Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
05 октября 14:18Распечатать

Александр Соболев. НЕСТЯЖАТЕЛИ. Краткая история идеи, восставшей из пепла костров за веру


Об "украшении церковном" так пишет святой Иоанн Златоуст: "Если кто-то советуется [с тобой], желая принести в церковь священные сосуды или какое-либо иное украшение, повели ему раздать нищим. Ибо никто, - сказал он, - никогда за неукрашение церкви не был осужден". И другие святые так говорят. Преподобномученица Евгения принесенные ей священные сосуды серебряные не приняла, говоря: "Инокам не подобает во владении серебро иметь"…

Спешно возводимые ныне в Москве, да и в других местах России, новоделы в псевдовизантийском стиле с фальшивым золотом куполов – с одной стороны, и вросшие в русскую землю свидетели ее 1000-летней христианской святости – с другой - все это превращается на наших глазах в автоматы по продаже "духовности".

Где-то между бутылкой колы и презервативами, Вам продадут что-то "именуемое как" Вера, Надежда и Любовь, одновременно предложат помыть машину, закусить и отпустить грехи - в одном и том же месте.

Мир беспрерывного потребления предельно автоматичен и универсален в предоставлении "пакета услуг". "ЖЕРТВУЙТЕ" [Платите деньги] - набор дополнительных магических услуг по освящению; освятите все что угодно - от машин до сортиров. ЖЕРТВУЙТЕ [Платите деньги] - прочитайте 20 раз "Отче наш" - и можно дальше лгать, красть и убивать. "Свечные заводики", лимузины, чья стоимость сопоставима с годовым бюджетом иной африканской страны, сладкая "симфония"с властью, позволяющая принять участие в "освоении бюджета", пышные усадьбы на теплых морях... Яркий и блестящий аппарат с крестами на куполах не поинтересуется вашей душой - но будет с умным видом поучать Вас, с кем спать и во что одеваться… Впрочем - ЖЕРТВУЙТЕ [Платите деньги] - и все будет ОК.

Такой вот "симбиоз" Церкви и государства привел в России к деградации и государства, и Церкви. Все это стало результатом "поворота не туда" 500 лет назад.

В конце XV - начале XVI вв. в России возникло религиозно-политическое движение - нестяжательство. Приверженцы этого движения выступили с требованием отказа Церкви от "стяжания". То есть от приобретения Церковью, особенно монастырями, земельных и имущественных ценностей. Свое требование нестяжатели обосновывали тем, что считали стяжание земельных и имущественных ценностей Церковью противоречащим идеалам евангельской морали и наносящим ущерб церковному авторитету. Идейными лидерами нестяжателей стали преподобные Нил Сорский и Вассиан Патрикеев.

На Соборе 1503 года Нил Сорский выдвинул протест против землевладельческих прав монастырей, т.к. считал, что всякая собственность и богатство противоречит иноческому обету.

Ученик Нила Сорского, Вассиан Патрикеев, выступил с предложением конфисковать земельные наделы у монастырей и организовать государственный земельный фонд для обеспечения армии. Однако любители паразитирования на теле общества сумели убедить Великого князя Иоанна III отказать в поддержке нестяжателям. Причем нестяжатели были представлены противниками усиления великокняжеской "вертикали" власти.

Преподобный Нил возмущался жестокими мерами, которые проповедовал Иосиф Волоцкий против еретиков, в особенности же тем, что требовал казни и таким еретикам, которые приносили покаяние. Нил, как и его ученики, опираясь на учения древних святых отцов, особенно на Никона, игумена Черной Горы, восставал против ханжей, распускавших известия о ложных чудесах, знамениях и сновидениях. Нил обличал монахов, которые всюду скитались и нагло надоедали домохозяевам своим попрошайничеством. Нил скончался в 1508 г.

Но за него вел ожесточенную борьбу с Иосифом ученик Нила - бывший боярин князь Василий Иванович Патрикеев, он же инок Вассиан. Вассиан приводил в пример древних святых иерархов, отличавшихся нестяжательностью, в том числе, между прочим, и Василия Великого, который сказал угрожавшему ему императорскому чиновнику: "Что ты можешь взять у меня, кроме бедных одежд и книг моих, для тебя ненужных, а в них вся моя жизнь!" В противоположность этим примерам Вассиан изображал современных ему святителей так: "Наши же предстоящие, владея множеством церковных имений, только и помышляют о различных одеждах и яствах; о христианах же, братиях своих, погибающих от мороза и голода, не прилагают никакого попечения; дают бедным и богатым в лихву церковное серебро, а если кто не в состоянии платить лихвы, не покажут милости бедняку, а до конца его разорят". По мнению Вассиана, имения Церкви должны быть управляемы экономами, и доходы с них, кроме отлагаемого на содержание духовенства, и то с согласия всего Собора, должны идти на приют сиротам, вдовам, калекам и на выкуп пленных.

Осудив желание Великого князя избавиться от жены как от ненужной вещи, Вассиан впал в опалу. Митрополит Даниил, взяв себе за правило ни в чем не противоречить власти, а жить по принципу "чего изволите", беспрекословно одобрил желание главы государства.

В это же время другой нестяжатель - преподобный Максим Грек - был обвинен в порче книг и сослан в Волоколамский монастырь.

В 1531 году, Вассиан был предан соборному суду под председательством его заклятого врага, митрополита Даниила, одновременно со вторичным судом над Максимом Греком. Тогда ему пришлось поплатиться за все свои спорные писания, за все смелые речи, произнесенные десять или даже двадцать лет тому назад. Русская Церковь уже стала рабским "придатком" светской власти, ее руками велись "розыски" в скитах нестяжателей на предмет выявления укрываемых инакомыслящих, для нестяжателей и тех, кого они скрывали, уже во всю пылали костры православной инквизиции. И обвинителем, и судьею Вассиана был сам митрополит Даниил, во всем угождавший мирскому властелину. Вассиан был осужден на заточение в Иосифов-Волоколамский монастырь.

Он скоро умер в заточении. Есть версия, что его убили по повелению Великого князя. Однако, когда проводили раскопки предположительного места его захоронения, ничего обнаружено не было. Возможно, Вассиан смог бежать - и превратился в легенду.

Но идея нестяжателей не умерла. 500 лет она жила в житиях святых и в памяти народа – в легендах и песнях. Потому что это идея Христианства - не стяжать сверх того, что нужно, дабы не стать рабом потребления, легко меняющим свою Волю на очередную дешевку в яркой упаковке, а стяжать Духа Святого, то есть расти и развиваться как Человек во всей Свободе своего богоподобия.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования