Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
25 июля 15:44Распечатать

Светлана Вайс. СЛИВ ИЛИ СЛИЯНИЕ? "Эффективный менеджер" РПЦ МП в США не оправдал надежд, а предстоятель ПЦА делает и вовсе невразумительные поступки... Что будет с русским православием в Америке?!


Никогда, никогда не верьте тому, что территория США может быть вне сферы интересов хоть какой-то религиозной организации – начиная от многомиллионного протестантского присутствия и заканчивая малочисленной, но гордой сектой шаманов Огненной земли, открывшей счет в "Сити-банке" как "нон-профит" организация.

И дело здесь не в секулярной парадигме американского государства, а в продуманных налоговых и эмиграционных законах, позволяющих жить, работать и проповедовать добро, привносимое на волнах финансовых потоков с других континентов. "Все флаги (хоругви и бубны) будут в гости к нам!".

Православное присутствие на территории Северной Америки убеждает не столько числом, сколько умением – выражено оно невероятно сплоченной и влиятельной греческой диаспорой, имеющей характеристики политического лобби. Если вы встретите американского грека – он будет православный, вся его семья, вне всякого сомнения, тоже исповедует православие, и внукам шансов не остается (да никто и не пытается что-то изменить) уклониться от приверженности этой национальной религии. Глядя на это, даже возникает смутное предположение о наличии "православного" гена в греческой крови.

О том, что есть православные других национальностей, американцам приходится объяснять особо: албанцы, болгары, румыны, сербы… Где это все? И русские. Целый Бруклин русских, которые вяло соблюдают постулаты кошера и с удовольствием держат шабат по субботам. Проблема идентификации "русских" и "русскоязычных" после переписи населения США минувшего года встала в государстве ребром.

Про три главные русские православные юрисдикции в Америке знают только эстеты. Вернее, только они придают этому значение. В основной своей массе православный американской народ, говорящий по-русски, исповедуется и причащается по территориальному признаку – в ближайшем от дома храме с "луковками".

Вот это и есть, насколько можно понять, воплощение чистой и доброй мечты Святейшего Патриарха Тихона (некогда архиепископа Алеутского и Северо-Американского) о Православии в Америке, но реалии жизни оказались сложнее: каноническое несоответствие, экклезиологические разногласия, личные взаимные распри духовенства, а затем и языковый барьер развели русских православных в Америке по трем юрисдикциям.

Об этом написаны тома – сначала гусиным пером при лучине на острове Кадьяк, а сегодня уже и при помощи компьютерной верстки в домах с центральным кондиционированием. Собраны архивы, сняты фильмы. А до перемирия и радости совместной молитвы еще очень далеко.

Традиционно для духовенства православных Церквей окормление американской паствы является не единственным смыслом служения. Все они волей-неволей вовлечены в политические межцерковные и межконфессиональные игры. Пребывание здесь, в Америке, дает уникальную возможность видеть процесс, происходящий в мировой церковной политике, - как сверху, так и изнутри. Так сложилось. Потому что так складывали. И такой оборот вещей предполагает у несущего здесь послушание  духовенства наличие серьезного политического образования и безусловное знание нескольких языков.

Представительства всех православных юрисдикций находятся в Нью-Йорке – у кого окна выходят на Центральный парк, у кого на Парк Авеню – думаю, что за сию отеческую заботу нынешнее духовенство возносит втайне молитвы за упокой основателей своих миссий.

Канцелярия Православной Церкви в Америке (ПЦА) стоит так и вовсе в лесу, причем собственном. Такая надменная и независимая "постановка вопроса" и вызывает к жизни неправильную стратегию диалога, предлагаемую высшим духовенством других юрисдикций.

"Я не люблю корреспондентов, которые начинают беседу со мной с вопроса: "Расскажите о Православии в Америке", - сказал в 2008 году управляющий патриаршими приходами РПЦ МП в США епископ Меркурий Зарайский порталу "Православие.Ру", с чем и отбыл к дальнейшему месту назначения в Москву. Логика вещей предполагает единство русской православной Церкви в Америке, в качестве поместной. Об этом говорят практически сто лет, а шаги в этом направлении приводят каждый раз в тупик – видимо, наследие Ивана Сусанина крепко сидит во многих из нас.

Только объединившись в некое подобие Митрополичьего округа, со всеми уже давно прописанными структурами подчинения, можно будет, и то робко, начать переговоры с греческой Американской Церковью о… ну, хотя бы о чем-то.

Одиночные вылазки высшего русского православного духовенства, в качестве сопредседателей каких-то комитетов и Ассамблей, для душевных переговоров с американскими греками выглядят слабо и неубедительно. Все же по непонятным, скажем так, противоречивым причинам за покинутую нами родину хочется испытывать чувство гордости, а не неловкости.

Еще год назад ситуация между русскими православными юрисдикциями в Америке давала надежду на внутреннее сближение с последующим консенсусом. Но события показали, что цели-то, в общем, не у всех одинаковые.

К этому моменту приходы Московской патриархии в США перешли в ведомство нового управляющего - архиепископа Наро-Фоминского Юстиниана. Владыка воплотил модное ныне представление РПЦ МП об "эффективном менеджере". Все было при нем, хотя несколько настораживал загадочный для русского человека орден "Глория Мунчий", полученный за заслуги, о которых архиепископ предпочитал молчать.

Задача нового управляющего состояла в том, чтобы под зеленым знаменем РПЦ МП соединить расползающиеся русские православные юрисдикции в США и направить их служение в правильное каноническое русло – под широкий омофор Матери-Церкви. Да, в общем-то, все уже как-то были готовы – но не заладилось.

Помимо стечения обстоятельств, не последнюю роль в разладе сыграл человеческий фактор. Владыка Юстиниан оказался человеком прямолинейным, умеющим физически строить приходы и епархии, но еще не совсем готовым к местному тонкому политесу. С ходу и на мажорной ноте, по замыслу РПЦ МП, не удалось начать расширение числа Патриарших приходов в США и дальнейшее их слияние с приходами Православной Церкви в Америке.

Урок Русской Зарубежной Церкви епископы ПЦА усвоили быстро: каноническое общение с РПЦ МП приходской народ распугивает и в любой момент может лечь финансовым бременем на церковный баланс. Канцелярия ПЦА в Сойоссете замолчала, дав понять, что сфера интересов имеет не только точки соприкосновения, но пункты разногласий.

Но то епископат ПЦА и ее канцелярия! И совсем другое - Блаженнейший Иона, Митрополит всея Америки и Канады. Самое нелицеприятное, что могло произойти, – случилось: наружу вылез факт о сложных и непонятных отношениях между митрополитом и высшим духовенством ПЦА.

При всей своей, кстати, мало кому понятной, любви к России, всеамериканский Митрополит не понял, что стал частью подозрительной российской программы "Русский мир". Наш эмигрантский люд, распознав методы по лозунгам, от этого мероприятия открестился сразу. Митрополит Иона, имея в руках кадило, поддался обаянию притчи о русской скатерти-самобранке.

Дважды во время интервью я напоминала Митрополиту, что "то, что записано на диктофон – потом не вырубишь топором", но он настаивал. Я с ужасом увидела, что он абсолютно искренен в своих "кремлевских мечтаниях" и ему действительно нравится "Рождественская оратория" несостоявшегося современного композитора Алфеева. А мечты его сводились к тому, что приходы ПЦА готовы немедленно принять братскую помощь РПЦ МП в виде армии священников, так как свои не будут справляться с окормлением неукоснительно растущего числа православных приходов в Америке.

Были у Митрополита еще другие мечты, но эта стала последней перед его уходом в "незаслуженный отпуск". Он разменял свое обещание смиренного 60-дневного молчания, которого потребовали епископы, на отставку канцлера ПЦА, и слово свое не сдержал.

Заметавшись между Вашингтоном и Нью-Йорком, Митрополит попался на откровенный "развод" журналистки "Вашингтон пост": http://www.washingtonpost.com/lifestyle/magazine/metropolitan-jonah-goes-to-washington/2011/02/24/ABnZq3l_story.html .

Ну, собственно, ничего крамольного для православия и христианства в целом Митрополит Иона не сказал, но именно в этот период Великого поста мало кому из ПЦА хотелось видеть своего Митрополита, откровенно нарушающим волю епископата. Православная блогосфера Америки взорвалась возмущением – кстати, мнения разделились, но, тем не менее, официальная канцелярия ПЦА была вынуждена выступить с объяснениями действий Митрополита.

Управление приходами РПЦ МП в США заняло позицию сочувствия Блаженнейшему Ионе. Причем лично ему одному. Почему? Вот этот вопрос неприятный. По инерции. Ввиду отсутствия нового стратегического плана, судя по всему, решили придерживаться старого - до разрешения ситуации силами извне. А вдруг еще все наладится с Божией помощью?

Во всех русских православных юрисдикциях Пасху в этом году ждали с нетерпением, хотя на монашескую аскезу, насколько я знаю, никто там сильно не "заморочен". После Светлого праздника сразу должны были произойти события, которые хоть как-то могли высветить вектор взаимодействия. Намечались заседания всех возможных церковных структур всех юрисдикций, кстати, не только русских.

Текущие дела, финансовые отчеты, собрания духовенства, вопросы приходской жизни и миллион других бытовых проблем стали предметом заботы церковной жизни всех юрисдикций. Ну, а разве не так задумывал Творец царствие земное? Так-то оно так, но осадок, как говорится, остался.

Трогательную в своей искренней прямодушности попытку объединения для совместной молитвы и дальнейшей кооперации предпринял владыка Юстиниан: "24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – День Тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Свято-Николаевском Патриаршем соборе г. Нью-Йорк Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит Иона и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Иларион вместе совершили Божественную литургию. Это первое совместное служение Архиереев Американской и Русской Зарубежной Церквей после почти семидесятилетнего периода отсутствия литургического общения" (сайт РПЦ МП в США, лексика и орфография сохранены).

Эдакий, своего рода "хэппенинг" современного духовного постмодерна, да простит меня Господь!

Кстати, в этот же день вечером управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан отбыл в Чикаго для участия в ежегодной Ассамблее канонических православных епископов Центральной и Северной Америки. Видимо, все-таки больших надежд на триединое русское православие в Америке не возлагалось, а Ассамблея, хоть и призрачное, но возможно, будущее.

Бурливший всю зиму и весну поток церковно-приходских событий русской православной Америки перелился в маленький ручей, который и вовсе почти пересох жарким летом. "Гора родила мышь".

Если честно, в отсутствие событий все вздохнули с облегчением. Все занялись исключительно собственными проблемами: в ПЦА ищут нового канцлера, выбрали епископа от Болгарской епархии, совещаются в узком кругу; в Патриарших приходах ищут резервы внутреннего финансирования; в РПЦЗ МП молятся о внешнем финансировании. Все терпеливо ждут осени – традиционного времени активности во всех сферах общественной жизни.

Но никогда, никогда не верьте тому, что территория США останется вне сферы интересов… Москвы ли, Константинополя ли… И уже в текущем году.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования