Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
23 марта 19:26Распечатать

Священник Иоанн Данцевич. ВСЕ ЛИ АЛТАРИ РАВНЫ У ЛУКАШЕНКО? О возможности развития альтернативного Православия в современной Беларуси


Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 13 марта о равенстве всех религий в Беларуси. На встрече с госсекретарем Ватикана П. Паролином он сказал: «Моя политика […], политика всего нашего государства зиждется на одном тезисе: каждый человек имеет право найти свою дорогу к Господу, к храму, к которому он считает нужным прийти. Это его святое право, никто не имеет права этому противодействовать. Мы пресекаем всякие попытки создать преимущество той или иной конфессии за счет другой и этим самым дестабилизировать межконфессиональную обстановку в Беларуси» [i].

Лукашенко всего лишь выразил (с позиции власти) перед представителем Ватикана представление белорусов о самих себе как об одном из самых мирных, гостеприимных и толерантных в религиозном отношении народов. Это представление культивируется в общественном сознании через СМИ и систему образования, и нашло свое главное символическое выражение в словах государственного гимна: “Мы, беларусы – мірныя людзі”.

Действительно, в Беларуси имеется давняя традиция совместного существования разных конфессий и религий. Формально большинство населения Беларуси относит себя к православному вероисповеданию, однако многие районы в западной части страны являются католическими. Существует немногочисленная, но сплоченная в крепкие общины сеть греко-католических приходов, возводящих свое преемство к униатской Церкви в Великом княжестве Литовском (ВКЛ), которая была ликвидирована в 1839 году, находясь в составе Российской империи, и к которой принадлежало подавляющее число населения Беларуси. В XVI веке территория Беларуси долгое время оставалась одним из свободных островов Европы, где беспрепятственно развивался протестантизм (в основном в форме кальвинизма), а в начале ХХ века белорусское Полесье стало одним из центров развития евангельского христианства. С тех пор в Брестской области существуют целые населенные пункты, жители которых - протестанты. Во времена ВКЛ на белорусских землях находили убежище нестяжатели и старообрядцы, бежавшие от преследований в Московском государстве. Сюда же бежал, изгнанный Тимуром хан Золотой орды Тохтамыш. От пришедших с ним татарских переселенцев берет начало история белорусских мусульман. Их книги, написанные на старобелорусском языке арабским шрифтом (китабы), являются бесценным памятником культуры и истории развития языка Беларуси. До Второй мировой войны большинство городского населения страны составляли иудеи. Это привело к тому, что в довоенной БССР статус государственного имели четыре языка: белорусский, русский, польский и идиш. Как видим, в Беларуси Сам Бог велел придерживаться политики толерантности.

Однако слова президента о конфессиональном мире в стране рисуют желаемое положение дел, но отнюдь не действительное. Религиозная свобода в Беларуси не была безоблачной во времена “золотого века” ВКЛ, напротив, она существовала под знаменем межконфессиональной конфронтации и полемики и, часто, противостояния верующих государственной власти, далеко не безоблачна она и теперь.

Белорусским государством ратифицирован и является частью национального законодательства с 1992 года Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 год) [ii]. Однако, принятая в 2002 году редакция Закона «О свободе совести и религиозных организациях» в принципе создала такую ситуацию, что «любой субъект может стать нарушителем закона, […] ряд иных нормативных актов, регулирующих специфические вопросы: административная или уголовная ответственность за нарушения законодательства в этой сфере, положение о пребывании и деятельности в Беларуси иностранных священнослужителей и лиц, занимающихся религиозной деятельностью, особый правовой статус культовых зданий; а также более широкие вопросы - свобода объединений, свобода массовых мероприятий, свобода СМИ и т.д.; создают такой правовой режим, который не позволяет в полной мере осуществлять право на свободу совести и значительно ограничивает деятельность религиозных организаций, таким образом, не соответствует международным стандартам в этой области» [iii], - замечает политолог Наталья Василевич.

Как этот закон применяется на практике? Во-первых, признается определяющая роль Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа (под Православной Церковью a priori подразумевается Белорусский экзархат Московского патриархата (БПЦ МП)). Во-вторых, признается духовная, культурная и историческая роль Католической Церкви на территории Беларуси, и, в третьих, неотделимость от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской Церкви, иудаизма и ислама [iv]. Безусловным фаворитом, по крайней мере до последнего времени, является БПЦ МП. Репрессивная редакция Закона направлена в первую очередь против протестантских деноминаций, имеющих тесные контакты со своими единоверцами в странах Западной Европы и США. Во времена мощного противостояния А. Лукашенко с руководством этих стран многочисленные протестантские деноминации в Беларуси воспринимались как «пятая колонна Запада».

Хотя принятый Закон систематически нарушается функционерами БПЦ МП, представители власти на это чаще всего закрывают глаза. Протестантам везет меньше. О противопротестантской (прежде всего против неопротестантов харизматического толка) направленности новой редакции Закона прямо свидетельствует в интервью корреспонденту "Седмица.Ru" юрист Экспертного совета Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь, председатель Республиканского общественного правозащитного объединения «ОЗОН» Алешко А.И. [v] Однако, введенные ограничения могут быть легко направлены и против господствующих конфессий в случае изменения политической конъюктуры.

Закон обязал религиозные организации пройти обязательную регистрацию. Для регистрации общины необходимо наличие 20 членов (ст. 14). «Это создает безвыходную ситуацию для новой общины: она не может говорить о своем существовании публично, пока не будет насчитывать 20 преданных членов, но чтобы привлечь новых членов, не может не говорить об этом», - говорит аналитик Ольга Глейс [vi]. Некоторые общины могут длительное время проводить молитвенные собрания и богослужения на дому, другие же почти немедленно подвергаются преследованиям. Это, как правило, пятидесятники, евангельские христиане-баптисты, Cвидетели Иеговы. Тем не менее, организованные почти повсеместно при храмах БПЦ МП различные братства и сестричества за редким исключением не проходят государственной регистрации и не подвергаются преследованиям. Давление на православное братство в Гомеле, входящее в Преображенское Содружество братств (последователи российского либерального священника Г. Кочеткова), вызвано скорее его неформатностью среди прочих братств Московской патриархии [vii], что лишь подтверждает общую религиозную картину в стране. Такие общины подвергают штрафам, но применялось и тюремное заключение, как в случае с пастором минской баптистской общины "Заповедь Христа" Г. Вязовским [viii].

По законодательству законная религиозная деятельность общины возможна в культовом помещении, признанным таковым государством (ст. 25). Н. Василевич очень верно замечает: «Здесь действует такой принцип: не то помещение, является культовым, где проводятся обряды и молитвы, но молитвы и обряды регулярно и массово могут проводиться лишь в культовых зданиях, если же они проводятся в иных помещениях или под открытым небом, например, водное крещение на озере, то существует разрешительный порядок (сначала надо получить разрешение, и решение принимается государственными органами избирательно и юридически немотивированно). Таким образом, даже если религиозная организация (либо ее лидер или член) имеет в своей собственности помещение, использовать они для культовых нужд могут его только в том случае, если оно получило статус культового здания, решение о перепрофилировании принимает также государственный орган» [ix]. На практике культовыми помещениями легко признаются временные помещения (вагоны), в которых совершает богослужение духовенство БПЦ МП при строительстве храмов, но не признаются помещения, например, зарегистрированной харизматической общины «Новая Жизнь», переоборудовавшей для своих нужд бывший коровник, перешедший в их частную собственность, чье противостояние с минскими городскими властями длится уже более десяти лет [x].

Введенный строгий контроль за иностранными гражданами вплоть до последнего времени применялся не только по отношению к протестантским проповедникам, но и к католическим священникам, гражданам Польши. Иностранные религиозные деятели должны получить специальное разрешение властей, которое легко может быть отозвано, кроме того их деятельность строго ограничена территорией культового помещения или прихода (ст. 29).

Среди прочих проблем в сфере религиозной свободы в Республике Беларусь называются: отсутствие возможности отказа от несения военной службы по религиозным соображениям; трудности для осуществления религиозной свободы заключенных, в том числе узников совести и приговоренных к смертной казни [xi].

Альтернативное Православие представлено в Беларуси и имеет давнюю традицию. Православная Российская Церковь разделилась в 1920-х годах на несколько организаций. Современная БПЦ МП наследует церковной организации митрополита Сергия (Страгородского), самостоятельно взявшего церковную власть в свои руки (договорившись с правительством Сталина) и не признанного большим числом епископата и верующих. Церковь, не признавшая сергианскую организацию, получила название Катакомбной, а ее последователи - истинно-православных христиан (ИПХ), которые также назывались «иосифлянами» по имени возглавлявшего Церковь священномученика Иосифа (Петровых), митрополита Петроградского. В восточной Беларуси до начала Второй мировой войны действовало немалое количество «иосифлянских» общин [xii]. Белорусский священник-иосифлянин протоиерей Николай Пискановский (канонизирован в 1981 году Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ)) во время заключения на Соловках стал фактически поверенным секретарем при архиепископе Серафиме (Самойловиче), который развил деятельность по организации Истинно-Православной Церкви - легальной и каноничной церковной оппозиции курсу митрополита Сергия [xiii].

Западнобелорусские епархии вместе с западноукраинскими организовались в Польскую Православную Церковь, так как вошли в состав II Речи Посполитой. После вхождения этих областей в СССР их церковные структуры присоединились к сергианской организации. На востоке Беларуси помимо сергианских и либеральных обновленческих приходов существовали довольно мощные автокефалистские – полностью самостоятельные в церковном отношении общины. В Минской области они занимали среди прочих лидирующее положение.

В годы войны вся Православная Церковь Беларуси провозгласила автокефалию, которая, впрочем, вместе с войной и закончилась. Оказавшиеся в эмиграции православные белорусы на уровне епископата присоединились к РПЦЗ, а на уровне священства и мирян сохранили автокефалию, восстановив епископат с помощью украинских архиереев, имеющих преемство от Польской Православной Церкви.

Как видим, Белорусский экзархат Московского патриархата не является безусловным преемником той Православной Церкви, которая, по мысли Закона имела определяющюю роль в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Отличия альтернативного Православия от православия Московской патриархии заключаются в областях догматики и канонического права, то есть в сфере, не входящей в компетенцию светской религиоведческой экспертной комиссии. Суть различий между сергианством и Истинным Православием по отношению к государственной власти наиболее четко выразил лидер ИПХ митрополит Иосиф Петроградский на допросе в ГПУ 27 февраля 1930 года: «Сергий хочет быть лакеем Советской Власти, мы — хотим быть честными, лояльными гражданами Советской Республики с правами человека, а не лакея, и только» [xiv]. ИПХ настаивали на реальном отделении Церкви от государства, в отличие от митрополита Сергия, обязанным товарищу Сталину своим патриаршим титулом и прочими льготами от советского правительства.

Если продолжить использование не совсем удачного наименования «альтернативное Православие» для антисергианских церковных организаций, то для понимания их дальнейшего развития можно провести аналогию с современной альтернативной музыкой. Музыка как искусство должно быть живым, то есть должно творчески развиваться. Музыкальные течения, застывшие в своем направлении, становятся мейнстримом, своеобразным творческим «застоем». Неизменная христианская вера должна в каждую эпоху уметь формулировать свое вечное учение на языке данной эпохи, отвечать на насущные вопросы своего времени. Со временем многие формы жизни ИПХ советского периода превратились в своего рода духовный «мейнстрим».

Сегодня существует достаточно много организаций, относящих себя к Истинному Православию. В основном в восточной части Беларуси получила распространение наиболее «мейнстримная», непризнанная прочими ИПХ, серафимо-геннадиевская ветвь Катакомбной Церкви. С 1971 по 1987 годы данную организацию возглавлял белорус «схимитрополит» Геннадий (Секач) [xv]. С 1991 года во главе ее находится «митрополит Минский и Светлогорский» Епифаний (Каминский), вошедший в 2003 году в состав Российской Истинно-Православной Церкви (ныне Централизованная религиозная организация Истинно-Православная Церковь – ИПЦ (Р)) – организации, также не признаваемой другими ИПХ, которая в настоящий момент предпринимает активные попытки выхода из этого состояния [xvi]. Секачевскому направлению свойственны монархические, антиглобалистские и апокалиптические настроения. Однако эти настроения не свойственны и не являются определяющими для истинно-православной традиции. В то же время они с несоизмеримым размахом пропагандируются (в том числе и печатно) такими центрами патриархийного православия, как Почаевская Лавра в Украине, Боголюбский и Задонский монастыри в России. Туда регулярно совершаются паломнические поездки из Беларуси, откуда православные белорусы привозят не только вышеупомянутые идеи, но также листовки и книги, распространяющие эти представления среди верующих. Богослужения секачевцы проводят на дому, но в то же время позволяют себе посещать и сергианские храмы. Яркий пример этому – деятельность черниговского «схиархиепископа» Херувима (Дегтяря), чьи общины имеются в Гомельской области. Данное «мейнстримное» направление малочисленно и не развивается в Беларуси.

На территории Беларуси существуют общины другой ветви Катакомбной Церкви – лазаревской (Русская Истинно-Православная Церковь - РИПЦ), получившей епископское возглавление от иерархов РПЦЗ. Однако управляющий белорусскими приходами епископ Черниговский и Гомельский Гермоген демонстрирует вполне «мейнстримное» поведение [xvii], в результате чего данная церковная организация теряет перспективы своего развития в Республике.

В Беларуси также представлены последователи не признавшего объединение иерархов РПЦЗ с Московской патриархией Митрополита Агафангела (Пашковского), первоиерарха самого многочисленного «осколка» РПЦЗ [xviii]. Стремясь к увеличению числа своих членов, данная организация проявляет неразборчивость в приеме переходящих к ней бывших адептов БПЦ МП. Так, в «сущем сане» был принят бывший брестский протоиерей Иоанн Грудницкий, лишенный сана в БПЦ МП в числе прочего за второбрачие [xix]. Этот священник со своими последователями подвергался преследованиям со стороны властей [xx], очевидно по наводке руководства БПЦ МП. Однако канонические преступления относятся к сфере церковного права и не могут становиться основой для преследования светской властью. Правовому наказанию должны подвергаться нарушители светского законодательства.

Наиболее привлекательным течением для сторонников ИПХ выглядит Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ), имеющая два центра – в Суздале и Санкт-Петербурге (Архиерейское совещание РПАЦ). По свидетельству ее первоиерарха Митрополита Валентина (Русанцова) (+ 2012), приходы данной юрисдикции имелись и в Беларуси [xxi]. Этому направлению альтернативного Православия свойственно повышенное внимание к православному догматическому учению и каноническому праву, миссионерская активность и увеличение числа последователей, а также высокий интеллектуальный уровень ее членов (это более касается Архиерейского совещания РПАЦ с центром в Санкт-Петербурге).

С точки зрения Московской патриархии все другие православные организации являются «неканоническими» - «расколами». Напомним, что «каноничность» и «неканоничность» являются понятиями внутрицерковной жизни и не могут анализироваться вне Церкви. С точки зрения альтернативного Православия, опирающегося на все то же каноническое право, Московская патриархия является псевдоправославным образованием. Именно поэтому Московской патриархией альтернативное Православие изображается исключительно в негативном ключе, транслируя информацию о действительных и мнимых грехах ее представителей. Однако в течение всего прошлого года высший клир Московской патриархии потрясали скандалы, в основном нравственного характера, свидетельствующие о неутешительном моральном облике некоторых его членов. Излюбленное обвинение своих оппонентов в преступлениях сексуального характера обрушилось на них самих, причем из уст известнейшего апологета патриархийного православия. Скандал не обошел стороной и БПЦ МП. Обвинениям подвергся епископ Гомельский и Жлобинский Стефан (Нещерет) [xxii].

На сегодня в Беларуси все же реально существуют преимущества одной конфессии (БПЦ МП) перед другими, что само по себе является дестабилизирующим фактором. Иерархи этой конфессии оказывают влияние на мнение руководства страны, что приводит к следующим высказываниям президента: «Те, кто ставит сегодня перед собой цель расколоть Церковь, не добьются этого […] единство Церкви -- это залог единства нашего общества и безопасности государства» [xxiii]. Таким образом, понятия церковного права, такие как «раскол», безосновательно вводятся в сферу права светского.

В 1930-х годах истинно-православные христиане в СССР находились в сходной ситуации, когда советское правительство сделало ставку на одну из церковных организаций. Слова митрополита Иосифа Петроградского на допросе в ГПУ звучат современно и для нынешней белорусской ситуации: «Если закон о запрещении поддерживать одну какую-либо религиозную ориентацию в ущерб другой не есть такая филькина грамота, то я не вижу препятствий для введения в безвредное для государства русло и этой новой антисергианской, но отнюдь не антигосударственной ориентации. Что требуется для этого с нашей стороны, ожидаю предъявлений со стороны самой Власти, и, если только она действительно искренно говорит и уверяет всех, что у нас нет преследований ни веры, ни церкви, ни верующих за их убеждения, то могу (слабо) надеяться на улучшение своей участи» [xxiv].

И надежда на развитие альтернативного Православия в Беларуси есть.

ПРИМЕЧАНИЯ:                  

[i] Лукашенко: в Беларуси удается сохранять межконфессиональный мир и взаимопонимание (ВИДЕО) / http://www.belta.by/ru/all_news/president/Lukashenko-v-Belarusi-udaetsja-sohranjat-mezhkonfessionalnyj-mir-i-vzaimoponimanie_i_698313.html

[ii] Шавцова Дина, Василевич Наталья. Свобода религии в Беларуси. «Узаконенные» ограничения: можно ли изменить ситуацию? / http://forb.by/node/518

[iii] Василевич Наталья. Проблемы со свободой совести в Беларуси: краткий анализ / http://forb.by/node/219

[iv] Закон Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях" / http://forb.by/node/78

[v] А.Лукашенко утвердил новый закон Беларуси о религиях (комментарий в контексте права) / http://www.sedmitza.ru/text/395355.html

[vi] Глейс Ольга. БЕЛАРУСЬ: Обозрение религиозной свободы, сентябрь 2014 / http://forb.by/node/468

[vii] Беларусь: КГБ совершило налёт на братство Московского Патриархата / http://churchby.info/rus/134/

[viii] Белорусский пастор получил тюремный срок за проведение богослужения в собственном доме / http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=41142

[ix] Василевич Наталья. Там же.

[x] Церковь «Новая Жизнь» обращается к президенту Беларуси / http://forb.by/node/250

[xi] Глейс Ольга. Там же.

[xii] Слесарев А. В. История «правой» церковной оппозиции («иосифлянства») на Гомельщине в 1928 – нач. 1941 гг. / http://www.anti-raskol.ru/pages/2504

[xiii] ПИСКАНОВСКИЙ НИКОЛАЙ АКИМОВИЧ / http://drevo-info.ru/articles/22105.html

[xiv] Собственноручные показания митрополита Иосифа (Петровых) о его отношении к современным ему церковным событиям / http://www.krotov.info/acts/20/1920/1930petrov.html

[xv] Слесарев Александр. Основатель "серафимо-геннадиевской ветви" Катакомбной Церкви схимитрополит Геннадий (Секач) / http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=3348

[xvi] Солдатов Александр. С чистого листа. Поместный Собор ИПЦ(Р), прошедший в подмосковном Денежникове, попытался развеять недоумения относительно вероучения и статуса этой Церкви / http://www.portal-credo.ru/site/?act=press&type=list&press_id=1703

[xvii] Епископ РИПЦ запрещен в служении на один год за то, что "самочинно" крестил сам себя троекратным погружением / http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=97900

[xviii] РУССКАЯ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Юрисдикции Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей Крымская епархия ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ / http://priestal.livejournal.com/54776.html

[xix] В РПЦЗ(А) совершает служение второбрачный протоиерей / http://www.anti-raskol.ru/pages/2390

[xx] Власти Беларуси штрафуют священника РПЦЗ(Л) за совершение богослужений / http://vertograd.blogspot.co.uk/2005/12/blog-post_08.html

[xxi] «О жизни Российской Православной Церкви и деятельности Архиерейского Синода с 1991 по 2008 гг.» Доклад Первоиерарха Российской Православной Церкви митрополита Суздальского и Владимирского Валентина – ссылка в статье А. В. Слесарева «Неканоническое Православие: Российская Православная Автономная Церковь (РПАЦ)» / http://minds.by/news/81#sl15

[xxii] Гомельская епархия: Аще кто досадит епископу, да будет проклят / http://diak-kuraev.livejournal.com/577061.html

[xxiii] Александр Лукашенко заявил, что не допустит раскола в Белорусской Православной Церкви / http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=5715

[xxiv] Протокол допроса митрополита Иосифа (Петровых) / http://www.krotov.info/acts/20/1920/1930petrov.html

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования