Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
25 февраля 18:14Распечатать

Георгий Абхазури. НЕЦЕРКОВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ДИПЛОМАТОВ ОТ ЦЕРКВИ. Полемические заметки о превратностях нынешней церковно-политической ситуации в Абхазии


В свете напряженных отношений между Россией и Грузией сенсационным событием показалось принятое 30 июня 2003 года в Сарове на выездном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви постановление, касающееся Абхазии. Священный Синод заявил, что "Русская Православная Церковь рассматривает Абхазию как часть канонической территории Грузинской Православной Церкви" и "готова способствовать установлению диалога между заинтересованными сторонами, дабы нормализовать церковное положение в регионе в строгом соответствии со священными канонами Церкви".

Заявление Священного Синода было неоднозначно оценено не только в России, но, и в Грузии. Российские "патриотические силы" с националистическим окрасом обвинили Русскую Православную Церковь в предательстве интересов России в Абхазии. В Грузии тоже остались недовольны заявлением Синода РПЦ. "Подтверждение Священным Синодом Русской Православной Церкви юрисдикции Грузинской Православной Церкви в Абхазии следует приветствовать, но главное все же, чтобы слово подтверждалось делом и прекратилось неканоничное вмешательство во внутренние дела Грузинской Православной Церкви" - сказано в оценке постановления Священного Синода Русской Православной Церкви Грузинской Патриархией (www.patriarchate.ge). Там же сказано, что такие официальные заявления делались представителями Русской Православной Церковью и раньше, но, "несмотря на это, некоторые иерархи Русской Православной Церкви в нарушение священных канонов Церкви вмешивались в дела Грузинской Православной Церкви".

Чем же все-таки было вызвано принятие такого постановления Священным Синодом РПЦ, идущего в разрез с "интересами России в Абхазии"? Справедлива ли ответная реакция Грузинской Патриархии? Хотя отметим, что никаких официальных заявлений представители Грузинской Православной Церкви по этому поводу не делали, кроме размещения процитированной выше оценки на официальном сайте Грузинской Патриархии. Несмотря на повышенный интерес к абхазской проблеме как в Грузии, так и в России, ответа на данные вопросы мы не нашли ни в Московской Патриархии, ни в Грузинской. Мы своими силами попытались расследовать причины принятия столь сенсационного заявления и реакции на него в Грузии.

Пресс-служба Русской Православной Церкви в июне 2003 года сообщила о том, что "по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с 1 по 4 июня 2003 года в Москве находилась делегация Грузинской Православной Церкви в составе Высокопреосвященного Даниила, митрополита Сухумо-Абхазского и Чиатурского, председателя Отдела миссии и евангелизации Грузинского Патриархата, и Преосвященного Герасима, епископа Зугдидского и Цаишского, председателя Иностранного отдела. Архипастырей сопровождала монахиня Елена (Напетваридзе) - секретарь митрополита Даниила" (Новости РПЦ, www.russian-orthodox-church.org.ru).

Далее сообщается о посещении делегацией московских святынь, о совместных праздничных богослужениях с иерархами Русской Православной Церкви, посвященных празднованию памяти святителя Алексия, митрополита Московского и Дню Тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II. "3 июня в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата прошли переговоры делегаций Русской и Грузинской Православных Церквей. Со стороны Русской Православной Церкви в них приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и секретарь ОВЦС МП по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. В атмосфере братской любви и взаимопонимания обсуждались вопросы как двусторонних отношений между Русской и Грузинской Православными Церквами, так и общеправославного характера (там же).

Главой делегации Грузинской Православной Церкви был митрополит Цхум-Абхазский и Чиатурский Даниил, и во время переговоров не могла быть не затронута "абхазская" тематика. Хотя Грузинская Православная Церковь никогда ни публично, ни официально не предъявляла претензий к Русской Православной Церкви из-за ее позиции по отношению к Цхум-Абхазской епархии.

Некоторые грузинские газеты ("Трибуна", "Джорджиан таймс") опубликовали информацию о проведенных переговорах, и даже умудрились опубликовать "интервью" с митрополитом Даниилом о проведенных переговорах в Москве. Официальные представители Цхум-Абхазской епархии незамедлительно заявили, "что приведенные в данных публикациях под видом цитат слова митрополита Даниила с обвинениями в адрес Русской Православной Церкви - выдумка журналистов, так как митрополит Даниил не давал интервью ни одному средству массовой информации; никаких материалов о состоявшихся переговорах сотрудники Цхум-Абхазской епархии и Грузинской Патриархии не передавали в СМИ; в редакции газет, опубликовавших так называемые "интервью" Митрополита Даниила и "материалы переговоров" направлен протест с опровержением данных материалов". Но ни в одном заявлении не было сказано, что Грузинская Православная Церковь отрицает многочисленные факты нарушения церковных канонов официальными представителями и клириками Русской Православной Церкви. Судя по тому, что Священный Синод РПЦ сделал такое заявление вскоре после визита митрополита Даниила, претензии по фактам нарушения, которые мы рассмотрим ниже, все же могли быть действительно предъявлены.

В грузинской прессе эти факты освещались уже давно, и оценены они были отрицательно как светской общественностью, так и церковной. Нет сомнений, что они получат такую же оценку у всех, кто ознакомится с ними.

С начала абхазского конфликта в 1992 году, спровоцированного реакционными силами как в Абхазии, и в целом в Грузии, так и в России, погибли десятки тысяч мирных жителей. Сотни тысяч людей, спасая свои жизни, вынуждены были бежать из своих домов оставив родные края. Ни для кого не секрет, что в конфликте против грузинской стороны выступили объединенные силы российских реакционных сил, северокавказских террористов, российского казачества и наемников из мусульманских стран. Значительный "вклад" в уничтожение мирного населения и разрушение населенных пунктов в Абхазии приняли и "неопознанные летающие объекты" - истребители МИГ и СУ (почему-то с символикой ВВС армии РФ), сбрасывающие на мирное население ежедневно десятки бомб. Вместе с мирным населением все невзгоды военного времени переносило и духовенство Цхум-Абхазской епархии. Во время бомбежек снаряды не раз попадали и в архиерейскую резиденцию и кафедральный собор, где от них погибло несколько церковнослужителей и прихожан.

При сложившихся обстоятельствах, духовенство, и не только грузинское, во главе с правящим архиереем вместе с изгнанной паствой вынуждено было оставить епархию. Не было сомнений, что неуправляемые и одержимые расправой с грузинами вооруженные сепаратисты не остановились бы перед пролитием крови священнослужителей и своего архипастыря. Не из страха быть убитым покинуло епархию духовенство во главе с митрополитом Даниилом, а из страха кары Господней над теми, кто мог совершить это деяние. Как показали события, последовавшие за взятием Сухуми абхазскими войсками, опасения не были напрасны: зверски были убиты настоятель монастыря святого апостола Андрея Первозванного в Комани иеромонах Андрей (Курашвили) и ктитор этого же монастыря мирянин Георгий Ануа; был похищен и расстрелян протоиерей Лаврентий Кравцов; до сих пор остается неизвестной судьба грузинских монахов-отшельников в так называемой Дальней Пустыни. Чудом избежал смерти за свою преданность и любовь к Грузинской Церкви ныне почивший богоносный старец-затворник архимандрит Тихон (Агриков), принявший в последствии схиму под именем Пантелеимон: он успел покинуть свое жилище за несколько минут до прихода вооруженных боевиков, которые в гневе подожгли дом, не найдя святого старца.

В Абхазии после изгнания большинства ее населения и духовенства осталось шесть священников. Большая ответственность легла на оставшихся священнослужителей. Нужно было уврачевать души покалеченных войной людей, умягчить наполненные злобой сердца, способствовать скорейшему урегулированию конфликта и возвращению беженцев изгнанного духовенства. По крайней мере, так должны были бы поступить православные священники. Однако в Абхазии все происходит иначе. Увы, то, что совершает иерей Виссарион Пилия, прикрываясь духовным саном, как волк - овечьей шкурой, ничего общего не имеет ни с христианским долгом, ни с обязанностями православного пастыря.

31-ое правило Святых Апостолов гласит: "Аще который пресвитер, презрев собственнаго епископа, отдельно собрания творити будет … да будет извержен, яко любоначальный. Ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковнаго"; 39-ое: "Пресвитеры и диаконы, без воли епископа ничего да не совершают"; 14-е правило I-го Вселенского Собора подвергает извержению и епископа, и тем более любого клирика, если он отделится от общения со своим митрополитом и не захочет возносить его имя в священных действиях. Презрев священные каноны Церкви, иерей Виссарион Пилия официально объявил о разрыве евхаристического общения со священноначалием Матери-Церкви и провозгласил себя "управляющим Сухумо-Абхазской епархии" и стал искать поддержку в своих раскольных деяниях в Поместных Православных Церквях. Поместные Церкви хоть и автокефальны, и расположены в разных государствах, подчас имеющих не до конца дружественные отношения, все же являются составляющими частями Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Так что поддержка иерея Виссариона Пилия в расколе Грузинской Православной Церкви было бы направлено против той Единой Церкви, частью которой наравне со всеми является и Грузинская Православная Церковь. Тем более, что это регламентировано 33-им правилом Святых Апостолов, гласящим, что "не должно принимати никого из чужих епископов, или пресвитеров, или диаконов без представительныя граматы". "Клирики да пребывают под властию епископов каждого града, да не исторгаются, по дерзости, из-под управления своего епископа. А дерзающие нарушати сие постановление, каким бы то ни было образом, и неподчиняющиеся своему епископу, аще будут клирики, да подлежат наказаниям по правилам: аще же монашествующие, или миряне, да будут отлучены от общения церковнаго", - гласит 8-ое правило IV Вселенского Собора.

"В 1996 году мы обратились ко всем православным Патриархам, чтобы решить наш вопрос", - говорит иерей Виссарион в интервью журналу "Русский дом" (№12, 2000 год), - "Кроме Святейшего Патриарха Алексия, никто не откликнулся, поэтому я и езжу в Москву". "Сейчас мы поминаем Московского Патриарха, который помогает нам" - заявляет в этом же интервью "управляющий". Добавим, что "епископом Сухумо-Абхазским" во время священнодействия им поминается епископ Майкопский Пантелеимон. По свидетельствам клириков, служивших в Сухумском кафедральном соборе, антиминсы на основном и приставном престолах в соборе освящены епископом Майкопским, выданных иерею Виссариону Пилия взамен якобы "пришедших в негодность" антиминсов, освященных архиереями Грузинской Православной Церкви.

Конечно, Церковь-Сестра, каковой Русская Православная Церковь призвана быть для Грузинской Православной Церкви, должна была внушить иерею Виссариону Пилия проявлять послушание Матери-Церкви, в первую очередь, обратиться к своему священноначалию и способствовать возвращению в Абхазию изгнанного архиерея и духовенства. Иерей Виссарион Пилия мог, конечно, наносить частные визиты и Святейшему Патриарху Алексию, и другим высшим иерархам Русской Православной Церкви, хотя его как раскольника не должны были даже в таком качестве принимать. Мало того, что священник, прервавший евхаристическое общение с Матерью-Церковью и не признающий канонических церковных властей, был принят (и по сей день принимаем), но в нарушение канонов не раз был допущен к сослужению Патриарху Алексию II в соборах Московского Кремля и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Совсем недавно, в августе 2003, во время последнего визита в Россию, раскольный иерей посетил Свято-Троицко-Сергиеву Лавру, где проживал в архиерейской гостинице Лавры. Сомневаемся, что это могло произойти без ведома и согласия священноначалия РПЦ.

Вот как освещает один из многочисленных визитов "управляющего" Виссариона Пилия в Россию Сергей Корнилов в статье "Молебен за оружие. Решается судьба российской военной базы в Абхазии" ("Известия", 5 июня 2001 года): "Скоро истекает срок пребывания на территории Абхазии последней российской военной базы. По эксклюзивным данным "Известий", в Москве сейчас находятся президент республики Владислав Ардзинба и архиепископ Абхазский Виссарион (Аплиа) (здесь и далее по тексту выделено мною – Г.А.), которые ведут переговоры о возможном сохранении базы на прежнем месте. Архиепископ Виссарион в субботу участвовал в службе вместе с патриархом Алексием в Троице-Сергиевой лавре по случаю крупного церковного праздника — Троицы. Это стало единственным его появлением на публике — большую часть времени отец Виссарион проводит в общении с высокопоставленными российскими военными. Он крестный отец внука одного из бывших заместителей командующего воздушно-десантными войсками, а также нескольких старших офицеров, со многими из которых находится в дружеских отношениях. По некоторым данным, он даже проживает в закрытой гостинице Минобороны на юго-западе Москвы. Неформальный метод переговоров, избранный абхазским руководством, прост и эффективен. И сам Ардзинба, и отец Виссарион обладают широкими связями в российских военных и дипломатических кругах, что позволяет им в определенной степени влиять на принятие решений".

Но, силы, желающие отторгнуть Цхум-Абхазскую епархию от Грузинской Православной Церкви, не остановились на этом. В нарушение всех церковных канонов в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, находящийся на канонической территории Грузинской Православной Церкви из России была отправлена группа монахов и послушников под предводительством игумена Петра (Пиголя). Такое откровенное игнорирование прав древнейшей Поместной Церкви не могло пройти незамеченным, и Грузинская Патриархия обратилась за разъяснениями в Московскую и Константинопольскую Патриархии. И Московская, и Константинопольская Патриархии осудили незаконных насельников, отказываясь от игумена Петра (Пиголя), не признавая его своим клириком. Впрочем, после разгоревшегося скандала, игумен был вынужден оставить монастырь и был принят сотрудником в Издательский отдел Московской Патриархии. Так и осталось тайной, чьим клириком он был тогда, и кто его туда отправил, и как нарушителя священных канонов Церкви приняли в штат Московской Патриархии.

Для увеличения числа раскольного духовенства по рекомендации иерея Виссариона Пилия в учебные заведения Московской Патриархии были приняты, а затем рукоположены епископами Майкопскими Филаретом и Пантелеимоном жители Абхазии, ныне клирики Майкопской и Адыгейской епархии иеромонахи Игнатий (Киут), Андрей (Ампар), Дорофей (Дбар). И все это происходит опять же без ведома и благословения Грузинской Православной Церкви. Мало того, они беззаконно назначаются в храмы и монастыри Цхум-Абхазской епархии. Информационное агенство "Апсныпресс" в своих сообщениях упоминает иеромонаха Дорофея (Дбара) секретарем Сухумо-Абхазской епархии и настоятелем Команского монастыря святого Андрея Первозванного (на "освобожденном" месте после расстрела иеромонаха Андрея (Курашвили), иеромонаха Андрея (Ампара) – настоятелем Новоафонского монастыря Святого Апостола Симона Кананита, иеромонаха Игнатия (Киута) – настоятелем Моквского Успенского кафедрального собора. Видимо, Майкопские архиереи и их ставленники (уже окончившие Духовные школы Московской Патриархии) не знакомы с 35-ым правилом Святых Апостолов, которое повелевает "епископам не дерзать вне пределов своей епархии творить рукоположения ни для городов, ни для сёл, ему не подчинённых", а "аще же обличен будет, тако сотвори сие без согласия имеющих в подчинении грады оные, или села: да будет извержен и он, и поставленнии от него". Принявшие, а затем и рукоположившие лиц, проживающих на канонической территории Грузинской Патриархии, без ведома и благословения Грузинской Православной Церкви, нарушили Устав и собственной Поместной Церкви. Как гласит Устав Русской Православной Церкви, "юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви" (Устав РПЦ, Глава I, пункт 3). Следовательно, на жителей Цхум-Абхазской епархии не могла распространяться юрисдикция РПЦ, так как эта епархия является частью канонической территории ГПЦ.

3 сентября 2002 года было открыто Духовное училище при Новоафонском монастыре Святого Апостола Симона Кананита, ректором которого был назначен иеромонах Дорофей (Дбар). "Открытие Духовного училища позволит увеличить численность православных священников и церковнослужителей в Абхазии", - сказал в интервью агентству "Апсныпресс" 3 сентября 2002 года "управляющий" Сухумо-Абхазской епархии иерей Виссарион Пилия. О рукопложении выпускников "управляющий" вовремя "договорился" с нынешним Майкопским епископом, как он сам заявляет.

Можно было бы отнестись снисходительно к этим нарушениям, если бы самозванец-"управляющий" и его помощники приносили бы облегчение народу Абхазии, врачевали бы их души, вели бы их ко Христу. Но вместо добродетелей любви и великодушия, взаимного прощения и терпимости, они насаждают низменные чувства клеветы, осуждения, недоверия и непримиримости. Они отвергают всякое общение с грузинами, и не только не способствуют возвращению в Абхазию канонического главы епархии и изгнанного населения, но и всячески противодействуют урегулированию конфликта и мирным переговорам. А тем абхазам, в том числе и священнослужителям, кто вступает в общение с Матерью-Церковью, с грузинским духовенством, кто проповедует всепрощение, христианские добродетели и любовь к ближнему, "управляющий" и его сторонники применяют силовые методы воздействия. Иеродиакона Давида (Сарсания), абхаза по национальности, за то, что он проявил послушание перед Матерью-Церковью, принял монашество и сан в ее лоне, самовольно созданный "епархиальный совет" "отлучил от участия в церковной жизни Сухумо-Абхазской Епархии в любой форме и запретил ему доступ в храмы и монастыри Епархии". Также было принято решение "созвать специальный Епархиальный Совет с участием родных и близких иеродиакона Давида, а также общественности города Гудаута для широкого разъяснения позиции епархии по данному вопросу" (Информационное агенство "Апсныпресс", 23 октября 2001 года).

В июне 2003 года этот же "епархиальный совет" сделал предупреждение иеромонаху Сергию (Джопуа), настоятелю храма св. вмч. Георгия Победоносца в Илори, за общение с грузинским духовенством и евхаристическую связь с Грузинская Православная Церковь, а также принял решение запретить клирикам Грузинская Православная Церковь доступ в храмы и монастыри епархии.

За такие поступки иерею Виссариону Пилия с членами "епархиального совета" и монахами, "для вида употребляющим одежду монашескую, разстроивающим церкви и гражданские дела, по произволу ходящим по градам, и даже монастыри сами для себя составляти покушающимся" 4-ый Вселенский Халкидонский Собор своим четвертым правилом "определяет быти чуждым общения церковнаго". Но вместо этого в Московской Патриархии, представители которой отрицают официальные отношения с иереем Виссарионом, решили по другому "наказать" его за раскольническую деятельность: Указом Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II иерей Виссарион Пилия был удостоен официальной награды Русской Православной Церкви – орденом Преподобного Сергия Радонежского II-ой степени. Орден вручал референт Патриарха Московского и Всея Руси Н.И. Державин 9 августа 2002 года в Ново-Афонском Симоно-Кананитском монастыре. Н.И. Державин после вручения произнес речь, где от имени Патриарха поздравил награжденного (ИА "Апсныпресс", 9 августа 2002 года). Интересно, какие же "официальные отношения" отрицают с иереем Виссарионом представители Московской Патриархии?

Во 2-ом пункте Постановления Священного Синода от 30 июля 2003 года говорится, что "в дополнение к ранее направлявшимся посланиям Патриарха Московского и всея Руси, вновь подтвердить, что Русская Православная Церковь рассматривает Абхазию как часть канонической территории Грузинской Православной Церкви". Именно в то время, когда ранее направлялись эти послания и происходили все вышеупомянутые события.

Мы не знаем официальной позиции Грузинской Православной Церкви по этим фактам, также как и тайной остается, какие требования предъявила грузинская делегация во время переговоров 1-4 июня 2003 года. Но, несомненно, поддерживаем оценку Постановления Священного Синода Русской Православной Церкви, опубликованную на сайте Грузинской Патриархии. Слова должны иметь подтверждение: Русская Православная Церковь должна официально выразить отношение к деятельности Виссариона Пилия, тем самым исправив свое поощрение "управляющего" в виде официальной награды; оценить нарушения канонов Майкопскими епископами; отозвать своих клириков из Цхум-Абхазской епархии (в случае преслушания наложить на них прещения). Ну и выразить Грузинской Православной Церкви хотя бы "сожаления о происходивших недоразумениях", если уж приносить извинения в своих ошибках не соответствует протоколу и церковной дипломатии дипломатов от церкви в Московской Патриархии.

Остается гадать, когда Грузинская Патриархия публично выскажет недовольство в адрес Русская Православная Церковь и насколько хватит терпения у грузинских иерархов. Видимо в Грузинской Православной Церкви духовное братство и узы единоверных народов и Церквей-Сестер ставят выше излюбленной некоторыми деятелями Русской Православной Церкви церковной дипломатии.

В завершение с прискорбием отметим, что некоторые российские политики не только не способствуют урегулированию конфликта в Абхазии, подогревая и без того разгоряченные головы политиков в Сухуми, но тем самым мешают мирным процессам и возвращению беженцев. Еще прискорбнее, что архиереи Русской Православной Церкви в один из самых тяжелых моментов в истории Грузинской Православной Церкви поддержали людей, раздирающих расколом Хитон Церкви Христовой и пытающихся нарушить единство древнейшей Поместной Апостольской Церкви.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования