Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
29 августа 17:20Распечатать

Иннокентий Павлов. НЕЮБИЛЕЙНЫЕ ЗАМЕТКИ О ЗНАМЕНАТЕЛЬНОМ ЮБИЛЕЕ. 29 (16 по ст. ст.) августа 150 лет тому назад преставился Фридрих Йозеф Гааз – «московский святой доктор»


I. Дивен Бог во святых Своих. – Доктор Гааз в Рунете

Фридрих Йозеф он же Федор Петрович Гааз – московский святой доктор - в представлении не нуждается. Его жизнь на московской земле и жертвенное служение попираемому богоподобному достоинству человека надежно засвидетельствованы, задокументированы и известны досконально. Мало, о каком святом (доктор Гааз почитается Римско-Католической Церковью) мы знаем столько, сколько о нем. Совсем недавно вышла большая книга, где собраны его документальные жизнеописания, принадлежащие перу Анатолия Кони и Льва Копелева, опубликованы его собственные "Азбука благонравия" и "Призыв к женщинам", а также представлен богатый архивный и иллюстративный материал, а также размышления уже наших современников о его подвиге (см.: Врата милосердия. Книга о докторе Гаазе. Составление и комментарии А. Нежный. М.: "Древо добра", 2002, 542 с. – Многие из вошедших в этот сборник материалов размещены на веб-сайте: http://drevo.org.ru/Texts/Gaaz/gaaz01.htm). Это замечательное издание, за которое низкий поклон моему другу и коллеге по церковно-историческому и публицистическому цеху Александру Нежному, по чьей инициативе и благодаря усилиям которого она вышла в свет.

Кроме того, обращение к Рунету показывает, что доктор Гааз фигура востребованная в современной России. Востребованность эта особого рода. Речь здесь идет не просто о подвиге христианского благочестия, но именно о подвиге, имеющем колоссальное общественно-историческое значение и сохраняющем актуальность для сегодняшнего дня нашей страны, уже даже независимо от его религиозной основы. Но тем не менее именно о ней следует говорить в первую очередь. В связи с этим несколько неожиданно выглядит обращение к доктору Гаазу, именно как к христианскому подвижнику таких веб-сайтов как "Православие.ру" (московский Сретенский монастырь) и "Седмица.ру" (ЦНЦ "Православная энциклопедия"). В первом случае речь идет о вышедшей в серии "Храмы Москвы" заметки Е. Лебедевой "Храм святого Александра Невского и "святой доктор" (сентябрь 2002 г.), где церковь при созданной доктором Гаазом Полицейской (Гаазовской) больнице, построенная, кстати, спустя 33 года после его кончины, дала повод написать о нем панегирический материал. Во втором случае имела место статья, появившаяся в июле этого года уже в связи с юбилеем. Правда, теперь, когда юбилей собственно наступил, ее заголовок снят с главной страницы "Седмицы". Статья это довольно обстоятельна и опять же панегирична по отношению к своему герою. И все бы хорошо, но в обоих публикациях, думаю, явно не случайно опущена одна существенная деталь, а именно: ничего не говорится о церковной принадлежности доктора Гааза, о том, что он входил в число активных прихожан католического (немецкого) храма свв. апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке в Москве, где при великом по тогдашним московским меркам стечении народа его и отпели в далеком августе 1853 года. А ведь его воистину святая жизнь, нашедшая выражение в беспрецедентной для России христианской филантропии, есть прежде всего результат принадлежности к Церкви.

"НГ-религии", имеющие как печатную, так и электронную версию, прозевавшие в январе с.г. 150-летие со дня рождения Владимира Соловьева, на этот раз (номер от 20.08.03) сработали оперативно. Однако некий Павел Антонов в качестве заметки "Федор Гааз: человек отчаянной смелости. Со дня кончины знаменитого врача и филантропа исполнилось 150 лет" выдал в НГР редкостную халтуру, совершенно недопустимую для претендующего на солидность специализированного издания. Чего стоит одна его хлесткая фраза о святом докторе, которого он с самого начала именует Федором Петровичем, как будто так его звали с рождения: "Немец по рождению, протестант по вероисповеданию, Федор Гааз совершил переворот в российской пенитенциарной системе". Вот так - ни больше, ни меньше.

Что на самом деле совершил доктор Гааз, я попробую оценить в конце этих заметок, а пока обращу внимание читателей еще на один пример, почерпнутый мной в Рунете, на этот раз уже многолетнего поминания всуе имени святого доктора. Оказывается, в России уже более десятка лет существует скаутское движение. Конечно же, речи не идет о движении такого масштаба, как, скажем, в Италии или во Франции. Но, тем не менее, несколько сотен российских подростков объединены в пару десятков дружин, обретающихся ныне под эгидой структуры Московской патриархии с амбивалентной аббревиатурой СОДМ (Синодальный отдел по делам молодежи). Есть среди них и существующий с октября 1990 г. Московский скаутский отряд доктора Ф.П. Гааза. Согласно собственной информации отряда от 18.08.03 (http://dfpg.narod.ru), сейчас в нем состоит 25 человек в возрасте от 22 до 11 лет. Свою деятельность юные (и не очень) "гаазовцы" характеризуют так: "Специализация отряда приемлет любые занятия и творчество, которое нравиться ребятам. Вот наши массовые увлечения: поездки в лес (в любое время года и погоду), исследования пещер, песни под гитару (более 10 человек играют на гитаре), походы на байдарках и велосипедах, разнообразнейшие сборы в клубе. Все остальное нас интересует тоже, так как скаута интересует все, что движется или прячется".

Что и говорить, занятия у этой разновозрастной компании, может, и впрямь интересные. Но при чем здесь доктор Гааз, имя которого носит отряд? Было бы понятно присвоение его имени, если бы скауты готовили себя к воистину священной в нынешней России правозащитной деятельности, которой, по сути, святой доктор отдавал много сил духовных и физических, а также занимались филантропией в отношении старых – больных и одиноких, каковых, кстати, немало среди жертв политических репрессий советского режима. Но "песни под гитару" и "разнообразнейшие сборы в клубе" как-то слишком далеко отстоят от того, чему посвятил свою жизнь Федор Петрович в нашей стране. Право же, гайдаровский Тимур с его командой был куда ближе к идеалам святого доктора, чем новоявленные российские православные "скауты".

Но самое, пожалуй, показательное в этом обзоре может представлять тема (#16186), занявшая в октябре прошлого года скромное (всего одна реплика) место на "Форуме дьякона Андрея Кураева", являющимся одним из лидеров по посещаемости в религиозном сегменте Рунета. Некий "невоцерковленный верующий", как он себя позиционировал, вывесил следующее объявление: "Текст книги "Святой доктор Федор Петрович Гааз" размещен по адресу: http://www.icxc.narod.ru/links/hz.htm". Сразу скажу, что по данному адресу вывешен текст замечательной исторической повести Льва Копелева, уже упомянутой выше в связи со сборником "Врата милосердия". Казалось бы, нейтральное в информативном плане объявление, которое, вообще, могло не вызвать никаких реплик. Однако для тех, кто воспользовался указанной ссылкой, оно сразу обретет вполне конкретный идейный окрас. Явление реальной святости в контексте России, да и прочего "христианского" мира первой половины позапрошлого века, в котором читатель узнает многие черты, присущие нашей современности, делает уж больно суетным едва ли не большинство из тем, появляющихся на кураевском форуме. Та единственная реплика на приведенное объявление в этом плане весьма показательна. Некий молодой человек, поместивший свое фото с стихаре и при этом характеризующий себя как "православный христианин (новоначальный)" написал буквально следующее: "Спасибо. Только вопрос: кто, где и когда успел прославить доктора Гааза?". Конечно, первое, что приходит в голову, глядя на эту реплику, так это простая мысль: коли ты "новоначальный", так уж молчи в тряпочку, и лучше возьми в руки "Словарь библейского богословия" или другое достойное справочное издание (не важно, кстати, при этом какова будет конфессиональная принадлежность издателя) и посмотри, что там говорится о святости. Тогда поймешь, что святых Своих прославляет Бог, как прославил Он и Своего верного раба Фридриха Йозефа здесь в России в первой половине позапрошлого века, почему до сих пор сохраняется в нашей стране его почитание. Но воистину "устами младенца глаголет истина", имея в виду истину как факт. Так и уста "новоначального" выдают факт этакого бюрократическо-политического отношения к почитанию святых, укоренившегося в нынешней российской квази-церковной среде, когда некая инстанция кого-то "прославляет", нередко руководствуясь соображениями далекими от действительного явления святости в жизни иного кандидата на такое "прославление". На моей памяти происходила такая вот политическая канонизация (кстати, термин, используемый в отечественной исторической науке) Московского великого князя Димитрия Донского, в общем-то, слабого правителя, к тому ж досадителя Всероссийскому святителю Киприану, которая была буквально продавлена в 1988 г. председателем созданного как раз тогда канонизационного ведомства РПЦ МП митрополитом Ювеналием. И что? Имеем ли мы народное почитание как святого Московского великого князя, помимо прочего, оставившего свой стольный град и его жителей на убой и разорение татарам в 1382 году? Вопрос, понятно, риторический.

Однако ювенальевская комиссия по канонизации не есть какое-то чисто православное и уж тем более чисто российское изобретение. Здесь как раз виден пример Католической Церкви, где официальное причисление к лику блаженных, а затем и к лику святых представляет собой куда более длительную и серьезную процедуру, в чем иной православный ум может усмотреть столь не любимый им латинский юридизм.

Тем не менее, Церковь, в ранние века своего исторического бытия почитавшая своих свидетелей веры лишь по факту их реализованной святости, то есть принадлежности Богу и исповедания в Духе Святом Его Сына, потом, действительно, пришла к обычаю особой процедуры прославления в лике своих чтимых святых, когда между временем их христианского подвига и осознанием необходимости такого прославления стали пролегать многие годы, а то и века. Не буду сейчас вдаваться в богословскую или же просто человеческую оценку такого положения. Здесь, воистину, применимы пушкинские строки: "Обычай деспот меж людей". Скажу только несколько слов о том, какие усилия к официальному прославлению (беатификации) доктора Гааза предпринимаются в лоне Церкви, к которой он принадлежит.

Странная медлительность с процессом беатификации святого доктора, которая началась всего лишь немногим более десятилетия назад, как мне представляется, связана с одним существенным моментом. Будучи верным сыном Католической Церкви, он, тем не менее, нес свой христианский подвиг в православной, причем не всегда только лишь по имени, среде. Достаточно сказать, что его нередким собеседником (в том же Московском попечительном о тюрьмах комитете), а потом и почитателем был сам Московский святитель Филарет. Именно в этой среде христианское человеколюбие доктора Гааза находило живой отклик, и именно в ней на многие десятилетия установилось его устойчивое почитание. Хотя, с другой стороны, к этому затем прибавилось и его почитание уже по чисто гуманистическим соображениям. Так что потребовалось, с одной стороны, наступление эпохи Второго Ватиканского Собора, а, с другой, приход в лоно Католической Церкви десятков российский интеллигентов, которые и инициировали этот процесс, вошедший затем уже в официальное церковное русло, кстати, одним из проявлений чего стал и выход сборника "Врата милосердия".

Ну вот и наступил год юбилея преставления доктора Гааза, о чем заранее знали все заинтересованные лица. Казалось бы, наступил момент для Католической Церкви эффектно заявить о своем присутствии в России прославлением в лике блаженных своего верного сына, столь явно просиявшего здесь подвигом святости среди российского народа. На фоне тех же Саровских торжеств объявление Папой или даже митрополитом Кондрусевичем, скажем, "Года доктора Гааза" с проведением недорогостоящих, но при этом привлекающих внимание общественности и СМИ мероприятий, помимо принесения несомненных духовных плодов, стало бы и сильной пиаровской акцией, делающей при этом совершенно безответными недоброжелателей из Московской патриархии. Тем не менее, никаких масштабных мероприятий по линии Католической Церкви проведено не было. В субботу, 30 сентября, на Немецком (Введенском) кладбище, где погребен доктор Гааз пройдет поминальная служба. Пока, пожалуй, и все. Что это? Обычный человеческий недогляд, приведший к упущению прекрасного шанса достойно заявить о себе при весьма к тому благоприятной внешней конъюнктуре (о чем следует сказать особо), или же проявление христианского смиренномудрия, когда святое дело не терпит внесения в него суеты? Ниже я попробую ответить на этот вопрос.

(продолжение следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования