судьба мира в моей собственной жизни зависит только от того, какой я сделаю выбор. В этом Альфа и Омега христианства. Господь сказал "Я есть мир", Его поглотил ад, но в Нем же погибает всякая нечисть.

В тяжелое послевоенное время в том селе, где жила моя бабушка, был человек, который с особым вдохновением разрушал Божьи храмы, чувствовал себя единоличным хозяином всего, и что хотел, творил с людьми. Его ненавидели и боялись, но ничего не могли поделать. Однажды, украв что-то в колхозе, он повесил это на моего деда, а доказать что-либо, конечно, было невозможно, ведь в хате у бабушки висели иконы, а это еще одно уголовное дело; итак, дед был по всем параграфам виновен. Чтобы оправданная обстоятельствами ненависть к тому человеку не подвигла моего деда на отчаянные поступки и не терзала его душу, бабушка понуждала себя к молитве. Она молилась примерно так: "Господи, за что? Накажи эту тварь!... но, так нельзя о людях говорить. Господи, прости меня, грешницу окаянную!"

Так сложились обстоятельства, что все украденное списали и дело замялось, а со временем тот человек тяжело заболел и умирал очень медленно и ужасно. Части его тела гнили и отваливались (кажется, это была гангрена). Перед его смертью моя бабушка пришла попрощаться. И вот оно, чудо искренней молитвы простого и беззащитного человека: на сердце было тихо и мирно, когда она его в лоб целовала, так, будто ничего злого никогда не было, а он со слезами просил у нее за все прощения. Не зря говорят: не делай выводов ни о хорошем, ни о плохом человеке, пока он не станет перед Господом после смерти, или не окажется в страданиях перед лицом смерти. Миссия христианина проста, но невыполнима без Божией помощи: вымолив мир с Богом, отдавать его всем вокруг. Ведь Господь предупреждал: "Без Меня не можете делать ничего… Меня гнали, будут гнать и вас... Блаженны миротворцы".

2. "Не твоя война"

Господь не обещал, что при условии исполнения Его заповедей христиане будут жить в блаженстве под мирным небом в православном монархическом государстве. Все вокруг пусть себе гибнут во всемирном содоме, а мы здесь, на святой земле, будем спасаться. Наоборот, Он сотворил нас зависимыми друг от друга, и когда кому-то плохо, уже не можешь утром спокойно кофе пить. Как и у себя дома, так и во всем мире нас все волнует, потому что душа безгранична и охватывает все, что попадает в сферу ее восприятия. Когда у соседа горит дом, не будешь сидеть, сложа руки, как бы плохо ты к нему ни относился, потому что скоро огонь перекинется к тебе. У народов один общий дом – земля.

Война то одного, то другого выдергивает из привычной жизни, и каждый из нас отчаянно пытается схватиться за мысль: "А, может, меня это все как-нибудь обойдет? Может, не так уж я и нагрешил перед Богом? Может, я все-таки немного лучше, успешнее, мудрее, одним словом, праведнее других грешников, поэтому мне повезет?" Мы в Украине долгое время так и думали, когда до нас доходили "тревожные слухи" о войнах в Сербии, Грузии, Чечне. Вот настал и наш черед, значит, все мы одинаково перед Богом грешны, значит, немыслима наша жизнь без обид, без злобы на ближних, то есть без войн. "Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Рим., 11:32).

Война, как семейная ссора, обнажает все, что накапливалось годами в душе, и тайное делает явным. Формула войны проста – это повседневная, мелочная подлость, умноженная на сто. Люди всегда воевали и будут воевать, пока стоит грешный мир. Начинка всех войн типична во все времена и во всех уголках мира. Участник Второй мировой войны, знаменитый писатель Сент-Экзюпери в своих "Записках" очень точно и трезво ее описал: "Я не люблю лубочных картинок, изображающих войну. На них суровый воин утирает слезу... Это вранье. И только ради того, чтобы она походила на войну, бесцельно обрекают на гибель экипажи самолетов. Никто не хочет признать, что эта война ни на что не похожа, что все в ней бессмысленно, что она не укладывается ни в какую схему, что люди с серьезным видом все еще дергают за ниточки, которые уже оторвались от марионеток". Но, несмотря ни на что, во всяком безумии обязательно присутствует мудрость, потому что если доброе от Бога, тогда и то, что мы называем злом, не без Него происходит. "Все совершающиеся, совершается или по милости Божией, или по попущению Божию, - писал св. Игнатий (Брянчанинов), - то есть все совершается по судьбам Божиим, непостижимым для человека, перед которыми необходимо постоянное благоговение".

Не бывает пустых, бесцельных утрат и страданий, война, порождающая их, имеет свою длительность в истории и свою глубину в душах и сердцах враждующих сторон. У каждого участника боевых действий, живой он, покалеченный, или мертвый, своя собственная война, и у каждого даже "волосы на голове сочтены" (Мф., 10:30).

Не моя война обязательно, рано или поздно, станет моей, потому что мы все, добрые и злые, одного Отца дети и ответственны друг за друга, даже если между нами нет любви. На войне в одном месте встречается все самое гадкое и лучшее, что есть между людьми и в самом человеке. Если есть трупы, значит есть убийцы. Есть те, кто страдают по грехам своим, но есть и агрессоры. Опыт духовных людей, переживших войну, подсказывает, что тем, от кого терпят, намного тяжелее на душе, чем тем, кто терпит, потому что Господь утешает израненные, но терпеливые души, а сильный завоеватель бесцельно мучится. Господь на явно неправедном суде жалел даже распинателей. Но, обращаясь к Понтию Пилату, Он взвесил меру вины пред Богом каждого в отдельности: "Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не дано было тебе свыше, но больше греха на том, кто отдал Меня тебе". В лице римского прокуратора Сын покорился Отцу и в Его смирении совершился суд над благочестивыми иудеями, которых Он открыто назвал нарушителями Закона. Но кто из живущих на земле смог исполнить закон? Господь не проклял тех, кто Его убивал, как это часто делаем мы, Он просто засвидетельствовал слишком очевидный факт.

Тот, кто терпит обиду, всегда чувствует, что он прав, хоть может об этот и не говорить. Но тот, кто нападает, тоже уверен, что Бог с ним, и он об этом открыто кричит. Бог выше человеческой правды, Он там, где смиренно молятся и каются в грехах, независимо от того, что вокруг кровь, несправедливость, абсолютный беспорядок и страх. Каждый из нас уверен, что когда окажется на войне, будет совершать героические поступки, но все мы, попадая туда, ведем себя так, как сами от себя не ожидали. "Ну нет, русский воин на подлость не пойдет!" Да нет же, украинский солдат защищается, и поэтому он не переступит дозволенного Законом Божьим!" В этом увлечении идеалом героя, воина, спасающего беззащитного ребенка и убивающего при этом сотни людей, нет любви и трезвости. Самый глубокий опыт христианина – познание своей немощи: иногда такое натворишь, что сам себя не узнаешь и в страшном сне такое не снилось. Наверное, нет ничего удивительного, что и другие люди на такое способны по своей неосторожности. Если падаешь сам, то и другого лучше поймешь и простишь, и не удивишься ни капли, что он поднял на тебя руку.

Сын знаменитого профессора Толкина, Кристофер, воевал с фашистами во Второй мировой, был уверен, что немец – значит фашист, то есть воплощение всего наихудшего, что можно сказать о человеке. Вот как ответил ему отец, ветеран Первой мировой: "Мы прекрасно знаем, что Гитлер – вульгарный, невежественный хам в придачу к прочим своим недостаткам, но при этом на свете полным полно хамов, которые по-немецки не говорят, и которые в подобных же обстоятельствах продемонстрировали бы большинство гитлеровских характеристик". Количество подлых людей везде одинаковое, иногда Господь попускает им взять в свои руки власть для смирения праведных. Чтобы одни молились за других и были детьми своего Отца, а не по примеру язычников, любили только тех, кто их уважает и разделяет одну веру.

Во время войны в каменном доме моей бабушки, которая единственная уцелела на всей улице, жил офицер СС. Однажды он расстрелял ее любимую собачку, а бабушка накинулась на него с кулаками. Отец уже мысленно хоронил дочку, но эсэсовец промолчал и пошел по своим делам. Через некоторое время офицер постучал в их дверь: "Можно Вашу фройляйн на пару слов?" – спросил он моего прадеда, который уже от страха читал отходную по дочери. "Я прошу прощения, – обратился он к девочке, вынимая из кармана формы фотокарточку своей семьи, – что так поступил с Вашим Пушком. Я был в плохом настроении и позволил себе превысить полномочия. Это потому, что мне сообщили о смерти в авианалете всех, кто был мне дорог. Вы здесь не при чем, я понимаю. Вот, возьмите". И он протянул ей плитку шоколада, отдал честь за храбрость и ушел.

Христианин призван любить врага, а не видеть в нем зверя, который может спокойно зажарить ребенка на обед. На Донбассе ходит трагикомичный анекдот. Однажды бойцы украинской нацгвардии привели к жительнице Луганска ребенка и попросили сварить борщ на ужин. Горе-хозяйка взяла нож, вывела несчастное дитя в сад, плакала-рыдала о зверской жестокости бандеровцев причитала. "Нет, - решила, - лучше мученически умру, чем пойду на такое страшное преступление", и не решилась зарезать ребенка на зажарку. Через некоторое время пришли солдаты, голодные как волки, а поесть ничего и нет. Хозяйка в ответ: "Делайте со мной, что хотите, но не отдам ребеночка убить как козленочка!" "Вот баба дура", - коротко и метко ответили те, наварили быстренько борщика, накормили ее и ребенка, сами поели и ушли.

(Продолжение следует)

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования