Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
25 августа 17:52Распечатать

Дмитрий Урушев. ДОЛГ ПОСЛУШАНИЯ . Дело о хиротонии епископа Арсения Уральского


В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) хранятся документы конца XIX – начала ХХ вв. из канцелярии Архиепископа Московского и всея Руси (фонд 1475). Некогда этот архив и огромная библиотека Архиепископии размещались на Рогожском кладбище в помещении Воскресенского храма-колокольни. Но в 1927 г. документы и книги были конфискованы большевиками и переданы в Отдел рукописей библиотеки Румянцевского музея (ныне – Российская государственная библиотека), откуда в 1930 г. документы поступили в Государственный архив феодально-крепостнической эпохи (ныне – РГАДА).

Среди многочисленных актов канцелярии, бесценных и уникальных источников по истории Русской Церкви (659 единиц хранения), хочется особо выделить дело о хиротонии уральского епископа Арсения (Швецова, 1840-1908)[i]. Дело это интересно не только как исторический документ, но и как подлинное свидетельство, относящееся к биографии великого святителя Христова, человека, с именем которого связанно, пожалуй, всё самое лучшее, замечательное и яркое в истории старообрядчества предреволюционного "золотого века". Исследуем это дело по порядку…

27 августа 1897 г. почил в Бозе преосвященный Виктор (Лютиков), епископ Уральский и Оренбургский, занимавший кафедру с 1875 г. Уральскому старообрядческому обществу надлежало как можно скорее найти себе нового архипастыря, ибо святоотеческие правила повелевают, чтобы епископы во вдовствующие церкви поставлялись в трехмесячный срок (IV вселенский собор, правило 25). Всенародными собраниями кандидатом на архиерейский сан был единогласно избран священноинок Арсений, хорошо известный уральским староверам. О. Арсений неоднократно совершал миссионерские поездки по их епархии, проводя диспуты с беспоповцами, беглопоповцами и т.н. "неокружниками". Многих сумел он отвратить от их заблуждений и присоединить к Святой Церкви…

Желая видеть прославленного проповедника и ревнителя веры Христовой своим пастырем, уральцы составили на имя преосвященнейшего архиепископа Савватия (Левшин, 1825-1898) прошение о хиротонии о. Арсения, которое подписали три священника, два диакона и пятьдесят мирян разного звания (см. приложение № 1). В Москву прошение повезла депутация от 23 приходов Уральской епархии.
Владыка Савватий принял депутатов, благосклонно выслушал и выразил свое соизволение на хиротонию о. Арсения, который смиренно согласился удовлетворить просьбу уральских христиан. Он писал, что "долг послушания и жалость дому Божия от должного управления ее убедили меня стать на этот пост"[ii].

Но, согласно церковным канонам, для поставления архиерея недостаточно его избрания мирскими людьми, необходимо согласие на это "судом и избранием митрополита и сущих во области епископ" (Лаодикийский собор, правило 13). Каноны повелевают, чтобы для утверждения кандидатуры нового архиерея собирался собор епископов, а если "некия ради нужди" они не могут собраться, то должны грамотами подтвердить свое согласие на хиротонию (Антиохийский собор, правило 19 и Сардикийский собор, правило 5). Посему владыка Савватий составил послание ко всем епископам с просьбою дать свое письменное согласие на рукоположение о. Арсения. С этим посланием архиереев объехал Павел Васильевич Симаков, житель города Уральска.
Все российские иерархи выразили единодушное соизволение на хиротонию о. Арсения. Некоторые не скрывали своего удовлетворения и радости. Так, например, епископ Анастасий Измаильский (Лебедев, 1839-1906) написал такую резолюцию:

"Всепокорнейше прошу и умоляю Ваше Высокопреосвященство неотлагательно исполнить уважительную просьбу уральских и оренбургских жителей"[iii]. Епископ Селивестр Балтский († 1906) писал: "На поставление священноинока Арсения во епископа на место покойного еп. Виктора я свое согласие изъявляю и желаю Божия благословения и помощи послужить ему на пользу Святей Древлеправославней Церкви"[iv]. А епископ Антоний Тобольский (Паромов, 1855-1918) написал: "Настоящее предложение моему смирению от Боголюбивейшего г-на архиепископа московского Савватия я вполне признаю законным и соответственным благопотребности указанной выше, а посему искренне соизволяю на поставление преподобнейшего отца Арсения в сан епископа Уральского и Оренбургского"[v].

Заручившись согласием всех архиереев, владыка Савватий поручил епископам Иоасафу Казанскому (Зеленкин, 1838-1912) и Кириллу Нижегородскому († 1903) возвести священноинока Арсения в святительский сан. Для этого им было направлено письменное поручение (см. приложение № 2), на основании которого Арсений и был рукоположен в епископы 24 октября 1897 г. в селе Елесине Нижегородской губернии.
По совершении хиротонии все бумаги ее касающиеся, в том числе и собственноручно написанное исповедание веры нового епископа[vi], были направлены в Москву, в архив Архиепископии. Приглашая читателей ознакомиться с некоторыми из этих актов, мы надеемся, что публикация документов явятся еще одним шагом к канонизации владыки Арсения, великого святителя Православной Церкви. Полагаем, что никто не сомневается в необходимости скорейшего соборного прославления епископа Арсения в лике святых угодников Божьих [ii].

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

29 сентября 97 г.

№ 388-й

К Высокопреосвященнейшему Архиепископу Московскому, господ. Савватию.
От уральского общества старообрядцев всепокорнейшее 

ПРОШЕНИЕ

Высокопреосвященнейший Архипастырь! От Господа Бога высоко на свещнице поставленный Архиепископ Савватий!
Как Вам уже небезызвестно наше лишение нами любимейшего нашего архипастыря, господина епископа Виктора (Лютикова) Уральского и Оренбургского, почившего 27-го п/м августа с/г. В замен которого на вдовствующую нашу епархию мы, ниже подписавшиеся, как представители от городов Уральска, Оренбурга, Илека, Гурьева и с прочими весями, единогласно при собраниях народа избрали известного нам со всех сторон, полезного в наш край, и желаем рукоположить в наместники на вдовствующий епископский престол достойно-чтимого и уважаемого не только нами, но целым сонмом еще доселе остающимися пока в безпоповстве, лежащем камнем претыкания до первого его появления здесь в епископском сане. Это никого другого, как отца священно инока Арсения Швецова. Чрез посредство посещений своих нашего края видим не одну сотню обратившихся душ в недра Св. Хр. Церкви. Поручая это ходатайство избранной нами депутации пред Вашим Высокопреосвященством о возведении его в сан епископа Уральского и Оренбургского с Азиатскою Страною выше помянутого отца священно инока Арсения, и просить Ваше соизволение и разрешение ехать просить его и убедить в согласии на этот столь высокий пост.
Засим, прося Ваших св. молитв, прощения, благословения сим и наставления в нашем неразумении, остаемся Богом врученные Вашему Архипастырству словесные овцы. За Ваши св. молитвы в крове Бога Вышнего благополучны от мала и до велика все земно кланяемся.
Город Уральск сентября дня 1897 года.

Священноиерей Козьма Вдовин,
Священноиерей Аполинарий Денисов Юдин,
Священнодиякон Савелий Иванов Лютиков,
Священноиерей Иоанн Ларин,
Священнодиакон Кирияк Фомин.
<Далее следуют 50 подписей мирян>

РГАДА. Ф. 1475, оп. 1, ед. хр. 174. Л. 2-3.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

(копия)

Архиепископа Савватия Московского
Боголюбивейшим собратом
Кирилу, епископу Нижегородскому и
Иоасафу, епископу Казанскому

ПОРУЧЕНИЕ

Согласно общему изъявленному желанию епископов на возведение священноинока Арсения (Швецова) в сан епископа Уральского и Оренбургского, сим уполномочиваю вас привести во исполнение рукоположение свящнноинока Арсения во епископа; на что и преподаю вам свое благословение.
Смиренный Саватий, Архиепископ Московский.
20 октября 1897 года. Москва.

С подлинным верно.

По сему поручению дело возведения во епископа Уральского и Оренбургского священноинока Арсения (Швецова) нами приведено во исполнение. При сем прилагаются документы и его исповедание веры на сохранение в Духовный Совет.
Октября 24 дня 1897 года. Нижний Новгород.
Смирен. Кирил, епископ Ниж.
С подлинным верно. Смиренный епископ Иоасаф, Казанский и Вятский.
РГАДА. Ф. 1475, оп. 1, ед. хр. 174. Л. 14.


[i] РГАДА. Ф. 1475, оп. 1, ед. хр. 174.
[ii] Арсений, еп. Уральский. Оправдание Старообрядствующей Святой Христовой Церкви. Письма.  М., 1999. С. 305.
[iii] РГАДА. Ф. 1475, оп. 1, ед. хр. 174. Л. 6 об.
[iv] Там же, л. 8 об.
[v] Там же, л. 12 об.
[vi] Там же, л. 15-16.
[vii] Документы публикуются в современной орфографии.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования