Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
11 июля 18:01Распечатать

Епископ Луцкий и Ровенский Иов. «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?» К столетию осуждения Синодом Российской Церкви мнимой ереси имябожничества. Часть пятая


Предыдущая часть – ЗДЕСЬ…

"Несуществующий образ"

 

Авторы синодального послания, как и других антиимяславческих опусов, настойчиво желали строго разграничить "в богословствовании" <186> Имя и Именуемого, однако такое искусственное разделение чуждо настоящему православному богословию.

Так, в главном источнике христианского вероучения — Святой Библии — "Бог в такой степени отожествляет Свое Имя с Самим Собой, что это Имя в Его устах обозначает Его Самого. Имя это любимо (Пс. 5:12), славимо (Пс. 7:18), почитаемо, свято (Ис. 29:23). Оно Имя страшное (Втор. 28:58), Имя вечное (Пс. 134:13). На благо Израиля Бог действует ради Своего "великого Имени" (Ис. Нав. 7:9), ради Имени Своего, ради Своей славы и признания Его величия и святости. <…> Храм — это место, где Бог утвердил "пребывание Имени Своего" (Втор. 12:5).., в храм, "над которым наречено Имя Его" (Иер. 7:10,14), идут, чтобы быть в Его присутствии (Исх. 34:23). "Имя Господа идет издали.., чтобы развеять народы до истощания" (Ис. 30:27); наконец, в другом тексте (Лев. 24:11-16) слово "Имя" без всяких добавлений обозначает Ягве. <…> Об апостолах говорится, что они радовались, будучи "удостоены понести бесчестие за Имя" (Деян. 5:41); упоминаются проповедники, которые "ради Имени вышли в путь" (3 Ин. 7). <…> Первые христиане часто называют самих себя "призывающими имя Господне" (Деян. 9:14,21; 1 Кор. 1:2; 2 Тим. 2:22; ср. Деян. 2:21 = Иоил. 2:32), тем самым выражая, что они признают Иисуса Господом (Деян. 2:36). <…> У [евангелиста] Иоанна собственно предметом христианской веры является… имя Сына: чтобы иметь жизнь, необходимо веровать во Имя Единородного Сына Божия (Ин. 3:17; ср. 1:12; 2:23; 20:30 и сл.; 1 Ин. 3:23; 5:5,10,13)… Апостольская проповедь имеет задачей провозглашать Имя Иисуса Христа (Лк. 24:46 и сл.; Деян. 4:17 и сл.; 5:28,40; 8:12; 10:43). Проповедникам предстоит страдать за это Имя (Мк. 13:13), и для них это должно быть источником радости (Мф. 5:11; Ин. 15:21; 1 Петр. 4:13-16). Откровение Иоанна обращено к тем христианам, которые страдают за это Имя (Откр. 2:3), но твердо держатся его (Откр. 2:13) и от него не отрекаются (Откр. 3:8). Служение Имени Иисуса особо поручено Павлу: он принял его как бремя (Деян. 9:15) и как источник страдания (Деян. 9:16); тем не менее он выполняет свое призвание смело и дерзновенно (Деян. 9:20,22,27 и сл.), ибо он посвятил свою жизнь Имени Господа нашего Иисуса Христа (Деян. 15:26) и готов умереть за него (Деян. 21:13). Христианская жизнь вся проникнута верой: собрания происходят во Имя Иисуса (Мф. 18:20), во Имя Его принимают приходящих (Мк. 9:37), остерегаясь, однако, обманщиков (Мк. 13:6); благодарение Богу воздается также во Имя Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 5:20; Кол. 3:17), и все поведение должно быть таким, чтобы Имя Господа нашего Иисуса Христа прославлялось (2 Фес. 1:11 и сл.). При молитве к Отцу обращаются во Имя Сына Его (Ин. 14:13-16; 15:16; 16:23-26 и сл.)" <187>.

Не отделяют Имени от Именуемого и святые отцы, например:

- Св. Григорий Просветитель: "В потустороннем мире, где нет ни дней, ни ночей, ни недель и ни месяцев.., ни кругообращения годов и времен.., есть лишь Господь и лишь имя Его" <188>;

- Св. Иларий Пиктавийский: "Когда [вещающий] называется Господом и Богом, Он провозглашается в славе Своей природы и имени" <189>;

- Преп. Никодим Святогорец: "Бог — Сладчайшее Лицо и Имя, всеми любимое и всех любящее, обладающее в силу абсолютной необходимости бытием, небытие Которого по всему невозможно" <190>;

- Св. Тихон Задонский: "Слава Имени Божия вечна, бесконечна и неизменна, как и Сам Бог, и потому ни умножиться, ни умалиться в себе не может. <…> Великое имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые, но Ему единому принадлежащие, как-то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правда, святость, истина, духовное существо, и прочие" <191>;

- Св. Косма Этолийский: "О, Господи, если солнце, сотворенное Тобою, столь лучезарно, то Ты, Твое Святое Имя, Тот, Кто сотворил небо и землю, насколько же ярче его?" <192>

По учению синодалов, Имя Божие лишь "служит для нас словесным обозначением самаго превожделеннаго и святейшаго Существа — Бога, источника всяких благ" <193>, оно "есть необходимый для нашего ума условный знак, облекаемый нами в звуки (слово), в буквы (письмо) или же только умопредставляемый, отвлеченно, субъективно мыслимый, но реально вне нашего ума не существующий образ (идея)" <194>. Похожие взгляды, как известно, были у древних еретиков: "[Ересиарх Савеллий] говорил, что Отец, Сын и Дух Святой — имена, лишенные реальности.., а они [еретики варлаамиты] то же самое говорят обо всех божественных именах" <195>.

Подтверждение своего специфичного представления об Имени Божием антиимяславцы искали в учении некоторых святых отцов, особенно Василия Великого и Григория Нисского, "о человеческом примышлении как источнике появления имен Божиих" <196>, трактуя его ("примышление") совершенно в неправославном смысле и считая лишь "измышлением, творчеством человека" <197>. Ведь термин "примышление", по объяснению преп. Иоанна Дамаскина, имеет "два значения. Во-первых, это есть как бы некое размышление и задумывание, развертывающее и проясняющее целостное и нерасчлененное созерцание предметов и знание о них. <…> Во-вторых, это есть вымысел, создающий и мнящий, путем соединения чувства и фантазии, из существующего никоим образом не существующее" <198>.

Истинное и богоугодное "примышление" таково:

- Св. Григорий Нисский: "Естество неопределимое не может в точности объято быть словом, имеющим значение имени; напротив того, вся сила понятий, вся выразительность речений и именований, хотя бы, по-видимому, заключали они в себе что великое и боголепное, не касаются естества в Сущем, но разум наш, как бы по следам только и озарениям каким, гадает о Слове, с помощию постигнутаго, по какому-то сходству представляя себе и непостижимое. Какое ни примыслим имя, сообщающее нам понятие о мире Твоего Божества.., означим не самое миро, но богословскими сими именованиями покажем только малый некий остаток испарений Божественнаго благоухания. <…> Самое миро Божества, каково оно в сущности, выше всякаго имени и понятия; усматриваемыя же во вселенной чудеса доставляют содержание богословским именованиям, по которым Божество именуем премудрым, всемогущим, благим, святым, блаженным, вечным, также Судиею, Спасителем и подобным сему, что все показывает некоторое, впрочем, не главное, качество Божественнаго мира" <199>;

- Св. Марк Эфесский: "Художник наш именуется не от [тварных] идей, [но как] имеющий собственное имя и смысл [Своей] сущности и [содержащий в Себе] самую идею искусства, выходящую и усовершаемую извне. Бог же, будучи и безымянен по сущности [Своей], и по природе и от вечности предержа и превосходя в Себе Самом идеи сущего, именуется сообразно им и от них" <200>;

- Св. Дионисий Александрийский: "Из произнесенных мной имен каждое неотлучно и неотделимо от соединенного с ним" <201>;

- Преп. Максим Исповедник: "Бог есть Начало, Середина и Конец сущих… Он также есть и все то, чем именуем Его мы" <202>.

Наоборот, еретики ариане, как свидетельствует св. Афанасий Александрийский, "по собственному своему примышлению вводят многие образы… и утверждают, что… Сын только по примышлению нарицается Словом, так же как и виноградною лозою, путем, дверию, древом жизни. И Премудростию по имени только, говорят они, нарицается Сын. <…> Не достойны ли они всякой ненависти за это одно ими сказанное? Если, как полагают еретики, Господь… именуется Словом ради разумных тварей, Премудростию ради одаренных мудростию, и силою ради облеченных силою, то без сомнения и Сыном наречен ради усыновляемых, а может быть, и бытие имеет по примышлению ради сущих в бытии. Поэтому, что же такое Он? Не может Он быть ничем из поименованнаго, если все это только имена Его, и если имеет Он в Себе один призрак бытия, ради нас украшаясь этими именами" <203>.

В подобном ложно понимаемом "примышлении" св. Марк Эфесский обличает еретиков евномиан и акиндинистов: "Они полагают примышление совершенно недействительным, как если бы оно состояло только из произнесения слова и мысли нашей. Но пусть выслушают от нас богоносного Василия, уличающего того [Евномия] и пристыжающего этих [акиндинистов]. Он говорит: "…Высказываемое о Боге и все энергии [Его], хотя и говорится о них, что они различаются примышлением, не оказываются вследствие этого лишенными действительного существования…" <204>.

Св. Кирилл Александрийский допускает, что "имя, быть может, не имеет никакого значения для Бога, как оно имеет значение для человека" <205>, но все же божественные имена являются не результатом человеческой фантазии или произвола, а предначертаны Самим Богом, возжелавшим открыться Своему творению и дать ему возможность общаться с Собою. Преп. Ефрем Сирин говорит об этом так: "Первая хвала Творца в том, что создал творения, другая — что открыл себя творениям Своим. Как их познал, так восхотел быть познанным и от них. От Него изошло имя Божества, Которое открывало Себя" <206>. Прежде создания твари "Он не имел нужды давать самому Себе имя, будучи только один" <207>, "ведь истинный Бог сокровенно, без материальных подобий или звуковых возвещений, пребывает в Своей собственной единственной сущности" <208>. "Но дабы [твари] смогли бы Его увидеть [и услышать], Он, приняв зримое подобие, оповестил голосом" <209> о Себе, и так Адам узнал "имя Творца, ибо прежде всего важно было это" <210>. По объяснению св. Григория Нисского, "все, что мыслится о Боге, существовало прежде сложения мира, пусть и получило имена после того, как возник именующий [Адам]" <211>. Чтобы эти божественные имена адекватно выражали и сообщали познаваемые свойства/энергии Бога, уже "на [Предвечном] совете Его то, что Им предопределено, и то, что имело в будущем ненарушимо случиться, было прежде своего бытия наделяемо признаками и образами" <212>, а после сотворения человеческого рода "чистые сердцем" (Мф. 5:8) боговидцы, представившие "Богу [свою] память совершенно безвидной и бесформенной" <213>, были запечатлены "только теми образами Его, через которые [Богу] присуще являться" <214>.

Преп. Никодим Святогорец пишет, что вочеловечение Христа, "которое "прежде всякой другой вещи предвидел Господь началом Его божественных и предвечных волений, прежде всех созданий", <…> было замышлено прежде всякой твари "и предопределено прежде предопределения всего спасаемого" <215>. Поэтому, как объясняет св. Димитрий Ростовский, и "спасительное имя Иисус прежде всех веков, в Тройческом Совете, было предуготовано, написано и… хранимо для нашего избавления" <216>, а при воплощении Христовом "принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческаго рода и открыто всем Иосифом" <217>. Так начало исполняться возвещенное чрез пророка: "И будет, всяк иже призовет Имя Господне, спасется" (Иоил. 2:32), ибо, согласно учению отцов-исихастов, само "призывание имени Божиего сопровождается непосредственным явлением Его, поскольку имя — образ Его присутствия" <218>.

По словам св. Димитрия Ростовского, "неизвестна была сила имени Иисусова, пока скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде" <219>, но из этого не следует, что Имя Иисус до воплощения еще не принадлежало Сыну Божию, или не было известно избранным пророкам, или не совершало никакого божественного действия. Святые отцы рассуждают об этом так:

- Ап. Варнава: "Моисей Иисусу сыну Навину… дал как пророку такое имя для того только, чтобы весь народ понимал, что Отец о Сыне Своем Иисусе все открывает сыну Навину. <…> Вот опять Иисус, не сын человеческий, но Сын Божий, Который явился в прообразе и во плоти" <220>;

- Муч. Иустин Философ: "В книге Исхода Моисей таинственно возвестил.., что имя Самого Бога, которое, по его словам, не было открыто ни Аврааму, ни Иакову, было Иисус. Сказано так: "И сказал Господь Моисею: скажи этому народу — вот Я посылаю ангела Моего пред лицом твоим, чтобы он охранял тебя в пути, чтобы ввел тебя в землю, Мною приготовленную для тебя. Внимай ему и слушайся его, не возставай против него, ибо он не простит тебя; потому что имя Мое на нем" (Исх. 20:22; 23:20-21). Итак, кто ввел отцев ваших в землю? Вникните, наконец, что это был муж, названный именем Иисус, а прежде именовавшийся Авсием. Если вы обратите на это внимание, то поймете, что имя Того, Который говорил Моисею "имя Мое на нем", было Иисус" <221>;

"Вот что я думаю: Иисуса.., того самого, который назывался Авсием.., Моисей назвал Иисусом. Ты не ищешь причины, почему он это сделал, не сомневаешься, не разспрашиваешь; поэтому от тебя сокрыт Христос; и читая ты не понимаешь, и даже теперь, когда слышишь, что Иисус есть Христос наш, ты не разсуждаешь, что это имя дано ему не напрасно и не случайно. <…> Он сделался преемником Моисея; он <…> остановил солнце, будучи наперед переименован именем Иисуса и получив силу от Духа Его. Ибо я доказал, что Иисус являлся Моисею, Аврааму и всем вообще патриархам и беседовал с ними, исполняя волю Отца" <222>;

"Сын Навина совершил посредством имени Иисуса силы и дела, предвозвещавшия то, что имел совершить Господь наш" <223>;

- Св. Ириней Лионский: "Бог открыл ему [Моисею] имя, которое одно только могло дать жизнь верующим в него; и Моисей переменил имя Осии, сына Навина, одного из посланных, в Иисуса. И таким образом он отправил их с силою имени, по вере, что получит их обратно невредимыми ради руководства даннаго имени" <224>;

- Преп. Исидор Пелусиот: "Иаков вопрошал об имени Того, Кто с ним боролся и прикосновением к жиле бедра научал укрепляться против страстей. И сказано ему: "Вскую вопрошаеши имене Моего (Быт. 32:29)? Не под законом и не до закона живущим возможно познать сие. Но в позднее время, когда приидет исполнение времен и умножатся грехи людские, вочеловечившись, нарекусь Иисусом, что значит Спаситель, потому что для спасения грешных совершу оное домостроительство" <225>;

- Преп. Максим Исповедник: "Благодаря образу этого [Креста], а также имени Пригвожденного к Нему ради нас, великий патриарх Авраам вместе с триста восемнадцатью [рабами], то есть вместе с образом и именем Иисуса, отважился выйти и одолел супротивные силы, которые представлены в виде царей (Быт. 14:1-16)" <226>; "буква "тау" есть образ Креста, начертанием своим запечатлевая внешний вид его; буква "иота", будучи акростихом Иисуса, обозначает внушающее благоговейный страх имя [Его]… Обладая ими, таинственным образом заключенными в числе, патриарх Авраам отважился выйти против супротивных сил" <227>.

Итак, еще до воплощения Сына Божия "Дух начертал члены Христа, в таинствах ясно показал сокровенный вид Его. Многое обозначил именами и сокровенное изложил посредством явнаго; отметил времена и указал числа; установил часы и мгновения, и тайное заключил в именах и мудрость в изъяснениях" <228>.

Св. Димитрий Ростовский подчеркивает, что Имя Господа Иисуса и прежде вочеловечения Его, "как солнце, озаряло своим сиянием мир" <229>, а с приходом Спасителя, "как скоро то имя излилось с небес на землю, то тотчас же, как ароматное миро.., наполнило вселенную благоуханием благодати" <230>. То же самое утверждает и св. Амвросий Медиоланский: "Даже тогда это имя было велико, когда оставалось в узких и ограниченных пределах, и еще не разлило свое величие в сердца язычников и в концы всего мира. Но когда Его [Христа] пришествие воссияло всему миру, тогда Он простер для всякой твари Свое божественное имя, не дополненное чем-либо (ибо полнота не допускает прибавления), но наполняющее пустоту, дабы имя Его стало чудным по всей земле. Следовательно, разлияние Его имени знаменует некий полноводный преизбыток благодати и изобилие небесных благ. Ибо если нечто имеется в изобилии, то разливается через край" <231>.

По выражению св. Никифора Константинопольского, Сам "Христос есть достоверный и неложный свидетель, уясняющий силу и благодать [Своего] имени в словах: "Именем Моим бесы ижденут" (Мк. 16:17)" <232>. И действительно, как говорит св. Димитрий Ростовский, "сила имени Иисусова теперь открылась, ибо то дивное имя Иисус привело в удивление ангелов, обрадовало людей, устрашило бесов, ибо и "беси веруют и трепещут" (Иак. 2:19); от того самаго имени сотрясается ад, колеблется преисподняя, исчезает князь тьмы, падают истуканы, разгоняется мрак идолопоклонства и, вместо него, возсиявает свет благочестия и "просвещает всякаго человека, грядущаго в мир" (Ин. 1:9)" <233>. Св. Иоанн Златоуст красноречиво проповедует: "Этим именем разрушена смерть, связаны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух, рабы сделались свободными, враги — сынами, чужие — наследниками, люди — ангелами" <234>. "Искупаются же именем Господа древний и новый народ и внешний и внутренний человек" <235>, — напоминает преп. Максим Исповедник, а муч. Иустин Философ отмечает, что теперь "мы, которые чрез имя Иисуса, как один человек, уверовали в Творца всего Бога, именем первороднаго Сына Его совлечены от нечистых одежд, т.е. грехов, и будучи искушены [испытаны] словом призывания Его, составляем истинный первосвященнический род Божий" <236>.

Таким образом, избрание Господом "имени Спасителя указывает на совершенное предназначение Богочеловека и выражает все в совокупности свойства Его" <237>, как "имя достойное и зачатия и рождения Его, и всего того, что присуще роду красоты и чести и, прежде всего, самого освобождения всех" <238>. "Весьма значительно то, что Бог не наименовал Господа Иисуса Христа ни учителем, ни пастырем, ни царем, ни первосвященником, ни пророком, но — Спасителем, ибо это имя шире всех прочих имен и все их в себе содержит" <239>. "Именем Его вси спасаются, которые ни спасаются. Так точно и без сумнения и есть" <240>.

"Имя Сына Божия велико и неизмеримо, и оно держит весь мир" <241>, — сказано в откровении святому тайнозрителю Ерму. И это "Его великое и страшное и всечестное имя" <242>, "заключающее и небо и землю" <243>, "ключ ко всем дарованиям" <244>, "небесным, преестественным и неизъяснимым" <245>, "сладчайшее имя спасения нашего" <246>, — для православных христиан "является сугубо божественным" <247>, как живой, реально ощутимый "образ Его присутствия" <248> и действующая, "необычайная и непобедимая" <249> Его сила. "Прежде солнца пребывает имя Его" (Пс. 71:17), — боговдохновенно воспевает святой пророк Давид. "Имя Иисуса Христа есть имя вечное, которое никогда не погибнет, переживет века, которое превосходит всякое отличие, всякую славу, всякое разумение человеческое" <250>, — учит св. священномученик Василий Анкирский, а преп. Никодим Святогорец уверяет: "Частое повторение спасительного имени Иисусова… соделает сердце ваше храмом и обиталищем святого сего имени при жизни вашей и после смерти" <251>.

Критики имяславия, "не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают" (1 Тим. 1:7), иногда нерешительно признавали, что "имя Божие, понимаемое не как звук, но как некое отображение Существа Божия, или, лучше сказать, — свойств Его, есть некий, конечно, несовершенный, мысленный образ Божий, и ему, как бы чудотворной иконе, присуща некая сила Божия" <252>. Развивая учение о тождественности имени и иконы, С. Троицкий (в лице которого "противники Божественного достоинства и Божественной силы Имени Господня приобрели себе наиболее искусного и научного выразителя и защитника их мнений" <253>) писал, что "имена Божии есть вид изображения Божества, догмат о почитании коих установлен на седьмом Вселенском соборе" <254>. Объясняя, что "икона — это все то, что похоже на другое, не только живописное изображение, но и отпечаток, оттиск и изображение звуковое" <255>, и что "имя есть также икона, как и картина" <256>, записной антиимяславец утверждал, что "имена сами по себе нисколько не связаны с предметами" <257>, а "если так, то имя Божие, как и все иконы" <258>, не может быть "свято само по себе… вне мыслимого отношения его к Богу" <259>. Что сказать на это?

Во-первых, сравним противоречивые мудрования г. Троицкого со словами св. Григория Паламы: "Все отпечатки причащаются печати.., если ты, взяв один из них, приладишь к печати, то он больше не сможет быть отнесен куда-либо в иное место, но обладает одним движением со своим первообразом, сделавшись с ним одним [и тем же], за исключением разницы в веществе… Ведь печать всю себя отдает воску, и каждый из отпечатков по мере возможности пропорционально своей пригодности получает в удел не только одно из [одинаковых] начертаний, но также и единение с напечатлевающим" <260>.

Во-вторых, богопросвещенные отцы, более сведущие, чем г. Троицкий, в христианской вере, учат, что "имя Божие само в себе как свято, так и славно и препрославлено" <261>, "свято по естеству.., говорим ли мы то, или не говорим" <262>.

В-третьих, апологет имяславия о. Антоний (Булатович) доказывал, что, со стороны человека, в "безотносительном виде имя остается только никому не принадлежащим именем, а Именем Божиим делается лишь тогда, когда будет отнесено к Богу и исполнится мысли о Боге" <263>.

В-четвертых, преп. Феодор Студит, один из самых известных защитников истины иконопочитания, прекрасно объяснил, почему имя неразрывно связано с именуемым: "Эти вещи предполагают друг друга: имя есть имя того, что им называется, и как бы некоторый естественный образ предмета, который носит это имя; в них единство поклонения нераздельно" <264>.

"Естественный образ предмета" преп. Иоанн Дамаскин классифицирует как первый вид икон, "ибо относительно всякой вещи прежде всего необходимо, чтобы она была согласною с условием и порядком своей природы, и [только] затем необходимо быть тому, что совершается искусством и подражанием" <265>. "Первый — естественный и во всем сходный образ невидимого Бога — Сын Отца, являющий в Себе Отца" <266>, почему преп. Максим Исповедник и говорит, что "Имя Бога Отца, пребывающее сущностным образом, есть Единородный Сын [Его]" <267>. Священномученик Климент Римский, обращаясь в молитве к Богу Отцу, исповедует: "Ты призвал нас из тьмы в свет, из неведения в познание славы Имени Его [Иисуса Христа], надеяться на сущее прежде всей твари Имя Твое" <268>. Учитывая все, что мы знаем из Священного Писания и святоотеческого Предания о значении, силе, славе и бессмертии Имени Иисусова, вполне можно говорить, что это Имя есть некоторый естественный образ естественного Образа — Сына Божия, хотя относится также и ко второму роду икон (согласно классификации преп. Иоанна Дамаскина), ибо, как неотъемлемый признак и образ Его воплощения, оно "прежде всех веков, в Тройческом Совете" <269>, было "Им предопределено" <270>, "предуготовано, написано и… хранимо для нашего избавления" <271>.

Синодалы признавали, что Имя Божие "достопоклоняемо" <272>, однако имели в виду отнюдь не "поклонение служебное, воздаваемое нами Богу" <273>, а лишь "относительное почитание" <274>: "Имя Божие можно только почитать как символ, напоминающий нам о Боге, но не больше" <275>. Имяславцы же, напротив, настаивали, что "если к звуковому сочетанию и к буквенному начертанию Имен Божиих и следует относиться так, как мы относимся к священным символам, т.е. воздавать им относительное, а не Боголепное поклонение, то… на внутреннюю сторону Имен Божиих следует смотреть как на Божественную Истину, почитать ее как Божественное Откровение — Боголепно, т.к. она есть — Энергия Божества" <276>. Удивительный пример благоговейного отношения к написанному Имени Божию показывает один из учеников преп. Симеона Нового Богослова: "В таковой любви к Богу преуспел, среди прочих учеников Симеона, и Иерофей, что, если ему случалось когда-либо читать книгу, то, сколько бы раз ни было написано "Бог", или "Христос", или "Иисус", он прикладывал к этому божественному наименованию свой правый глаз, затем другой, и плакал до тех пор, пока книга и грудь его не увлажнялись слезами" <277>.

В христианском понимании "поклонение Богу есть служение Богу, так же как и служение Богу есть поклонение Богу" <278>, а рукотворным иконам (которым антиимяславцы некорректно уподобляли Имена Божьи), согласно определению VII Вселенского Собора, можно лишь "воздавать… лобызание, почитание и поклонение [προσκυνησιν], но никак не то истинное служение [λατρεια], которое… приличествует только божественному естеству" <279>. Однако Имени Божию, в отличие от рукотворных икон, написанных "искусством и подражанием" <280>, следует воздавать как раз служебное поклонение, а не только относительное почитание, что подтверждается, например, словами св. Климента Римского: "Вышний есть заступник и защитник тех, которые с чистой совестью служат [λατρευοντων] всесовершенному имени Его" <281>.

По объяснению св. Григория Паламы, "мы чтим одного Бога и поклоняемся единой божественности в трех совершенных ипостасях" <282>. А поскольку "имя Божества было дано как великая честь в мире" <283>, то наше почитание Бога, истинное служение Ему, должно преимущественно состоять в том, чтобы при помощи умной молитвы сделать "действующим в сердце имя Христово" <284>, или, иначе говоря, начертать "не чернилом, но Духом Бога Жива, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных" (2 Кор. 3:3) образ "спасительного, и сладчайшего, и живоподательного, и все доброе подающего имени Господа нашего Иисуса Христа" <285>, как призывают к этому святые отцы:

- "Позаботься, насколько можешь, о том, чтобы благодатное и утешительное имя Господа нашего Иисуса Христа было записано и запечатлено на твоем сердце… Святые Ангелы.., почитая имя Христово и благоговея пред ним, благоговеют и почитают и то место, где записано это имя Христово" <286>;

- "Сладко нам, грешным, имя сие — Иисус. Напишем имя сие на сердцахнаших и всегда тое с любовию да поминаем; и тем, яко щитом крепким, да ополчаемся противу врагов душ наших, и защищаем себя, и прогоняем их от себя. Трепещет бо имени сего все их темное полчище. <…> Буди имя сиеблагословенно вовеки!" <287>

 

(Продолжение следует)

 

ПРИМЕЧЕНИЯ:

 

<186> Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся // Церковныя Ведомости. — № 20, 18 мая 1913 г. — С. 285.

<187> Словарь Библейского Богословия. — Киев, 2003. — Cлб. 450-452.

<188> Житие святого Григора, Просветителя Армении, 91 // Агатангелос. История Армении. — Ереван, 2004. —С. 30.

<189> Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Т. 3. — Тверь, 2010. — С. 13.

<190> Прп. Никодим Святогорец. Упражнения духовные // Цит. по: Феоклит Дионисиатский, монах. Преподобный Никодим Святогорец: Житие и труды. — М., 2005. — С. 251.

<191> Св. Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Кн. 2, 3:2:313-314 // Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 4. — С. 150-151.

<192> Св. Косма Этолийский. Слово второе (2) // Равноапостольный Косма Этолийский. Слова. — С. 246.

<193> Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся // Церковныя Ведомости. — № 20, 18 мая 1913 г. — С. 285.

<194> Архиепископ Никон [Рождественский]. Великое искушение около святейшаго имени Божия // Прибавления к Церковным Ведомостям. — № 20, 18 мая 1913 г. — С. 853-854.

<195> Св. Григорий Палама. Опровержение Акиндина, 1:7:45 // Византийские исихастские тексты. — С. 204.

<196> Православный взгляд на почитание имени Божия. События на Афоне 1913 года. — Львов, 2003. — С. 17.

<197> Троицкий С. Учение афонских имябожников и его разбор // Цит. по: Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. — С. 623.

<198> Прп. Иоанн Дамаскин. Философские главы, 65 // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. — С. 116.

<199> Св. Григорий Нисский. Точное изъяснение Песни песней Соломона, 1. — М., 1999. — С. 38-39.

<200> Св. Марк Эфесский. Силлогистические главы о сущности и энергии, 16 // Византийские исихастские тексты. — С. 463.

<201> Творения св. Дионисия Великого, епископа Александрийского, в русском переводе. — СПб., 2007. — С. 68.

<202> Прп. Максим Исповедник. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 1:10 // Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. — С. 216.

<203> Св. Афанасий Александрийский. Против ариан слово второе, 37-38 // Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. 2. — С. 310-311.

<204> Св. Марк Эфесский. Силлогистические главы о сущности и энергии, 20 // Византийские исихастские тексты. — С. 464.

<205> Св. Кирилл Александрийский. Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из книги Бытия, 5 // Творения святителя Кирилла, архиепископа Александрийского. Кн. 2. — С. 171.

<206> Прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие, 20 // Святой Ефрем Сирин. Творения. Т. 8. — С. 314.

<207> Мч. Иустин Философ. Увещание к эллинам, 21 // Cв. Иустин Философ и Мученик. Творения. — [Б.м.], 1995 [репринт]. — C. 425.

<208> Житие святого Григора, Просветителя Армении, 272 // Агатангелос. История Армении. — С. 60.

<209> Там же.

<210> Житие святого Григора, Просветителя Армении, 273 // Там же.

<211> Св. Григорий Нисский. Против Евномия, 12 // Цит. по: Георгий Факракис. Диспут св. Григория Паламы с Григорой философом. Философские и богословские аспекты паламитских споров. — М., 2009. — С. 55.

<212> Прп. Иоанн Дамаскин. Третье слово в защиту иконопочитания, 19 // Иоанн Дамаскин. Три слова в защиту иконопочитания. — СПб., 2008. — С. 91.

<213> Прп. Максим Исповедник. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 2:82 // Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. — С. 251.

<214> Там же.

<215> Иерофей (Влахос), митрополит Навпакта и Святого Власия. Господские праздники. — С. 417.

<216> Св. Димитрий Ростовский. Слово на Обрезание Христово // Жития святых, на русском языке, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго. Кн. 5, ч. 1. — М., 1904 [репринт]. — С. 8, 11.

<217> Там же. — С. 11.

<218> Митрополит Иерофей (Влахос). Одна ночь в пустыне Святой Горы. Беседа с пустынником об Иисусовой молитве. — С. 11.

<219> Св. Димитрий Ростовский. Слово на Обрезание Христово // Жития святых, на русском языке, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго. Кн. 5, ч. 1. — С. 11.

<220> Послание ап. Варнавы, 12 // Писания мужей апостольских. — С. 44.

<221> Мч. Иустин Философ. Разговор с Трифоном-иудеем, 75 // Cв. Иустин Философ и Мученик. Творения. — C. 255-256.

<222> Мч. Иустин Философ. Разговор с Трифоном-иудеем, 113 // Там же. — C. 313-314.

<223> Мч. Иустин Философ. Разговор с Трифоном-иудеем, 115 // Там же. — C. 317.

<224> Св. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди, 27 // Cв. Ириней Лионский. Творения. — С. 582.

<225> Прп. Исидор Пелусиот. Письмо 453, Феодосию // Преподобный Исидор Пелусиот. Письма. Т. 1. — М., 2000. — С. 184-185.

<226> Прп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, 55 // Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. — С. 201.

<227> Прп. Максим Исповедник. Схолия на вопрос 55 // Там же. — С. 327.

<228> Прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие, 22 // Святой Ефрем Сирин. Творения. Т. 8. — С. 341.

<229> Св. Димитрий Ростовский. Слово на Обрезание Христово // Жития святых, на русском языке, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго. Кн. 5, ч. 1. — С. 11.

<230> Там же.

<231> Св. Амвросий Медиоланский. О Святом Духе. Кн. 1, 8:96 // Христианское чтение. — №3 (34), 2010. — С. 31.

<232> Св. Никифор Константинопольский. Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны.., 3:54 // Творения святого отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского. — Минск, 2001. — С. 527.

<233> Св. Димитрий Ростовский. Слово на Обрезание Христово // Жития святых, на русском языке, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго. Кн. 5, ч. 1. — С. 11.

<234> Св. Иоанн Златоуст. Гомилия на псалом 8, 1 // Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго. Т. 5, кн. 1. — СПб., 1899. — С. 92.

<235> Прп. Максим Исповедник. Вопросы и затруднения. — М., 2008. — С. 244.

<236> Мч. Иустин Философ. Разговор с Трифоном-иудеем, 116 // Св. Иустин Философ и Мученик. Творения. — C. 319.

<237> Святой Нектарий Пентапольский. Христология. — Нижний Новгород, б.г. — С. 12.

<238> Св. Геннадий Схоларий. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы, 44 // Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского. — С. 101.

<239> Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Догматика Православной Церкви: Сотериология, Экклесиология. Т. 3. —М., 2006. — С. 11.

<240> Святитель Тихон Задонский. Письма. — С. 346.

<241> Св. Ерм. Пастырь, 3:9:14 // Цит. по: Писания мужей апостольских. — С. 234.

<242> Прп. Максим Грек. Слово 2. Беседа души с умом… // Преподобный Максим Грек. Духовно-нравственные слова. — С. 80.

<243> Св. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 2, 24:2 // Св. Ириней Лионский. Творения. — С. 179.

<244> Мар Исаак Сирин. Беседа 5, о сокровенной молитве, 5 // Преподобный Исаак Сирин. О Божественных Тайнах и о духовной жизни. — С. 53.

<245> Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань // Цит. по: Феоклит Дионисиатский, монах. Преподобный Никодим Святогорец: Житие и труды. — С. 247.

<246> Прп. Петр Дамаскин. О четвертом ведении // Творения преподобного Петра Дамаскина. — М., 1993 [репринт]. — С. 93.

<247> Св. Амвросий Медиоланский. О Святом Духе. Кн. 1, 8:95 // Христианское чтение. — №3 (34), 2010. — С. 31.

<248> Митрополит Иерофей (Влахос). Одна ночь в пустыне Святой Горы. Беседа с пустынником об Иисусовой молитве. — С. 11.

<249> Св. Никифор Константинопольский. Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны.., 1:41 // Творения святого отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского. — С. 418.

<250> Цит. по: Епископ Виссарион.О христианских именах. — М., 1899 [http://vera-istina.ucoz.ru/lit-ra/1.pdf].

<251> Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань // Цит. по: Феоклит Дионисиатский, монах. Преподобный Никодим Святогорец: Житие и труды. — С. 247.

<252> Архиепископ Никон [Рождественский]. Великое искушение около святейшаго имени Божия // Прибавления к Церковным Ведомостям. — № 20, 18 мая 1913 г. — С. 860.

<253> Иеросхимонах Антоний Булатович.Оправдание веры в Непобедимое,Непостижимое, Божественное ИмяГоспода нашего Иисуса Христа. Введение // В кн.: Антоний Булатович,иеросхимонах. О почитании ИмениБожия. — СПб., 2013. — С. 23.

<254> Троицкий С. Учение афонскихимябожников и его разбор // Цит.по: Священная тайна Церкви: Введениев историю и проблематику имяславскихспоров. — С. 624.

<255> Там же.

<256> Там же.

<257> Там же. — С. 623.

<258> Там же. — С. 624.

<259> Там же.

<260> Св. Григорий Палама. О божественном и боготворящем причастии, 22 // Cв. Григорий Палама. Трактаты. — С. 112-113.

<261> Св. Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Кн. 2, 3:2:313 // Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 4. — С. 150.

<262> Св. Кирилл Иерусалимский. Поучения тайноводственные, 5:12 // Святаго отца нашего Кирилла, Архиепископа Иерусалимскаго, огласительныя и тайноводственныя поучения. — С. 464.

<263> Иеросхимонах Антоний Булатович. Моя мысль во Христе. О Деятельности (Энергии) Божества, 2:5 // В кн.: Антоний Булатович, иеросхимонах. О почитании Имени Божия. — С. 264-265.

<264> Прп. Феодор Студит. Опровержениеиконоборцев, 1:14 // Цит. по: Священнаятайна Церкви: Введение в историюи проблематику имяславских споров. — С. 138-139.

<265> Прп. Иоанн Дамаскин. Третьеслово в защиту иконопочитания, 18 // Иоанн Дамаскин. Три словав защиту иконопочитания. — С. 89-90.

<266> Там же. — С. 90.

<267> Прп. Максим Исповедник. Толкованиена Молитву Господню // Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. — С. 189.

<268> Сщмч. Климент Римский. 1 Посланиек Коринфянам, 59 // Писания мужейапостольских. — С. 501.

<269> Св. Димитрий Ростовский. Слово на Обрезание Христово // Жития святых, на русском языке, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго. Кн. 5, ч. 1. — С. 8, 11.

<270> Прп. Иоанн Дамаскин. Третьеслово в защиту иконопочитания, 19 // Иоанн Дамаскин. Три словав защиту иконопочитания. — С. 91.

<271> Св. Димитрий Ростовский. Слово на Обрезание Христово // Жития святых, на русском языке, изложенныя по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго. Кн. 5, ч. 1. — С. 11.

<272> Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся // Церковныя Ведомости. — № 20, 18 мая 1913 г. — С. 285.

<273> Прп. Иоанн Дамаскин. Третьеслово в защиту иконопочитания, 28 // Иоанн Дамаскин. Три словав защиту иконопочитания. — С. 98.

<274> Иеросхимонах Антоний Булатович.Разбор книжки г. Троицкого"Учение Афонских имябожников…"// В кн.: Имяславие: Сборник богословско-публицистическихстатей, документов и комментариев. Т. 1. — С. 738.

<275> Там же.

<276> Иеросхимонах Антоний Булатович.Оправдание веры в Непобедимое,Непостижимое, Божественное ИмяГоспода нашего Иисуса Христа, 3:6 // В кн.: Антоний Булатович, иеросхимонах. О почитании Имени Божия. —С. 104.

<277> Прп. Никита Стифат. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка, 57 // Церковь и время. — № 2 (9), 1999. — С. 182.

<278> Св. Нектарий Пентапольский. О Церкви, 5 // В кн.: Архимандрит Нектарий Зиомболас. Жизнь и деятельность святого Нектария. — Свято-Покровская монашеская община, 2006. — С. 185.

<279> Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. — Казань, 1909. — С. 285. См. также: G.W.H. Lampe. A Patristic Greek Lexicon. — Oxford, 1961. — P. 793.

<280> Прп. Иоанн Дамаскин. Третьеслово в защиту иконопочитания, 18 // Иоанн Дамаскин. Три словав защиту иконопочитания. — С. 90.

<281> Сщмч. Климент Римский. 1 Посланиек Коринфянам, 45 // A. Jaubert. Clément de Rome. Épître aux Corinthiens. — Paris, 1971. См. также: G.W.H. Lampe. A Patristic Greek Lexicon. — P. 794.

<282> Св. Григорий Палама. О божественных энергиях и их причастии, 51 // Cв. Григорий Палама. Трактаты. — С. 88.

<283> Св. Афраат Персидский. Доказательства, 17 // Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Т. 3. — С. 19.

<284> Прп. Иннокентий Комельский. О внутреннем делании // ПреподобныеНил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения. — С. 377.

<285> Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань // Цит. по: Феоклит Дионисиатский, монах. Преподобный Никодим Святогорец: Житие и труды. — С. 246.

<286> Неизвестный Афонский Исихаст. Трезвенное созерцание, 12 // Неизвестный Афонский Исихаст. Трезвенное созерцание. — С. 179.

<287> Святитель Тихон Задонский. Письма. — С. 194.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования