Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
17 февраля 16:27Распечатать

Борис Колымагин. СРЕТЕНСКО-ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ БРАТСТВО И ОКРЕСТНОСТИ. Современное состояние «кочетковщины» в России


Упоминания о Сретенско-Преображенском братстве, более известном как "община священника Георгия Кочеткова", в СМИ последнее время встречаются нечасто. У стороннего наблюдателя может создаться впечатление, что его уже нет, что после шумных скандалов 1994-го, 1997-го и 2000-го годов, когда публикации "за" и "против" "кочетковцев" появлялись каждый день как грибы после дождя, оно растаяло, растворилось в воздухе, словно мираж.

Наверное, прежде всего это связано с любовью пишущей и читающей публики к острым темам: куда интереснее обсуждать вопрос о том, выкинут или не выкинут общину из Сретенского монастыря; били или не били в алтаре Успенского храма священника;  еретики или нет, – чем всматриваться в тихую повседневную жизнь. Страсти давно утихли: храмы, восстановленные общиной, у нее отобрали, "пострадавший" священник Михаил Дубовицкий после очередных безобразий в очередном храме тихо переведен в третий храм, уже без права исповедовать; еретиком никого не объявили; о. Георгий служит в разных приходах Москвы, чаще всего в Новодевичьем монастыре. Понятно, что говорить об этом вроде и ни к чему – мало ли кто где служит и в какие приходы ходит.

Между тем Сретенско-Преображенское братство продолжает свою церковную жизнь. По-прежнему небольшими группами оно собирается на квартирах для совместного чтения Писания. По-прежнему на тех же квартирах или в специально арендованных залах регулярно совершаются праздничные трапезы - агапы. По-прежнему ведется оглашение, то есть тщательная и серьезная подготовка к крещению или первому причастию взрослых. Совсем недавно, на Рождество, закончился годовой курс катехизации, который прошли около сотни человек.

Получить серьезное духовное образование нововоцерковленные, как, впрочем, и другие члены Церкви, могут в Свято-Филаретовском институте, которому в прошлом году исполнилось 15 лет. Институт каждый год организует международные богословские конференции. В его издательстве выходят замечательные книги. Достаточно упомянуть два классических труда, никогда раньше не издававшиеся на русском языке – "Этапы духовной жизни" Михаила Евдокимова и "Происхождение церковных соборов" о. Николая Афанасьева.

Больше года существует ежемесячная 12-ти полосная братская газета "Кифа". Тираж ее, правда, невелик – 1000 экземпляров. Но распространяется она достаточно широко – в Москве, в Санкт-Петербурге, в регионах, в странах СНГ, в дальнем зарубежье...

В "Кифе" освещаются многие острые темы: проблемы диалога Церкви и актуальной культуры, воспитание детей, богослужебные переводы. Многие епископы, священники, общественные деятели охотно дают интервью газете. Если мы пролистаем подшивку, то встретим здесь имена митрополитов Смоленского и Калининградского Кирилла, Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Минского и Слуцкого Филарета, Кишиневского и всея Молдовы Владимира, Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, Воронежского Сергия, архиепископа Белгородского Иоанна, о. Всеволода Чаплина, преподавателей петербургской и московской духовных академий, главного редактора журнала "Вестник РХД" Никиты Струве, председателя Гильдии религиозной журналистики Александра Щипкова и т.д.

Большое значение в жизни братства играют летние паломничества, рассказ о которых также можно найти на страницах "Кифы". К ним следует добавить многочисленные детские лагеря. Например, летний лагерь активно действующей скаутской дружины, который уже многие годы организуется в Тверской области. Здесь, на берегу озера, в сосновом бору дети учатся не только полезным навыкам - правильно разжигать костер и готовить еду, ориентироваться по карте и ставить палатку, грамотно вязать узлы и вышивать, плести корзины и пользоваться азбукой Морзе, - но также умению помогать друг другу и, как выразился руководитель дружины "Град Москва" Александр Сединкин, "самоутверждаться в добре".

И все же, несмотря на такую интересную и многообразную жизнь, братство испытывает серьезные трудности в росте. Если катехизацию по системе о. Георгия  прошли по самым скромным подсчетам около десяти тысяч человек, то в общине осталась от силы десятая часть, и среди них есть люди очень и очень разные по степени серьезности и плодотворности своей жизни в церкви.

Без своего храма, без серьезной опоры на духовенство это своеобразное  движение мирян постепенно утрачивает свою динамику. Вместе с тем возникает опасность, что тот уникальный миссионерский опыт, которым обладает Сретенско-Преображенское братство, так и окажется невостребованным всей полнотой Церкви.

Есть ли шансы у братства быть услышанным внутри церковной ограды? Есть ли возможность начать плодотворный диалог с другими церковными группами и течениями? На эти отнюдь не риторические вопросы можно ответить с известной долей надежды: "Есть". Эта надежда связана с тем, что братство "дышит Традицией".

Уже многие годы назад в общественном сознании за "кочетковцами" прочно закрепился штамп "либералы", что в принципе неверно. Действительно, в чем-то они либералы, а в чем-то консерваторы, и даже суперконсерваторы. Серьезное отношение к традиции, поиск подлинных ее основ роднит общину с "ревнителями благочестия" (не случайно некоторых старообрядцев волнует судьба братства, один из них преподает в Свято-Филаретовском институте). И именно со стороны православных консерваторов в последние годы пробуждается пусть слабый, заслоненный политическими треволнениями, но живой интерес к "кочетковцам".

Если вспомнить события недавнего прошлого, то придется признать, что маховик гонений раскрутили не традиционные батюшки, а "либеральный" Свято-Тихоновский институт. Легко его ректору, о. Владимиру Воробьеву, разъезжать летней порой по якутиям и чукоткам, крестя десятки тысяч, и потом ничтоже сумняшеся оставлять неофитов одних на произвол стихии. "Кочетковцы", как подлинные консерваторы, такие жесты совершать не могут, и долгие месяцы готовят людей к ответственному вхождению в церковь. Именно в силу своей консервативности община несколько месяцев подряд в 1997 г. терпела модернистский маскарад, устроенный опытным кукловодом из Сретенского монастыря. Можно по-разному относиться к деятельности архимандрита Тихона (Шевкунова), но нельзя не признать, что срежиссированные им действа в храме Успения в Печатниках имели явный модернистский контекст.

Приходившие по призыву досточтимого отца "борцы" шипели на прихожан: "Свиньи! Еретики!". Или устраивали, как в античном театре, певческие соревнования. Приведу в пример только одну картинку. Представьте себе, любезный читатель, момент причащения, когда верующие, сложив руки на груди, благоговейно подходят к чаше. В Успенском храме по сложившейся традиции пели "Тело Христово приимите, источника бессмертия вкусите", то есть чуть-чуть русифицированный традиционный текст. И вот это стройное пение перекрывается истошным ором присланной из Сретенского монастыря "группой поддержки". "...бессмертнОГО", - возносится под купол. Как говорится, "убьют за единый аз". Сценки этого шутовского маскарада антихриста можно описывать до бесконечности. Если учесть, что организаторы провокации в Успенском храме действовали с опорой на государственную власть, то есть в духе обновленцев 20-х годов, модернистский контекст станет еще более очевидным.

Итак, со стороны консервативно настроенного духовенства постепенно пробуждается интерес к "кочетковцам" – и одновременно желание использовать на практике то хорошее, что выработало движение. Однако "страха ради иудейска" это желание пока не подкрепляется знаковыми жестами. Мешают налаживанию диалога и множество мифологем, вроде той, что "кочетковцы" высоколобы, оторваны от простого народа. Однако проведенные социологические исследования показали, что процент рабочих, служащих, пенсионеров в братстве не ниже, чем в обычных московских приходах.
Вся деятельность братства - и это показал многолетний опыт - остается в рамках литургического возрождения. Несмотря на предложения, поступавшие от разных политических сил - от жириновцев до яблочников - "община священника Георгия Кочеткова" решительно дистанцируется от политики и занимается сугубо внутрицерковными делами.

На прошедшем полтора года назад миссионерском съезде РПЦ публично были поставлены проблемы нецерковности, а то и прямого язычества большинства тех, кто считает себя "православными". Говорилось о том, что необходимо воцерковление этих людей, "миссия после миссии", возрождение общинной жизни. Можно пожалеть, что о серьезности этих вопросов начинают задумываться лишь немногие и лишь сейчас, через пятнадцать лет после отмены антицерковных законов. Но если Церковь все-таки решит всерьез заняться оглашением "крещеного, да не просвещенного", по словам Лескова, народа, наработки Сретенско-Преображенского  братства могут ей очень и очень пригодится.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования