Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
17 августа 22:49Распечатать

Елена Волкова. ПОНЯТЬ ИЛИ ПРОСТИТЬ. Неча на панков пенять, коли рожа крива. Об этике и нравственности «Pussy Riot»


Наиболее распространенной реакцией на панк-молебен 21 февраля в ХХС стало утверждение "Я не принимаю того, что они сделали, но наказание считаю слишком строгим (жестоким, неадекватным, считаю, что их нужно освободить)".

Неприятие нового, необычного, провокационного в искусстве и жизни часто является следствием непонимания, которое в случае с "Pussy Riot" объясняется многими причинами: подменой христианского духа - церемониальной пышностью ХХС; незнанием церковной контркультуры пророков и юродивых; отсутствием критики, самоиронии и чувства юмора, неумением читать метафоры политического акционизма, несвободой и невежеством. Но факт очевиден: смелое высказывание панк-группы, которое войдет в историю как шедевр политического искусства, искренний крик души нового поколения - не услышан, - потому что не понят.

Мария Алехина с сожалением выдохнула в суде: "Мне очень жаль, что вы ничего не поняли, но мне не жаль, что это случилось". Надежда Толоконникова развила эту мысль: "Мы хотим, чтобы тот, кто не может понять нас, - нас простил. Более всего мы не хотим, чтобы на нас держали зло".

Они надеялись, что их поймут, что им, "как и многим согражданам, неприятно коварство, лукавство, мздоимство, лицемерие, стяжательство и беззаконие, которыми грешат нынешние начальства и власти". Список грехов власти в "Художественном и человеческом манифесте Надежды Толоконниковой", который включает также авторитаризм и "поддерживание политика, силовыми методами подавляющего дорогое нам гражданское общество", дает ясное представление об этических ценностях панк-узниц - глубоко христианских, заметим, поскольку на каждый из перечисленных пороков можно привести не одну цитату из обличительных речей библейских пророков и Самого Иисуса Христа. Или просто найти эти грехи в православных брошюрах "Как подготовиться к исповеди". Ими заражена экономическая, политическая и церковная жизнь, но не помню, чтобы кто-либо из православных чиновников публично покаялся перед народом хотя бы в одном из этих грехов.

Надежда перечисляет и основные добродетели, подчеркивая, что "Православие славит то же, что и мы: милосердие, прощение, оправдание, любовь и свободу".

Какие этические ценности могут быть у "Pussy Riot"? - возразят мне. И в сотый раз вспомнят Зоологический музей и курицу. Акция в музее, подчеркну, отражала нравственное негодование группы "Война" тем, как власть насилует свой народ и смеется над ним, зачиная новых наследников-"медвежат". Неприлично? А носителю непорочно белого куколя сливаться в сладострастном экстазе с преступными властями прилично? А поддерживать насилие и производство марионеточных политиков прилично? Неча на панков пенять, коли рожа крива.

У этих смелых, образованных, искренних борцов с политической безнравственностью/порнографией есть своя ясная этическая позиция. И они ее выразили. Но большая часть общества придерживается других этических взглядов, порой прямо противоположных. Те, кто не поняли (и, уверена, потому не одобрили) панк-молебна, считают, что гораздо более безнравственными, чем коварство, лукавство, мздоимство, лицемерие, стяжательство и беззаконие, а тем более авторитаризм и политическая ангажированность официальной Церкви, являются нарушение храмовой дисциплины, ношение яркой одежды, резкие движения и пение на амвоне "без благословения", недостаточно истовое наложения на себя крестного знамения, экспрессивная лексика в адрес путинского Патриарха, непривычная молитва "своими словами", а не по молитвослову.

Евангельским заповедям трудно соперничать с таким "кодексом строителя православия", ценности которого сводятся к правилам поведения в храме, "требованиям порядка, дисциплины и внутреннего уклада Церкви". Ничего действительно внутреннего, то есть имеющего отношение к внутреннему миру человека, к его нравственности, сердцу и духу, в обвинительном заключении и приговоре по делу "Pussy Riot" нет. А ведь Христос учил о Царстве, которое внутри нас, а не внутри храма (у Христа с Храмом тоже был серьезный конфликт, Его казнили, в частности, за "угрозу" разрушить Храм, причем истинный, не то что нынешний "ХХС") - не в бревнах, а в ребрах. Заметим, что в обвинительном заключении, сплошь состоящем из богословских, канонических и архитектурных нелепиц, при многочисленных ссылках на церковные святыни, традиции и обычаи, "сокровенные идеалы и представления о добре и зле", "вековые устои" и некие "основополагающие руководства Русской Православной Церкви", "религиозные ориентиры верующих" и прочее, нет ни одного определения добродетели, ориентира или идеала, не сформулированы и представления о добре и зле. Налицо полная этическая неопределенность, которую подтверждают нелепые показания подставных "пострадавших", старательно, но неумело играющих жертв в этом театре политического террора. Одно очевидно - им приказано изображать глубоко обиженных и тяжело раненных панк-молебном, и не принимать никаких извинений от реальных жертв этого судилища - "трех отроковиц в пещи огненной", отказавшихся поклониться идолу Пу.

Надю, Машу и Катю теперь пытают голодом, лишают сна, на них клевещут, обвиняя в ненависти и вражде, чуждой не только их выступлению, но и самой природе их личностей.

Панк-узницы не ожидали столь злобной реакции православных. Их прежние выступления, пишет Надежда, "воспринимались с юмором, веселостью, в крайнем случае - с иронией". Ведь их стиль принадлежит к традиции смеховой культуры, которую в русской религиозной культуре, прежде всего, представляют юродивые, с легкостью нарушавшие храмовую дисциплину, терпевшие поношения от властей, а впоследствии часто канонизированные.

Церковные правила нарушал и преподобный Серафим Саровский, за что терпел немалые поношения от монастырской братии и церковного начальства, а теперь Патриарх перед камерами воспевает его как "дивный, яркий, неотразимый, несокрушимый пример" духовной жизни. Интересно, как бы он оценивал Кирилл (Гундяев) преподобного Серафима при жизни "скандального" старца? И почему он увидел своих гонителей (!!) в "Pussy Riot"? Они ведь тоже нарушили нормы, не зная их, ради утверждения плодов духовных - служения Христу, а не царю, измученному народу - а не диктатору-мучителю. И стали жертвой суда-экзекуции, деятельность которого направлена на утверждение не правды и справедливости, а лжи и жестокости.

В речи Кирилла (Гундяева) в Дивеевском монастыре я слышу богословское оправдание духовного дерзновения новых юродивых панков. Дух Христов, конечно, выше ветхозаветного, а тем более уголовного, закона. И Дух этот должен быть независим от духа стяжания, насилия и властолюбия. Об этом панк-молебен. Какие возражения?

Заслуженный и известный в Московской патриархии пастырь, протоиерей Вячеслав Винников, призвал иерархов РПЦ МП и - особо - Севу Чаплина покаяться перед невинными узницами. Но узницы и тут первыми подали пример, и первыми попросили прощения у глубоко раненных своих "гонимых" гонителей. Они не хотели оскорбить своих зрителей, они хотели их встрепенуть, возбудить от духовной спячки, искали у них понимания и единодушия по отношению к возмутившему их поступку Патриарха Кирилла, поддержавшего преступного Путина: "Мы, как представители своего поколения, в недоумении от его действий и призывов". Теперь они в недоумении от того, что многих людей оскорбили не действия Патриарха, а протестная акция. "В нашем выступлении не было никакой агрессии по отношению к зрителям, но только отчаянное желание изменить политическую ситуацию к лучшему, и наша эмоциональность и экспрессивность отсюда. Если наша страстность показалась свидетелям панк-концерта оскорбительной - мы об этом сожалеем". Если не поняли, да еще и оскорбились, - простите.

Почему они пошли на этот шаг, почему стали просить прощения и даже признавать "этическую ошибку"? Почему поверили псевдо-потерпевшим? Зачем приняли навязанные им правила игры? Ответ прост и очевиден. Если относиться к своим гонителям с любовью, а "любовь всему верит" (апостол Павел), то нужно ложь оставить на совести лгущих, и воспринимать их оскорбленность всерьез, с уважением. В этом самая высокая планка христианства - любовь к врагу. "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас...". Вот они и благословили проклинающих своим доверием. Но те его не оправдали. Не приняли извинений. Опять пошли против Христа. Теперь уже понятно: глупо было ожидать иного...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования