Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
06 октября 11:58Распечатать

Владимир Леви. ЗДРАВСТВУЙ, ПИНХАС – НОВЫЙ ГОД! Размышления о времени после еврейского новолетия. Часть первая


Время неумолимо движется вперёд. Любое явление - рождение человека или государства, научное открытие, спортивное достижение - имеет свое начало, определённую дату. Но наиболее удобной исходной точкой отсчёта во всем мире теперь считается Новый год.

Парадоксально, но факт: у разных народов год "рождается" не всегда в одно и то же время, и в основе этого "разночтения" лежат серьезные причины. В рамках авраамической традиции мы верим, что все люди – дети одного Бога, давшего нам жизнь через Адама и Еву. Поэтому начало (в том числе, года), по идее, у всех должно быть одно. Ан, нет!

Так и в честь кого (чего) назначались у народов мира даты Нового года?

У большинства народов древности свой царь считался одним из божеств. Естественно было начинать исчисление времени с момента его вступления на трон. Те, кто верил в могущество солнца как источника жизни, связывал календарь с ним, те, кто чувствовал магическое обаяние луны – с нею, но "наиболее продвинутые" совмещали оба круга – солнца и луны. Более "мелкими" точками отсчета служили также разлив Нила у египтян или Олимпиады у греков.

Долгое время человечество не знало стратегического планирования – день прошёл, и слава Богу. Но с появлением государств начались их взаимовыгодные отношения. Финансы и торговля требовали единой точки отсчета времени, ведь деятельность народов стала взаимозависимой во времени. Поэтому, несмотря на различные новогодние даты у многих народов, возникла необходимость в назначении общего дня начала года для всех.

Вполне естественно, что выходных дней - недель (от "не делать") - сначала не было. Впервые евреи получили от Бога строгое указание - отдыхать в субботу, - и свято исполняли его. В Торе также повествуется о семи днях творения. Постепенно подобные циклы возникли и у других народов. Так, римляне верили, что Сатурн управляет последним днём недели, а он – "невезучий". Поэтому, по возможности, в этот день не работали – вынужденный выходной! В более раннем Риме неделя состояла из 8 дней, последний из которых был базарным.

Из массы исторических календарей выделим два - наиболее важных для нас.

ЮЛИАНСКИЙ. Введен в действие в 45 г. до н.э. и посвящён двуликому богу Янусу. Начало года – 1 марта, перенесённое вскоре Октавианом Августом на 1 января. Неточность - отставание на 1 сутки за 128 лет. Мировой рекорд - он "дожил" в России до 1918 года. Хотя и ныне по этому календарю отмечают церковные праздники православные России, Украины, Грузии, Сербии и ещё нескольких стран.

На Руси до XV века началом года оставалось 1 марта, затем, как в школе, перешли на 1 сентября. В 1700 году царь Пётр Алексеевич повелел: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает".

ГРИГОРИАНСКИЙ. Введен в католических странах Папой Григорием ХIII в 1582 году. В нём ошибка на одни сутки набегает за 3 333 года.

А с какого дня начинается Новый год в религиях единобожия?

ИСЛАМ. 16 июля 622 года, "под давлением" недругов, пророк Мухаммед покинул Мекку и стал жить в Медине. Это событие, именуемое по-арабски "хиджра", и стало началом Нового года для мусульман. Предпочтение здесь отдано лунному календарю, поэтому начало года "плавает" относительно календарей европейских. В Хиджре мы ежегодно наблюдаем сдвиг назад на 10-12 дней. Начало суток, как и в еврейской традиции, здесь исчисляется с момента захода солнца.

Как сказано в Коране, "воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев в двенадцать". В 1-й и 7-й месяцы запрещены войны, 8-й – наоборот, месяц набегов; в 11-й – нежелательно оставаться дома, а в 12-й – желательно совершать паломничество в Мекку.

Правильность лунного календаря имам Джафар ас-Садик обосновал так: "Аллах сотворил год продолжительностью в триста шестьдесят дней и исключил из него шесть дней, в которые Он создал небо и землю".

Также следует особо отметить, что пророк Мухаммед запретил своим последователям отмечать немусульманские праздники. В священном хадисе сказано: "Суббота дарована иудеям, воскресенье - христианам, а пятница - мусульманам".

С точки зрения большинства христиан, Новый год должен начинаться с момента рождения Иисуса или Его Светлого Воскресения. Основоположник летосчисления от Рождества Христова (от начала новой эры) Дионисий Малый в VI веке немного "напутал" с годом рождения Иисуса из Назарета. Сложно было бы ему не ошибиться, если в Евангелиях точно ничего не сказано о дате Рождества. День же Воскресения Христова узаконен ранее Первым Вселенским Никейским Собором в 325 году (он привязан одновременно к лунному и солнечному календарям), а день Его Рождества – 25 декабря – установлен в 431 г. Эфесским Собором для того, чтобы вытеснить отмечавшийся в этот день праздник языческого бога солнца Митры.

Григорианский календарь появился много веков после раскола Церкви на Восточную и Западную, причем Православная Церковь новый папский календарь осудила: "Церковь видела преимущество юлианского календаря, считая, что его неточности избавляют христианскую Пасху от совпадения по времени с Пасхой иудейской. А их одновременное празднование строжайше запрещалось Соборными правилами". Запрет этот исходит еще от 7-го правила святых апостолов: "Если кто - епископ, или пресвитер, или диакон, - святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина". Решительно подтвердил его и Первый Вселенский Собор: "Неприлично нам совершать празднование Пасхи вместе с врагами Божиими".

Интересно, что по календарю Римского Папы христианская Пасха иногда действительно совпадает с еврейской и даже опережает ее. В частности, с 1851 по 1951 год католическая Пасха случалась прежде еврейской 15 раз. В этих случаях получается, что литургически Иисус воскресает раньше, чем был распят - в соответствии с Евангелиями, это произошло в начале еврейского Песаха, причем разница доходит иногда до месяца!

ИУДАИЗМ. В этой традиции используется смешанный лунно-солнечный календарь со всеми вытекающими отсюда сложностями подсчёта различных дат. Неудивительно, что в иудаизме имеется несколько "новогодних праздников". Маленький по численности народ, находившийся нередко на грани выживания, как из-за насилия других, так и из-за сложностей в добывании пищи, был благодарен Творцу за регулярно повторяющиеся Его дары через природу. Вполне естественно, что иудеи ежегодно отмечали и отмечают, в соответствии с указаниями Торы, радостные "сельскохозяйственные" дни. Рассмотрим три прекрасных праздника, следующих один за другим: Рош Ашана – Йом Кипур - Суккот.

Рош Ашана – Новый еврейский год - начинается 1 тишрея - первого числа седьмого месяца. Тора говорит: "В седьмой месяц, в первый день месяца, пусть будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание".

Йом Кипур – "в десятый день седьмого месяца этого - день искупления".

Суккот - праздник, напоминающий о странствиях в пустыне после выхода из рабства. Его называют также "хаг а-асиф" – праздник урожая. Цитирую раввина Григория Котляра: "Самым главным праздником в году был Суккот - праздник сбора урожая. Настолько главным, что если в Торе сказано просто ХАГ, без всяких эпитетов (то есть, Праздник с большой буквы), то всегда подразумевается Суккот. Самое большое число жертвоприношений приносилось в храме в Суккот. Он длился дольше всех других праздников - 8 дней (Песах - 7 дней, Хануки тогда еще не было). В эти дни в храме проходило празднество Симхат Бейт-Шоэва (радость дома черпания), когда жертвенник поливали водой. Талмуд говорит про это, что тот, кто не видел праздника черпания - не знает, что такое радость. Считалось (и считается до сих пор), что в дни праздника Суккот определяется количество дождей на будущий год, а для общества, живущего сельским хозяйством и зависимого от дождей, это самое главное".

1 тишрея и 10 тишрея, согласно Торе, - вспомогательные даты, этапы подготовки к празднику Суккот. 1 тишрея - день трубных звуков, извещения о том, что начался месяц тишрей и все должны готовиться к празднику Суккот и паломничеству в Иерусалим. Этап очень важный в эпоху, когда нет телевизора, радио и Интернета. 10 Тишрея - Йом-Кипур (наиболее близкий к первоисточнику перевод - День очищения). Главный праздник года Суккот надо встретить чистыми и физически, и духовно (очиститься от грехов). Этой цели и служит Йом-Кипур.

Со временем, когда евреи стали жить в галуте (в диаспоре) и храм был разрушен, сельскохозяйственное значение праздников уходит на второй план. Суккот поэтому становится менее важен, а Рош Ашана и Йом-Кипур выходят на первый план.

Таким образом, в Торе нет прямого указания, что 1 тишрея - праздник Нового года. Сказано лишь: от дня начала суда до дня искупления – 10 суток раскаяния за свершенные ошибки. И при чём здесь Новый год?

А при том, что Талмуд вещает: "Согласно рабби Элиэзеру, мир был сотворен в месяце тишрей", значит это день рождения первого человека. Как отмечает талмудист Элиягу Ки-тов, "значение самого Дня Суда, приходящегося на первое Тишрей, скрыто – Рош Гашана даже не упомянут в Торе явным образом как День Суда. Тора хотела, чтобы страх перед грехом сохранялся у человека в течение всего года, и у него не было повода отложить раскаяние до Рош Гашана – дня, когда он предстанет перед Судом. Еще одна причина сокрытия – дата Дня Суда должна быть надежно скрыта от сатаны, обвиняющего еврейский народ, и он не должен знать о суде до его начала. Поэтому-то месяц Тишрей – единственный, приход которого не благословляется в синагогах в последнюю субботу предыдущего месяца".

Другой иудейский ученый, Ури Калюжный, отмечает: "Мы не объявляем заранее, в какой день будет Рош-Ашана. А когда этот день придет и соберутся евреи в синагогах молиться Б-гу – он узнает, начнёт суетиться, прибежит на Суд – пришло время трубления в шофар – это его очень испугает, он всегда боится, когда протрубит Великий Шофар. И пока Сатан придёт в себя – суд закончится, и мы, конечно же, выйдем из него чистыми и достойными всяческих благ".

В талмудической традиции сатану воспринимают иначе, чем в христианстве. Многие талмудисты полагают, что сатана – своего рода помощник Творца в поиске и наказании нарушителей, то есть - в одном лице - главный прокурор и главный полицейский мира.

Обратим внимание и на следующие детали. Рош Ашана в современном иудаизме празднуется два дня, хотя, как отмечено Торой, должен праздноваться только один день. Это "нарушение" установили иудейские мудрецы первого тысячелетия, основываясь на том, что новолуние (начало месяца) определяли "вручную". Ныне, разумеется, все можно подсчитать точнее, но сила традиции непреодолима. Иудаизм наше выход: оба дня праздник Рош Ашана Талмуд трактует как один длинный день в 48 часов.

Примечательна в Рош Ашана молитва Ташлих. Она сопровождается ритуалом бросания в воду крошек хлеба, символизирующих грехи, на скорм рыбам. "Рыбы, - пишет один еврейский мудрец, - это народ Израиля в его истинной стихии, в водах Торы, это пища Субботы, символ небесного пиршества… Рыбьи глаза, не имеющие век, символизируют недремлющее око Всевышнего".

(Продолжение следует)

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования