Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
22 декабря 12:13Распечатать

Наталья Василевич. ЗАГАДКИ БЕЛОРУССКОГО ДЕМАРША. Устав РПЦ МП не позволяет Белорусской Церкви быстро обрести самоуправление. Зачем же экзарх Беларуси его просит?


На почетном девятнадцатом месте Итогового документа Общего собрания епархий Минской митрополии Московского патриархата, которое состоялось 16 декабря, значится: “Просить митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Священным Синодом о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой Церкви в составе Московского Патриархата по образцу Латвии, Молдовы и Эстонии”.

Такое положение документа появилось как следствие заявления митрополита Павла на том же собрании, которое он сделал не в докладе, а в контексте “я еще займу минут пять вашего времени… давайте я еще на два вопросика постараюсь ответить”, - заявления, которое стало сенсационным: «Смотрите – в Эстонии два епископа – самоуправляемая церковь, в Латвии два епископа – самоуправляемая, в Молдове пять епископов – самоуправляемая, у нас 16 епископов – мы не самоуправляемая! Где-то даже обидно становится. Так что я буду, наверное, подымать этот вопрос. Даже не знаю, какая будет реакция и решение, но поскольку мы [аплодисменты]...Спасибо за поддержку… Двадцать лет назад меня это не задевало, сегодня меня это задевает, потому что здесь уже честь Белорусской Православной Церкви [аплодисменты]. Сегодня Русская Православная Церковь, которая находится территориально в границах Российской Федерации это, сами понимаете, мощная церковь, Украинская Православная Церковь тоже мощная церковь, а третья-то идет – Белорусская! Поэтому, конечно, если с вашей стороны будет поддержка, вопрос этот будем подымать, если с вашей стороны будут направлены еще и пожелания и письма, тогда будем обсуждать, тогда будем выносить этот вопрос на решение Синода. Я сторонник того, чтобы Белорусская Православная Церковь была мощная крепкая, но, как вы сами понимаете, здесь никто из нас не собирается выходить из-под омофора Русской Православной Церкви, ни в коем случае… У нас был патриарх, есть патриарх, поэтому давайте жить в тех условиях, исполняя дух и традиции нашей церкви. Но некоторые моменты будем все равно продвигать…».

В предварительной редакции Итогового документа формулировка была несколько иной: “Просить Высокопреосвященнейшего митрополита Павла поставить перед Синодом Белорусской Православной Церкви вопрос о возможности предоставления Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой церкви в составе Русской Православной Церкви”.

Подоплёку курса на самоуправление следует видеть именно в изменении формулировки. Если предварительная ее редакция включала в процесс получения самоуправления такого актора как Синод Белорусской Православной Церкви, который, по идее, и должен был бы стать основным носителем самоуправления, то принятая в качестве официальной формулировка уже выводит Синод БПЦ из процесса обсуждения и ходатайства. Это повторяет ситуацию годовой давности, когда при назначении нового митрополита Минского, Московский патриархат полностью проигнорировал Синод БПЦ и, во-первых, назначил Патриаршим Экзархом не одного из белорусских епископов, а совершенно внешнего для Белорусской Церкви человека, гражданина Российской Федерации, а во-вторых, просто поставил этот самый Синод и всю БПЦ перед фактом, безо всяких консультаций и обсуждений по кандидатуре и по моменту назначения.

Самоуправление как таковое было актуально год назад, оно позволило бы Синоду БПЦ самостоятельно, хоть и из списка кандидатов, утвержденных Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ МП, избрать митрополита Минского; а также, вводило бы новую форму управления Церкви в Беларуси - Собор, который мог бы избрать предстоятеля местной Церкви. Теперь же, когда новый предстоятель уже назначен по старым правилам, Синоду белорусских епископов, которые уже много лет живут и управляют в Беларуси, активизировать функцию относительно самостоятельного выбора митрополита Минского в ближайшее время не светит, не говоря уже про какой бы то ни было местный белорусский Собор.

Решение о необходимости повышения статуса Белорусской Православной Церкви имеет непонятное юридическое значение. В выступлении митрополита Павла оно прозвучало между прочим, в Итоговом документе оно на девятнадцатом месте, митрополиту Павлу предлагается ходатайствовать о предоставлении БПЦ статуса самоуправляемой Церкви от имени собрания епархий Минской митрополии, никакого предварительного обсуждения данного вопроса ни в Синоде (по крайней мере, если судить из опубликованных журналов, которые уже утверждены в Москве), ни среди священства, ни среди широких кругов православных не проводилось. Никто не готовил детальных разработанных докладов, основным мотивом была некая эмоциональная реакция, “обида”, высказанная в форме реплики.

Основные элементы искомого “самоуправляемого статуса” - соборность и роль Синода в принятии решений - проигнорированы, значит не к ним и стремятся. Самому митрополиту Павлу, который в качестве Патриаршего Экзарха всея Беларуси в нынешней системе РПЦ МП достиг своего абсолютного карьерного пика, теперь только изменение статуса управляемой им церковной единицы может помочь карьерный рост продолжить - он может вырасти до предстоятеля. Хотя, наверное, он не совсем продумал для себя юридические последствия предоставления Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой.

Во-первых, дело выглядит так, будто Павел планирует занять этот пост “автоматом”, уже сейчас будучи квази-предстоятелем. Но Устав РПЦ МП четко определяет, что “Предстоятель Самоуправляемой Церкви избирается Собором из числа кандидатов, утверждаемых Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом” (XI.4), а гарантий, что Собор изберет предстоятелем именно Павла, нет никаких.

Во-вторых, составители Итогового документа явно не в курсе и других юридических деталей, предусмотренных Уставом РПЦ МП, ставя вопрос о предоставлении статуса самоуправляемой Церкви перед “Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Священным Синодом”, ведь такой вопрос находится вне компетенции данных органов, поскольку “решение об образовании или упразднении Самоуправляемой Церкви, равно как и определение ее территориальных границ, принимается Поместным Собором” (XI.2), а уже на основании такого решения издается Патриарший Томос, который и определяет объем самоуправления. Ближайший Поместный Собор РПЦ МП, вероятнее всего, состоится не ранее, чем будет необходимость избирать нового Патриарха, а такая необходимость также не выглядит пока близкой перспективой.

Конечно, овации священников Минской епархии, которых вдруг эмоционально прорвало на замечание митрополита Павла о достоинстве Белорусской Православной Церкви, нельзя сбрасывать со счетов. Настроения священнослужителей были не без повода - именно прошлогоднее назначение Патриаршим Экзархом митрополита Павла сильно повлияло на настроения в среде священников и мирян. Проигнорировав мнение Церкви в Беларуси, навязав ей в качестве лидера рядового российского иерарха, в определенном смысле унизив белорусский епископат, не посчитавшись с субъектностью Белорусской Православной Церкви, Московский патриархат породил понятную реакцию сопротивления постфактум. Поэтому аплодисменты, сорванные митрополитом Павлом 16 декабря 2014 г., были знаком не только поддержки ему, но и протеста против него, против того, что произошло 25 декабря 2013 г.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования