Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
10 октября 15:23Распечатать

Валерий Емельянов. «ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ТАНДЕМА» КАК ФАКТОР РЕЛИГИОЗНОГО БЫТИЯ. Октябрьский постскриптум авраамического монотеиста к некоторым сентябрьским событиям


Автор – сопредседатель информационно-аналитического центра "Время и мир"

Нет, что бы там ни говорили и ни думали, а сентябрьская "рокировочка с загогулиной", проведенная правящим в России тандемом на съезде "руководящей и направляющей" (правда, неизвестно куда) силы государства российского, в значительной степени является религиозным феноменом, и вполне закономерно, что это событие нашло свое отражение на страницах уважаемого "Портала-Credo.Ru". Хотя "религиозная составляющая" проявила себя в этих событиях довольно парадоксальным образом, о чем и хотелось бы поразмышлять в этом октябрьском постскриптуме к сентябрьским событиям.

Начнем с того, что существует глубокая причинно-следственная связь между путинско-медведевской "рокировочкой" и… заявлением иерействующего актера Ивана (о. Иоанна) Охлобыстина о намерении выдвинуть свою кандидатуру на пост президента России, которое закончилось дешевым лужниковским шоу под интригующим названием "Доктрина 77".

Простая логика подсказывает, что висящие по всей Москве постеры цветов монархического штандарта, использование под охлобыстинское шоу крупнейшей площадки Москвы, наконец, назойливая реклама этого мероприятия с оттенком таинственности, очевидно, превышают потребности и возможности рекламы одного из десятков, если не сотен мобильных тарифов, существующих в стране. Если такие звезды, как Охлобыстин, зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?

Очень даже нужно. "Им". В сегодняшнем российском общеупотребительном лексиконе под этим местоимением третьего лица множественного числа понимаются, прежде всего, удерживающая власть любой ценой нынешняя элита ("партия жуликов и воров") и обслуживающая ее интересы бригада "политтехнологов". Вся эта охлобыстинская кутерьма имела, на самом деле, глубокое практическо-политологическое значение. Она была призвана сыграть роль своего рода индикатора общественных настроений, показать власти, насколько православно-националистическая идеология популярна среди современных россиян, насколько она может способствовать политической мобилизации общества с вытекающей отсюда возможностью для власти использовать православный национализм (а поскольку русские - количественно многочисленный этнос, то можно говорить и о православном шовинизме) в качестве базовой идеологии, в том числе и в предвыборной кампании.

В результате гора родила мышь. Полупустые трибуны Лужников, да еще под проливным дождем, никак не вдохновили пусть и обставленные спецэффектами, косноязычные "зады" из пресловутой "Русской доктрины" и сюжеты со страниц "патриотических" СМИ, и без того уже набившие оскомину. Но зато "они" получили четкий и верифицированный результат - "православиесамодержавиенародность" в различных вариациях в России начала третьего тысячелетия уже не работают, и делать на них ставку, как на господствующую идеологему, по меньшей мере, нецелесообразно.

Пусть это покажется кому-то гипотетической и надуманной версией, но автору этих строк представляется, что именно отказ от ставки на православно-национальную идеологию предопределил то, каким образом было обставлено "второе пришествие Путведева". Без особых заморочек идеологического или просто этического плана. Как в известной гайдаевской кинокомедии: "Ребята, все уже украдено (простите, решено) до вас". И за вас.

Ну, а здесь-то причем "религиозная составляющая"? Действительно, не причем. Религия теперь в России имеет очень отдаленное отношение к общественной морали. Особенно, если учесть, как в РПЦ МП, превосходя лучшие чиновничье-бюрократические традиции, "проштамповали" декларацию властного дуумвирата, еще раз продемонстрировав, что "официальное православие" в стране самостоятельного идейного и политического значения не имеет. Но, если сентенции Чаплина о путинско-медведевском решении как об "апогее нравственности в политике" еще можно понять, то "Троица" по-фроловски - это уже, очевидно, предмет рассмотрения не политологии или теологии, а психиатрии. Впрочем, для политически активной России во все времена была свойственна изрядная доля паранойи, что отмечалось многими наблюдателями. Может, поэтому результаты нашей политики такие, которые мы имеем.

А в решении тандема присутствует такой элемент, безусловно, данный нам Богом, как вера. Вера власть предержащих и кремлевских политаппаратчиков в то, что народ живет, как и встарь, по принципу: "Нам с тобою думать неча, коли думають вожди", и потому "пипл схавает" любую запущенную в медиапространство пропагандистско-рекламную разработку.

Вот только кремлевские стены, видимо, серьезно способствуют атрофии чувства реальности, а также пониманию того фундаментального обстоятельства, что любая вера (как религиозная, так и парарелигиозная, а сугубо нерелигиозной веры нет) все-таки базируется на определенной сумме практических, эмпирических знаний, естественным образом подводящих разум к вере. Это еще Фома Аквинат заметил. Но, судя по всему, у власти таких знаний нет, либо есть (что ближе к истине), но она об этом публично молчит. В собственных интересах.

Зато такой веры сегодня нет у общества, что красноречиво отражают как Интернет, так и ощущаемая буквально физически тональность общественных настроений в России. Привычной, вплоть до перестроечных времен, молчаливой полусакрализации власти больше нет. Народ, хотя и безмолвствует в массе своей, все больше размышляет.

И здесь возможны два варианта нашего политического будущего, которое должно определиться аккурат 4 декабря. Первый - над размышлениями победит безмолвствование, правда, теперь уже без всякой веры и сакрализации власти. Тогда все останется по-прежнему. Впрочем, и на болоте жить можно. Жить и заниматься тихими размышлизмами по поводу того, что ждет Россию и все человечество 20.12.2012 года. Как раз в День Чекиста. Второй вариант – начнется реальный политический процесс, вера включится, наряду с разумом и опытом, а также один из важнейших даров Всевышнего Своему творению - Свободный выбор. Думается, что в нынешней ситуации результатом может стать успех в той или иной степени… коммунистов. В силу того, что у большинства общества есть пока еще живой опыт жизни при правлении коммунистов, и этот опыт, к сожалению, оказывается в глазах широких масс более позитивным, чем опыт жизни при нынешней власти. "Хреновые, конечно, были эти коммунисты, но хоть делились с народом, и так нагло и открыто не воровали" - вот, в общих чертах, эмпирическая формула, выведенная современными россиянами и определяющая степень веры и доверия к политике и политикам.

Такая перспектива представляется вполне реальной в контексте того, что либеральный сегмент российской политики либо загнан в угол полицейско-административными средствами, либо дискредитирован как еще один "кремлевский проект". Вот только следует помнить, что при коммунистах, в случае их прихода к власти, почему-то всегда возникали проблемы с религиозной и духовной свободой, да, впрочем, и со всеми другими правами и свободами. Возникали, несмотря на то, что они провозглашали до прихода к власти.

Вот, в силу такого расклада, автор этих строк не нашел ничего лучшего, чем подумать о таком понятии, как внутренняя эмиграция. А Вы?

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования