Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
17 июня 20:00Распечатать

Епископ Луцкий и Ровенский Иов. «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?» К столетию осуждения Синодом Российской Церкви мнимой ереси имябожничества. Часть четвертая


Предыдущая часть - ЗДЕСЬ...

"Посредствующая сила"

Авторы синодального послания, отрицая аргументы имяславцев, утверждали, что "сила не в самом Имени, как таковом, а в призывании Господа, Который, или благодать Котораго, и действует" [123]. Этим Синод поддержал мнение первого публичного критика имяславцев инока Хрисанфа, который в своей скандальной рецензии на книгу схимонаха Илариона писал, что "в молитве Иисусовой произносимыя имена служат посредствующею силою для привлечения к нам Господа Иисуса Христа.., но никак не сами по себе эти имена имеют могущественную и чудодейственную силу, а она является от Самого Господа" [124].

Конечно, если "правосудие Божие и милость Божия преклоняются нашею сердечною молитвою" [125], можно говорить, что "призывание Спасителя нашего: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", есть <…> привлечение Божия милосердия" [126], однако согласно возвышенному богословию св. Дионисия Ареопагита молитва совершается "не для того, чтобы вездесущую и нигде не сущую Силу привлечь к себе, но чтобы Ей вручить и с Ней соединить самих себя" [127]. Вот почему тезис об Имени Божием как "посредствующей силе" решительно отвергали защитники имяславия, в понимании которых "имя Господа Иисуса не есть сила посредствующая, но есть величайшая Божественная сила, дарованная Богом людям" [128], — сила действующая, реальная, живая, Ему присущая и от Него исходящая.

Собственно говоря, словосочетание "посредствующая сила" вполне приложимо к Имени Божию, если под этой силой понимать неотделимую от Сущности Божией энергию (деятельность) Божества по отношению к твари. Ведь "посредствующий" происходит от слова "посредствовать", которое, согласно "Толковому словарю живого великорусского языка" В. Даля, означает "быть средством, посредством или посредником, служить способом, средством.., быть передаточным или согласующим звеном, связью" [129]. Такой связью, по объяснению преп. Никодима Святогорца, и является энергия Божия: "Прежде веков Бог воспринял связь стать общаемым по Своей энергии с другими творениями, и этой связью предузнал и предопределил создание всех этих разумных и чувственных созданий" [130]. Связь "по энергии" находится в прямой зависимости от связи "по ипостаси", т.е. от вочеловечения Сына и Слова Божия, как говорит тот же преп. Никодим: "Сын принял связь ипостасного общения с человечеством, посредством которой (связи) предузнал и предопределил действительное с ним соединение во времени" [131]. По учению святого апостола Павла, "един Бог, един и Посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус" (1 Тим., 2:5).

Об ипостасном и энергийном посредстве Господа Иисуса Христа св. Кирилл Александрийский пишет следующее:

"…Он делает проходимым путь для званных, посредствуя и соприсутствуя им. Ибо невозможно… быть нам в Боге и Отце иначе, как только чрез одно Его посредство" [132];

"Силою и всемогуществом неизреченной природы желает [Сын Божий] охранять учеников. <…> Поэтому и говорит: "Отче, соблюди их в имени Твоем, что дал Ты Мне" (Ин. 17:11), то есть Божественном (имени). <…> Он явил Себя живою и ипостасною силою Бога и Отца, посредством Которой все совершает. Ведь восклицая и говоря: "Соблюди их", не удовольствовался только этими словами, но опять искусно ввел и Себя Самого как действующую в этом сохранении силу и орудие Родившего Его…" [133];

"Блаженные ученики полагали, что великий вред принесет им удаление Спасителя, <…> что никто не будет охранять их, когда Христос вознесется на небо, и они подвергнутся всяким бедствиям… Но… им надлежало иметь в виду не одно только плотское присутствие Спасителя нашего Христа… В самом деле, разве Бог может лишится Своих свойств или что воспрепятствует владычествующей всем Природе и в состоянии остановить Ее как бы по необходимости в действенном проявлении Ее свойств? <…> Сила охранять кого-либо подобает более действенности Божества, а не плотскому присутствию" [134].

Увы, у критиков имяславия фраза "посредствующая сила" означала не энергию Бога-Слова, не Его благодать и силу, а исключительно человеческое действие. В понимании инока Хрисанфа "имена, произносимыя в молитве Иисусовой, суть посредствующия ума и сердца нашего к Самому Господу Иисусу Христу.., ибо как только кто произносит их в молитве, то и вспоминается Спаситель, и тогда весь ум и сердце у молящагося обращается к Нему" [135]. Для синодалов же Имя Божие "есть только имя, а не Сам Бог и не Его свойство, название предмета, а не сам предмет, и потому не может быть признано или называемо ни Богом (что было бы безсмысленно и богохульно), ни Божеством, потому что оно не есть и энергия Божия" [136].

В противовес такому сугубо рационалистичному отношению к Имени Божию имяславцы, в полном согласии с православной святоотеческой традицией, исповедовали, что Пресвятое Имя Иисусово "обладает всемогущею силою, им творятся чудеса и знамения, совершаются церковныя таинства, происходит освящение наших душ. Этим именем мы живем, блаженствуем, ощущаем в себе вечную жизнь. Оно раскрывает наши сердца к несомненной вере в истиннаго Бога. Оно есть путь к Богу и наше с Ним соединение, что в особенности бывает видно в опыте умно-сердечнаго молитвеннаго действа" [137].

И воистину, если "Христос, при памятовании о Нем, в нас пребывает" [138], если "Он близок, и присутствует, и исполняет прошения тех, которые призывают Его от чистаго сердца" [139], если "Он является действующим, а не претерпевающим" [140], значит, именование Его в молитве не есть просто "воспоминание" о Нем и Его делах (в смысле "только абстрактного представления о чем-то существующем или существовавшем" [141]), но подлинно "проводник божественных даров" [142] и "вселение Христа" [143], реальная встреча с Ним и причастие Его благодати.

В молитве Именем Иисусовым, по объяснению св. Диадоха, епископа Фотикийского, "благодать, сопутствующая душе и удерживающая ум: Господи Иисусе Христе. Так мать учит своего младенца, постоянно повторяя ему: "Па-па", пока он не привыкнет сам говорить "па-па" и будет вместо разного лепета отчетливо произносить "па-па" даже во сне" [144]. Поскольку "имя Иисуса Христа, призываемое в молитве, содержит в себе самосущную и самодействующую благотворную силу" [145], то при таком делании, — наставляет св. московский старец Алексий Мечев, — "одно имя Иисуса, произносимое с горячей любовью, будет само по себе очищать всего внешнего и внутреннего человека и само творить в душе его молитву, невзирая на окружающее" [146]. О том же свидетельствует и преп. Иннокентий Комельский: "Как вода сама собой движет [в мельнице] колесо и камень, так и пресладкое имя Иисусово с памятью о Боге, тут сущем, во всей полноте живущем в Иисусе, подвигает ум на молитву" [147]. Поэтому подвизающиеся в умно-сердечной молитве учатся "умом делать действующим в сердце имя Христово" [148], ибо "все мертво и неключимо есть в нас, чего Сам Бог не действует" [149].

Следовательно, молитвенное делание, как и вообще все дело спасения, представляет собой синергию — сотрудничество человека и Бога. Однако спасает нас, в конечном счете, только Господь, "ибо Он Сам поистине придает нам силы, а также за нас сражается с врагами, победы же приписывает нам. Сам воюет, Сам побеждает и Сам же является военным трофеем" [150], по словам преп. Иосифа Исихаста. Это же утверждает и преп. Иннокентий Комельский: "В умном и сердечном блюдении… можно противостать злым помыслам и дьяволу, побеждая его не собою, но страшным именем Христовым" [151]. Об этом говорит и сщмч. Иосиф Петроградский: "Есть что-то особенно сладостное в Имени Сладчайшаго Спасителя нашего "Иисус Христос", когда произносишь Его с чувством и остановкою на нем всего внимания твоего и сердца. Удивительно ли, что это имеет не только сладость, но и силу — страшную для бесов, целительную для болезней и спасительную во всякой нужде и потребности. "Именем Моим… бесы ижденут" (Мк. 16:17)" [152].

"То, что спасает нас, есть имя Господа нашего Иисуса Христа и Дух Бога нашего" [153], — подчеркивает сщмч. Ириней Лионский. В молитве, как объясняет св. Иоанн Кронштадтский, "Дух Святый для души — воздух; Иисус Христос — пища животворящая, что, впрочем, нераздельно: и Дух и Сын; как воздух и пища одинаково необходимы и одно с другим нераздельны, так Дух Святый и Сын нераздельны Сами в Себе и в действиях Своих в нас; а Бог Отец, чрез Сына и Святаго Духа, действует начально и благоволительно, как их Начало и Вина" [154].

Прекрасно о спасительном действии Имени Иисусова пишет Неизвестный Афонский Исихаст XIX века: "Когда в сердце, как в сокровищнице, будет заключено имя Христово, тогда облачается сердце в одежду Христову, облекается оно благодатью Христовой. А если сказать лучше, то сердце окрашивается именем Христовым, и благодать Христова соединяется с сердцем. Посему сердце во Христе, и Христос — в сердце. Тогда Христос поглощает сердце, а сердце, поглощенное Христом, поглощает Его Самого. Имя Христово — это чистое серебро, обожженное и очищенное многое множество раз. Таким же становится и сердце. И снова, имя Христово есть свет. Тогда светом становится и сердце. В том сердце, где почитается и прославляется имя Христово, где поучаются в нем, невидимо обитает и Христос. А где обитает Христос, там — и Отец. А где обитают Отец с Сыном, там упокаивается и Святой Дух. Ибо Святая Троица Нераздельна и Единосущна" [155].

Многие поколения святых молитвенников утверждали, что "Имя Господне свет есть" [156], и никто из них никогда не допускал мысли называть его тварным или отделять от Бога, ибо "как же может быть тварным свет, видимый святыми и участвуемый ими?" [157]. Нет, "свет, являющийся святым, не отчужден от Бога и не есть тварь" [158], ибо "един для нас Бог в едином Божестве.., поскольку [этому единому Богу] принадлежат и нетварная сущность, и нетварная благодать, то есть Божия благодать и сияние ее" [159]. Поэтому произносимое в молитве "подлинно божественное и обожествляющее имя Христово" [160] всегда есть "проводник божественнаго озарения" [161] и "источник спасения" [162], "не для одних только достойных и очищенных, но и просто для всех" [163], ведь, по словам св. Марка Эфесского, "от божественной силы [зависит] все, а не от состояния видящих, разве что у одних людей осияние проходит в душу и ум, как и от души переходит на тело.., а у других оно вращается только вокруг внешнего зрения, как бы перед неким образом, не имея [возможности] совлечь материю" [164].

Вот здесь и нужна посредствующая сила — "сила веры просящих" [165], которая всегда "привлекала и привлекает Благодать Божию" [166], но отнюдь не заменяет ее, ибо "все благодатные дары находят на достойных сверх природы, и они — иные в сравнении с находящимися в нас природными дарами и образующимися в результате нашего усилия" [167]. Преп. Нил Синайский учит, что "несомненно побежден будет враг нашей жизни и приведен в бездействие силою веры и призыванием Божественного имени Христова" [168]. А по убеждению св. Иоанна Кронштадтского, посредством человеческой веры как бы актуализируется сила, всегда присущая Имени Божию: "Где употребляется с верою имя Божие, там оно созидает силы: ибо самое имя Божие есть сила" [169].

Впрочем, вера бывает разной, как объясняет св. Игнатий Брянчанинов: "Уверовать в Бога и Евангелие могут все, деятельную веру стяжевают подвижники Христовы, живая вера есть дар Божий, достояние одних святых Божиих" [170]. И, тем не менее, как пишет преп. Арсения, игумения Усть-Медведицкая, "душа, при каждом своем состоянии, поставленная в правильное отношение к Господу спасающему, в молитвенном призывании Его имени слышит живую силу Его. Но только чтоб эти исповедания не были выдуманы умом, составлены воображением, растворены чувствами, нет, они могут быть только вызваны потребностями души, без всяких порывов и разгорячений" [171]. Об этом предупреждал еще преп. Иоанн Лествичник: "Во время молитвы не принимай никакого чувственнаго мечтания, чтобы не впасть в изступление ума" [172], но "старайся всегда возвращать к себе уклоняющуюся твою мысль, или, лучше сказать, заключай ее в словах молитвы" [173].

Преп. Арсения Усть-Медведицкая раскрывает и свой опыт умно-сердечного молитвенного делания: "Молитва Иисусова так творится душою, что при ней ни о чем не просит душа, сердце ничего не желает, ум молчит; только вера живая в силу Иисуса, только сознание своего недостоинства, своей немощи, греховности. При молитве Иисусовой я никогда ни о ком не молилась. <…> Мне кажется, я и за себя не молюсь при молитве Иисусовой. Я только чувствую силу, действующую во мне, силу имени великого Бога, Бога живого, Которому верует моя душа всеми своими силами, всеми жизненными действиями" [174].

Итак, молитва есть совместное божественное и человеческое действие, но главным  Совершителем ее является Сам Бог, как говорит об этом великий исихаст XIV века преп. Григорий Синаит: "Молитва у новоначальных есть как бы огонь радости, излучаемый сердцем, а у совершенных как благовонный свет, действующий в душе. Или еще: молитва есть проповедь Апостолов, действие веры, лучше же — вера непосредственная, непоколебимость надеющихся, проявляемая любовь, ангельское движение, сила безплотных, дело и веселие их, Евангелие Божие, извещение сердца, надежда спасения, знак освящения, символ святости, познание Бога, откровение крещения, очищение купели, обручение Святого Духа, радость Иисусова, веселие души, милосердие Божие, знамение примирения, печать Христова, луч разумного солнца, утренняя звезда сердца, утверждение Христианства, выявление Божия примирения, Благодать Божия, премудрость Божия или, лучше, начало премудрости в себе, Божие явление, занятие монахов, образ жизни безмолвников, причина безмолвия, признак Ангельского строя жизни. И что говорить много, молитва есть Бог, производящий все во всех, потому что одно действие Отца, Сына и Святого Духа, совершающего все во Христе Иисусе" [175].

Учение древних богопросвещенных отцов о молитве, передаваемое из поколения в поколение как сокровенное духовное достояние, проповедуется и ныне, особенно в монашеской среде, в том числе на Афоне:

"Молитва — это еще и вкушение Христа, Агнца Божия, Который присущ в воспоминании, в воззвании Его Божественного, страшного и сладчайшего имени. Это и питие благодати, возносящей человека. Так мы принимаем всего Христа и становимся отблеском Его Божественных свойств, богами, Богом обоженными, просвещенными и тайнодействующими. <…> Как велика эта молитва, упоминание имени Иисусова, таинственное приобщение Ему в любой миг. Ее воздействие подобно упавшим с неба хлопьям манны, насытившим и обрадовавшим народ. Манна — тоже молитва Иисусова, наполняющая и питающая нас с небес" [176];

"Умная молитва, односложное призывание имени Божия, не допускает сомнения, и прелесть не может возникнуть из нее. Поскольку внутри сердца постоянно призывается имя Христово и Он очищает нас от тьмы и ведет к свету" [177];

"Пусть твое дыхание прилепится к имени нашего Спасителя. <…> Все — начало и конец всякого блага — Христос. <…> Если Он не совершит действия, благо в нас не придет в движение" [178];

"Блаженны те, которые имеют в своем сердце ось — Христа и в радости непрестанно вращаются мыслью вокруг Его святого имени, произнося "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя" [179];

"Имя  Господа нашего — не простое слово, Имя Его — сила, энергия, воскресение и жизнь" [180];

"Иисусова молитва — величайшее знание… Ее невозможно ни описать, ни определить точно, ибо существует опасность быть неправильно понятым теми, у кого нет даже малого опыта. <…> Она является совершенной формой, благодаря которой мы и имеем богословие или, лучше, боговидение" [181];

"Монах не изучает догматы, он живет по ним. Когда он читает Священное Писание или отцов, то старается не знания приобрести, а научиться грамматике иного языка с невыразимыми звуками — языка, на котором обращается к нему в молитве Бог" [182].

Все вышесказанное убедительно свидетельствует о том, что, именуя Бога в молитве, мы не просто призываем Его или же вспоминаем о Нем, но "воспеваем Его согласно Его энергиям и причастиям, причащаясь или стремясь причащаться [их]" [183], поскольку, как говорит св. Григорий Нисский, "по сущности Бог непричаствуем, по боготворящей же благодати и энергии, которая есть и слава Божия, и призывается, и причаствуется, и видится достойными" [184]. Если, по словам св. Афанасия Александрийского, "величающий Бога приемлет в себя причастие Его величия" [185], то и именующий Бога приемлет в себя причастие Его Имени, которое есть божественное откровение, божественная благодать, божественная сила, божественный свет, или, по учению святых богословов-исихастов, — Сам Бог. Этого, к сожалению, никак не понимали и до сих пор не могут понять поверхностные, но упрямые критики имяславия.

(Продолжение следует)

ПРИМЕЧАНИЯ:

123. Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся // Церковныя Ведомости. — № 20, 18 мая 1913 г. — С. 283.

124. [Инок Хрисанф.] Рецензия на сочинение схимонаха о. Илариона, называемое: "На горах Кавказа" // Русский Инок. — № 5 (53), март 1912 г. — С. 57.

125. Протоиерей И.И. Сергиев (Кронштадтский). Моя жизнь во Христе. — С. 652.

126. Блж. Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных, 261 // Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. — М., 1994 [репринт]. — С. 392-393.

127. Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 3:1 // Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. — СПб., 2002. — С. 283.

128. Иеросхимонах Антоний Булатович. Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус, 1 // Цит. по: Имяславие: Сборник богословско-публицистических статей, документов и комментариев. Т. 1. — М., 2003. — С. 325.

129. Толковый словарь живаго великорускаго языка В. Даля. Т. 3. — СПб.–М., 1882. — С. 351.

130. Цит. по: Иерофей (Влахос), Митрополит Навпакта и Святого Власия. Господские праздники. — С. 420.

131. Там же.

132. Свт. Кирилл Александрийский. Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из книги Исход, 3 // Творения святителя Кирилла, архиепископа Александрийского. Кн. 2. — М., 2001. — С. 329.

133. Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна, 11:9 // Творения святителя Кирилла, архиепископа Александрийского. Кн. 3. — М., 2002. — С. 726.

134. Там же. — С. 728.

135. [Инок Хрисанф.] Рецензия на сочинение схимонаха о. Илариона, называемое: "На горах Кавказа" // Русский Инок. — № 6 (54), март 1912 г. — С. 54-55.

136. Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся // Церковныя Ведомости. — № 20, 18 мая 1913 г. — С. 285.

137. Исповедание веры схимонаха Илариона, приложенное к докладу на имя архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора от 22.06.1915 // Цит. по: Споры об Имени Божием: Архивные документы 1912–1938 гг. — С. 630.

138. Блж. Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных, 261 // Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. — С. 393.

139. Св. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди, 97 // Сочинения святаго Иринея, Епископа Лионскаго. — С. 615.

140. Прп. Максим Исповедник. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия, 1:10 // Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. — М., 1993. — С. 216.

141. Успенский Н.Д. Тайная вечеря и трапеза Господня // Успенский Н.Д. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. — М., 2007. — С. 21.

142. Блж. Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных, 261 // Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. — С. 393.

143. Там же.

144. Цит. по: Благолюбие, или собрание боговещанных глаголов и наставлений богоносных и святых отцов… Т. 3-4. — Келья во имя Рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря на Святой Горе Афон, Свято-Троицкое изд-во, 2010. — С. 460.

145. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. — М., 2008. — С. 291.

146. Цит. по: Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Кн. 2. — СПб., 1995. — С. 389.

147. Прп. Иннокентий Комельский. Надсловие на книгу блаженного отца Нила… // Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения. — С. 325.

148. Прп. Иннокентий Комельский. О внутреннем делании // Там же. — С. 377.

149. Святитель Тихон Задонский. Письма. — С. 359.

150. Прп. Иосиф Исихаст. Десятигласная духодвижимая труба // В кн.: Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст: житие и поучения. — [Б.м.,] 2005. — С. 266.

151. Прп. Иннокентий Комельский. О внутреннем делании // Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения. — С. 375, 377.

152. А.И. В объятиях Отчих. Дневник инока. Т. 2. — СТСЛ, 1905. — С. 303-304.

153. Св. Ириней Лионский. Против ересей, 5:11:1 // Цит. по: Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах. — С. 99.

154. Протоиерей И. И. Сергиев (Кронштадтский). Моя жизнь во Христе. — С. 666.

155. Неизвестный Афонский Исихаст. Трезвенное созерцание, 11 // Неизвестный Афонский Исихаст. Трезвенное созерцание. — М., 2002. — С. 173-174.

156. Схимонах Никодим Карульский. Дневник опытов и мыслей от молитвы трудовой-художественной // Православная жизнь. — № 3 (579). — Jordanville, 1998. — С. 20.

157. Свт. Марк Эфесский. Силлогистические главы о сущности и энергии, 42 // Византийские исихастские тексты. — С. 469.

158. Свт. Марк Эфесский. Силлогистические главы о сущности и энергии, 40 // Там же. — С. 468.

159. Свт. Григорий Палама. Опровержение учения Варлаама и Акиндина, 147 // Свт. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. — С. 212.

160. Прп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, 15 // Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 2. — М., 1994. — С. 58.

161. Блж. Симеон Солунский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных, 261 // Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. — С. 394.

162. Там же.

163. Свт. Марк Эфесский. Силлогистические главы о сущности и энергии, 41 // Византийские исихастские тексты. — С. 468-469.

164. Там же. — С. 469.

165. Иеросхимонах Антоний Булатович. Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус, 1 // Цит. по: Имяславие: Сборник богословско-публицистических статей, документов и комментариев. Т. 1. — С. 325.

166. Там же.

167. Свт. Марк Эфесский. Силлогистические главы о сущности и энергии, 45 // Византийские исихастские тексты. — С. 470.

168. Прп. Нил Синайский. Письмо Фавмасию, монаху // Преподобный Нил Синайский. Путь к добродетели: Сб. писем. — С. 273.

169. Протоиерей И. И. Сергиев (Кронштадтский). Моя жизнь во Христе. — С. 652.

170. Цит. по: Энциклопедия православной веры от А до Я в изречениях святых отцов. — Клин, 2004. — С. 123.

171. Игумения Арсения. Опыт духовной биографии. Письма. — М., 2004. — С. 270.

172. Прп. Иоанн Синаит. Лествица, 28:42 // Преподобнаго отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. — СТСЛ, 1908 [репринт: Греция, 1991]. — С. 253.

173. Прп. Иоанн Синаит. Лествица, 28:17 // Там же. — С. 249.

174. Игумения Арсения. Опыт духовной биографии. Письма. — С. 432-433.

175. Прп. Григорий Синаит. Главы, расположенные акростихами, 113 // Цит. по: Даниловский благовестник. — № 4 за 1992 г. — С. 49.

176. Архимандрит Эмилиан. Слова и наставления. Печать истинная. Жизнь в Духе. — М., 2006. — С. 220.

177. Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта. — СТСЛ, 1998. — С. 232.

178. Там же. — С. 244.

179. Старец Паисий Святогорец. Письма. — СТСЛ, 2001. — С. 106.

180. Старец Иосиф Ватопедский. Афонские беседы. — СПб., 2004. — С. 139.

181. Митрополит Иерофей (Влахос). Одна ночь в пустыне Святой Горы. Беседа с пустынником об Иисусовой молитве. — СТСЛ, 2006. — С. 50.

182. Иоанникий (Коцонис), архимандрит. Афонский отечник. — Саратов, 2011. — С. 382.

183. Свт. Григорий Палама. О божественных энергиях и их причастии, 16 // Свт. Григорий Палама. Трактаты. — С. 55.

184. Цит. по: Свт. Григорий Палама. Трактаты. — С. 49.

185. Свт. Афанасий Александрийский. Из толкования на Евангелие от Луки // Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. 4. — М., 1994 [репринт]. — С. 446.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования