Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
11 июля 18:31Распечатать

Юрий Юнгеров. НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ. К публикации русского перевода послания «матфеевского» Синода Синоду РПЦЗ по поводу анафемы на экуменизм 1983 г.


Относительно недавно иерей Андрей Сиднев, русский клирик "кирикитского" "матфеевского" Синода – едва ли не самого радикального среди греческих ИПЦ, - сделал перевод интересного с исторической точки зрения документа 1985 г., в котором "матфеевский" Синод ИПЦ Греции задает вопросы Митрополиту Филарету, первоиерарху РПЦЗ, относительно анафем РПЦЗ на экуменизм 1983 г.

Стоит отметить тот факт, что данное послание ранее не было известно широкой общественности, особенно же среди русских ИПЦ. Наличие подобного послания показывает, что греческих старостильников весьма интересовал возможный диалог с Зарубежной Церковью в связи с анафематствованием экуменизма. Это снимает некоторую долю ответственности с "матфеевцев", которым обычно (порой справедливо) приписывается некая закрытость к диалогу и обсуждению межъюрисдикционных проблем. Однако и здесь возникают некоторые вопросы.

Самая главная проблема заключается в том, что от Синода РПЦЗ не поступило никакой реакции в ответ на данное послание секретаря "матфеевского" Синода ИПЦ Греции. Конечно, этому могли быть и технические причины (письмо не было доставлено), хотя вероятность этого можно рассматривать только на уровне теоретическом.

Интересны и сами вопросы "матфеевцев" к РПЦЗ. Не все из них можно считать полезными или бесспорными, однако каждый из них имеет свою ценность.

К примеру, вопрос об отсутствии Окружного послания РПЦЗ и подписей членов Синода (!) под данной анафемой в очередной раз подтверждает тот факт, что анафема была внесена "задним числом" в деяния Собора и фактически не являлась его однозначным постановлением. Вполне может быть, что именно в связи с этим и не последовало ответа на вопрошание "матфеевских" епископов.

Также от "матфеевцев" следует "упрек" Синоду РПЦЗ в том, что данное анафематствование не сопровождалось желанием возобновить диалог и общение между РПЦЗ и старостильниками ("матфеевцами"), которое было прервано в 1976 г. именно в связи с вопросом статуса новостильных Церквей.

Примечательно, что в 1985 г. на очередном своем заседании члены "матфеевского" Синода отметили, что на их послание не последовало никакого ответа со стороны РПЦЗ, в связи с чем "матфеевцы" и решили "изобличить" РПЦЗ в различных, с точки зрения "матфеевцев", отступлениях.

Некоторые из этих пунктов не могут быть приняты как действительно аргументированные. Например, прославление короля Эдуарда – это деяние, которое сложно подвергнуть сомнению в связи с тем, что его смерть пришлась еще на Х век, до Великой схизмы. Восьмой пункт фактически можно было предъявить и всей дореволюционной Российской Церкви, которая не перекрещивала крещеных обливательно.

Особый интерес вызывает пункт 4 послания: "Анафематствование имеет местное значение (с какой целью?) и не действительно для прочих новостильных Церквей". Данное утверждение доказывает, что мнение об анафеме как об "обличении" и "предупреждении", но не как о свидетельстве еретичности и фактического отпадения всех Церквей "мирового православия", впервые было высказано не Митрополитом Виталием в известном Рождественском послании 1986 г., но намного раньше, еще при Митрополите Филарете.

Учитывая тот факт, что очень многие "осколки" РПЦЗ сейчас придерживаются достаточно консервативных экклезиологических принципов (фактически приближенных к "матфеевским"), наверняка данные замечания могут показаться справедливыми. Этот документ "матфеевского" Синода говорит о неравнодушии старостильников к возможному диалогу с РПЦЗ. И хотя данному посланию уже более четверти века, однако, не стоит забывать, что желание диалога с близкими по вероисповеданию юрисдикциями является залогом возможной консолидации ИПЦ.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования