Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
12 октября 12:14Распечатать

Владимир Леви. ЗДРАВСТВУЙ, ПИНХАС – НОВЫЙ ГОД! Размышления о времени после еврейского новолетия. Часть вторая


Начало – здесь.

Если судить по Торе (Бытие, 2:19-20), Адам дал имена скотам, птицам небесным и всем диким зверям. Из этого некоторые еврейские мудрецы выводят предположение, что имена рыбам даны Самим Творцом. Интересен и вопрос: из чего сотворил Господь обитателей водного царства? В Торе на него нет прямого ответа.

Интересен в этой связи праздничный обряд "каппарот", при котором ошибки людей и наказания за них "переносятся" на курицу-петуха, которые затем передаются малообеспеченным евреям как благодеяние – "цдака". Естественно, вместе с чужими грехами…

Ещё вопрос: почему Йом-Киппур отмечается после Рош а-Шана? Ведь во всём мире бывает наоборот: люди приводят в порядок жилища, анализируют свои ошибки, чтобы вступить в Новый год обновлёнными - как в духовном, так и физическом плане.

И это – логично и нормально. У евреев же получается наоборот – сначала они как бы заходят в запачканных туфлях в чистое помещение, а потом вытирают и обувь, и пол. Обоснование такой последовательности у еврейских мудрецов – "железное": Рош а-Шана – это зачатие года, а последующие десять дней - период беременности. Но при таком образном ряде возникают новые вопросы. Можно ли в состоянии беременности сильно переживать, усиленно каяться, да еще и поститься, что беременным должно быть строго запрещено?

На это ответ дает Тора, книга Исход, содержащая прямое указание Творца на месяц нисан перед исходом из Египта: "Месяц этот для вас – начало месяцев, первый он у вас для месяцев года" (Исход, 12:2). На мой взгляд, слово "первый" в данном случае тождественно начальному. Простым еврейским языком Всесильный сказал: "Начало месяцев". В чем? Естественно, в году. Любом. Кому сказал? "Непомазанному Машиаху" Моисею, выведшему еврейский народ под Его руководством из рабства на свободу.

Но даже великий Рамбан в своих комментариях подчёркивает: "Когда месяц нисан называют "первым", а тишрей – "седьмым", имеется ввиду "первый" - месяц избавления, а "седьмой" - считая от него. И поэтому сказано: "Для вас – начало месяцев", а не начало года, т.е. этот месяц – "первый" именно для вас, ведь его называют так в память о вашем избавлении из Египта" ("Пятикнижие, книга вторая ШМОТ с избранными комментариями Рамбана, сс. 16-17. "Пардес", 2008).

Вероятно, на определение еврейскими мудрецами датировки нового года повлиял и тот фактор, что тишрей – седьмой по счёту, а нисан – "только" первый. В иудаизме семёрка котируется намного выше, чем единичка. "Еврейские источники утверждают: "Всему седьмому определен свыше благоприятный жребий" (Элиягу Ки-Тов. "Книга нашего наследия". Иерусалим, 1991). Знак зодиака, соответствующий месяцу тишрей - Весы. Это воспринимается как символ того, что в первые десять дней тишрея Всесильный "взвешивает", судит людей. Не исключено, что этот фактор сыграл какую-то роль в выборе даты еврейского Нового года.

Любопытен комментарий раби Раши на первую фразу Торы "В начале": "Сказал раби Ицхак: "Надлежало бы начать Тору со (стиха) "Этот месяц для вас - глава месяцев", который является первой заповедью, данной (сынам) Исраэля". Здесь указана прямая связь на сотворение человека в мире в первый месяц его бытия, то есть началом календаря должно быть 1 нисана.

Часто то, чего не хотят принимать за истину мудрецы, облечённые властью, интуицией, инстинктивно чувствуют простые люди. Именно перед Песахом (центральным праздником месяца нисан) многие евреи ремонтируют своё жильё и, что особенно заметно, обновляют мебель. Например, в Хайфе, где живет автор этих строк, масса барахольщиков вечером, в начале пасхального шаббата, ездит на грузовиках по престижным районам города и забирает выброшенную мебель и иную домашнюю утварь. Её заменили хозяева на новую. Да и наибольшая выручка у израильских торговцев выпадает на дни перед Песахом!

Время входа в Египет и исхода из рабства, как веруют иудеи, определял Творец. Вполне логично, что освобождение Своего народа Он приурочил ко дню создания первого, совершенно свободного человека - Адама.

Но вернёмся к рабби Элиэзеру. Он не просто так высказал свою мысль. Талмуд содержит преимущественно изложения диспутов мудрецов. "Раби Элиэзер утверждает, что мир создан в месяце тишрей. А раби Йегошуа говорит, что в месяце нисан. Как можно высказывать разные мнения об одном и том же факте? Один из ответов на этот вопрос заключается в том, что здесь нет настоящего спора: оба мудреца согласны с тем, что физическое сотворение мира было в месяце тишрей. Но духовное творение мира началось в нисане, когда еврейский народ был освобожден из Египта". А внук Раши, знаменитый рабейну Там, отметил: "И то, и другое – слова Б-га живого, и можно сказать, что в тишрее решил Всевышний сотворить мир, а сотворил его в нисане" (Тосафот "Рош а-Шана", 27:1).

В 359 году н.э. иудейский синедрион ввёл в действие новый календарь, где летоисчисление ведется от сотворения мира, которое, по расчёту Гиллеля Второго, свершилось в 3761 г. до н.э. Сегодня в иудейский традиции имеется около 200 различных вариантов расчета дня сотворения мира (или Адама). Их область простирается от 6984 до 3483 годов до н.э.

Итак, мы рассмотрели некоторые основные элементы, касающиеся празднования Нового года в трёх религиях Единобожия. В исламе и христианстве не принято отмечать праздники других религий, равно как и в иудаизме. В то же время календарные традиции разных народов весьма переплетены. Однако книга "Ноах" настаивает, что люди разных национальностей, в основном, должны жить раздельно, а не в "Вавилонской башне".

У людей много общего. И даже не верящие в Бога Единого стараются исполнять заповеди Торы, касающиеся человека: не убий, не прелюбодействуй, не кради… Но в соответствии со своим образом жизни, историей, привычками и обычаями, они отмечают разные праздники, в том числе и разный Новый год. На вопрос "Празднуют ли верующие евреи гражданский новый год?" блестяще ответил раввин Элиягу Эссас: "Понятие "новый год" должно содержать в себе смену очередного годового цикла какого-либо реального явления, либо - знаменовать собой памятную дату. 31-го декабря ничего подобного не происходит - ни в духовном плане, ни в природе. И нет у нас памятной даты, связанной с 31-м декабря. Поэтому очевидно, что в этот день евреям праздновать нечего".

Но вот, доктор Пинхас Полонский, глава центра "Маханаим", решил радикально реформировать эту многовековую еврейскую традицию: "Пора прекратить нападки на Новый год, - заявил он, - и признать ночь на 1 января частью еврейской традиции,… сделав ее признанной частью иудаизма". Разумеется, в помощь себе он нашел соответствующие места Талмуда (Вавилонский Талмуд, трактат "Авода Зара", лист 8а), который утверждает, что первый человек Адам горевал, увидев уменьшение света в мире накануне зимнего солнцестояния (21-22 декабря), а затем радовался, увидев новое увеличение света по прошествии восьми суток. Д-р Полонский отмечает, что именно Адам наполнил этот день особым смыслом благодарности Творцу за увеличение света в мире, и празднование 1 января восходит к Адаму. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы евреи отмечали этот праздник. Плюс – оригинальнейшее дополнение: "Христианство – это просто наше дочернее предприятие".

В заключение доктор Пинхас подчёркивает: "Адам установил в благодарность Всевышнему тот самый праздник, на основе которого у евреев позже установилась Ханука". Но ведь начало Хануки как правило приходится на дни ДО зимнего солнцестояния (например, в 2009 г. – 12-го, в 2010 – 2-го, в 2011 – 21 декабря). Зато Талмуд вещает, что Адам отмечал два праздника, один – за 8 дней ДО зимнего солнцестояния, другой – ПОСЛЕ. И каково имя этого праздника ДО?

Впрочем, в современном Израиле не запрещено отмечать нееврейские даты. Мы часто наблюдаем взрывы ракет и петард в дни мусульманских праздников, равно как и 1 января. Многие еврейские семьи и целые общины устраивают в этот день застолья с французским шампанским, русской водочкой, мундирной картошечкой, солёной селёдочкой, зеленым луком и армянским коньяком. Частым гостем в израильских семьях в эти дни бывает и прибывший из далекой заснеженной России Дед Мороз, которого русская "Википедия", к примеру характеризует весьма негативно: "Дед Мороз был злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей, это нашло отражение в поэме Некрасова "Мороз красный нос", где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних детей… Отношение православной церкви к деду Морозу неоднозначное".

Господь дал людям свободу выбора (Второзаконие, 20:19). Поэтому прибывающие в Израиль на ПМЖ евреи празднуют Новый год 1 января. Обычно через пару лет после прибытия, когда дух иудаизма активно завоевывает большинство из репатриировавшихся, это желание просто пропадает. Так, сама собой, и решается в Израиле "проблема Нового года".

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования