Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 мая 19:42Распечатать

Архимандрит Аввакум (Давиденко). ВОСКРЕСЕНИЕ ВЕРЫ. ЧУДО В ГРУШЕВЕ. Ровно 26 лет назад под Львовом началось чудо, будто бы обещавшее несбывшееся «второе Крещение Руси»…


Событие 26-летней давности в маленьком селе под Дрогобычем в канун 1000-летия Крещения Руси - о нем в дни Пасхи я хочу вспомнить и поразмыслить. Теперь то и дело сообщают, что там или сям "образ проявился", что-то на дереве отобразилось и так далее. Но равного Грушевскому - по количеству сорванных с мест и устремившихся в Грушев лицезреть чудо людей - я думаю, в постсоветской истории уже не будет. По номерам машин можно было изучать географию страны, а в отдельные дни возле часовни собиралось по пять-семь тысяч человек.

Итак, 26 апреля 1987 года, в годовщину аварии на Чернобыльской АЭС, в Грушеве, Львовской области, Дрогобычского района, увидели лик Богоматери. Одиннадцатилетняя девочка Мария Кизын в восемь часов утра вышла во двор, и вдруг ее внимание привлек силуэт Женщины, стоящей на балконе старой часовни, бывшего греко-католического прихода, находящегося в конце их огорода. Силуэт видения двигался. Девочка позвала своих родителей Ярославу и Романа, подошли соседи… Живчины, Татьяна Грынькив и другие, все смотрели на невиданное до сих пор явление.

В тот же день весть пошла по селу, односельчане начали сходиться, чтобы своими глазами увидеть чудо – "явилась Матерь Божия!" Таково было начало. Но что потом началось …

Целый месяц май 1987 года по направлению Грушева ехали автомашиы и мотоциклы из Украины, Молдавии, Белоруссии. Весть о чуде дошла и до отдаленных городов России. Поезда и автобусы были переполнены до отказа паломниками. За один только месяц Львовская железная дорога выполнила годовой план перевозки пассажиров. Люди из близлежащих районов области шли пешком. На дорогах всюду виднелись вереницы людей: их было так много, что львовское областное радио позаботилось предупредить водителей об усилении бдительности во избежание несчастных случаев.

Чудо, которое Господь сотворил через явление Своей Матери в прекрасном западноукраинском селе, еще раз свидетельствует, что вера и богопочитание созидаются не усилиями человеческими, а непостижимым и необъяснимым Божиим откровением, что религия есть не отмирающий пережиток, но что она вечно будет до скончания века, пока стоит мир и живут люди на земле!

Людям надоедает бездушное и безрадостное богоотрицание, скептицизм, материально-физическое окружение, кажущееся подчас безысходным; люди жадно ищут чего-то высшего, что согревало бы их дух, стояло бы выше материи и ее законов, люди ждут, желают чуда... Как птицы устремляются на свет дня и солнца, так люди, заслышав о чуде, о чем-то невероятном, устремляются туда, где оно происходит, жаждая видеть своими глазами то, что открывает Бог бедствующей земле.

Чем объясняется такой всплеск религиозности в апреле-мае 1987 года? Ответ прост: тем, что религию и церковь в СССР очень долго запрещали, держали, не пущали. Религиозное сознание было похоже на вулкан, зреющий и тлеющий в недрах земли, и долго не могущий вырваться на поверхность. И вот настал долгожданный момент. Советская идея, дряхлея, доживала свои последние годы, и вот, она дала трещину, и поток огненный взрывом вырвался на свободу.

Сегодня, в третьем тысячелетии, атеисты по-прежнему пишут о конечности религии, идеи Бога, чудес. К ним даже подпрягаются и неглупые, в общем, священники, "выгоревшие" от многолетнего служения в церкви и навидавшиеся в ней разного рода человеческих злоупотреблений. Так, игумен Иннокентий (Павлов), авторитетный публицист, ученый в своих интернет-комментариях часто пишет о "доживающем свое последнее время" христианстве.

Мне кажется, что эта разуверенность происходит от недооценки мощных антропологических корней религии. От недостаточной личной мистической одаренности, от недооценки явления веры и чуда, попытки дать их объяснение во внешних, физических категориях, а не в том, что происходит в душе человека, духе человеческом.

Все мы выходцы из Советского Союза. Это наложило неизгладимую печать на наше мышление. Советские газеты описывали плоды достижений тогдашнего социализма, которых в реальности не было. Будучи энтузиастом коммунистической идеи, генсек Михаил Горбачев искренне скорбел о неудачах ее воплощения. Но людям надоел материалистический коммунизм. Люди уже не верили ему. Из речей Горбачева получалась своего рода сатира на социалистическое строительство в СССР - как раз так его и понимали тогдашние официозные критики, ярким выразителем мнения которых был Егор Лигачев. Большевики всегда звали народ к коллективному творчеству масс. Но здесь надо понять, что идеи - будь то религиозная или коммунистическая - всегда бывают очень далеки от своего воплощения в живой, земной реальности.

Течение жизни в Союзе должно быть понято как символически-мистериальное. Под маской социализма скрывалось некое "христианство без Бога". В этом смысле творчество масс религиозно, и главная его тема, в сущности, христианская – пути преображения мира и человека. Необыкновенная оригинальность советской жизни заключалась в том, что эта христианская тема взята у них, простых советских людей, и преломлена через новейшее, так сказать, научно-материалистическое знание.

Известно колоссальное воздействие на идеи социализма и коммунизма идей Нового Завета. Человек советский искал на путях науки решения в сущности религиозной проблемы: преображения человека и человечества в новом, эсхатологическом мире – в коммунизме. Таким образом, советский народ – тип русского религиозного искателя, захваченного коммунистической утопией в ее проективно-технократическом варианте. Он и есть гениальное, личное воплощение русского сюжета ХХ века, метафизики русской революции.

От теоретиков-большевиков шла марксистская мотивировка революции, но в коллективной народной душе она резонировала с религиозными ее глубинами. Технологическая революция, как чудо, как путь преображения бытия – не на социальной его поверхности, а в онтологических его глубинах. Это тема преодоления смерти, преображения духа и тела, духовного воскрешения, хоть и материальными средствами.

Интеллигенция советского периода уверовала в необходимость духовных ценностей. Это витало в атмосфере, воздухе тех лет. Им дышали творческие люди той эпохи… Писатели, поэты, художники обращались к теме Храма, заброшенного, забытого, на котором растут деревья. Таковым был роман Олеся Гончара "Собор", так же эта тема поднята в фильме Тенгиза Абуладзе "Покаяние" с его лейтмотивом: "А эта дорога ведет к Храму? Нет? Скажите, зачем нужна та дорога, которая не ведет к Храму?" Люди, буквально на своем простом, людском, бытовом уровне жаждали и искали веры.

Вот и яркая иллюстрация этого – чудо в Грушеве 1987 года, где Матерь Божия появилась не в роскошном патриаршем Богоявленском соборе Москвы, не в Троице-Сергиевой лавре, но на окраине Союза - в закрытом, заброшенном, безжизненном униатском храме-часовне. Это символ жажды истинной религиозности, но вне ложной институции – советского "ведомства по религиозным пережиткам".

Еще в 1986 году коммунистические идеологи собирались дать руководящую установку празднования юбилея 1000-летия Крещения Руси, как сугубо внутрицерковного дела верующих старух и попов. Однако после события в Грушеве они поняли: жажда религиозности в народе насколько огромна, что умалить празднование до узкого замкнутого кружка бабушек и церковников не удастся. И тогда с самого верхнего эшелона власти дан был приказ о всенародном, всесоюзном праздновании 1000-летия Крещения Руси. То уже история. Тех дней не смолкнет слава!..

Сегодняшнее празднование 1025-летия Крещения Руси, я думаю, уже не будет замечено народом. Дата затертая, некруглая. Сегодня все поменялось местами. Уже изрядно поднадоела публике сама религия, то есть не столько религия, сколько ее, показавшее себя не очень высоко, духовенство, погрязшее в роскоши и угождении власть имущим. Сегодня о нас, попах, народ так прямо и говорит: "Законы святы, да законники сопостаты!"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования