Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
13 мая 16:16Распечатать

Олег Кодола. ВЕСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ. За православной риторикой на Соловках скрываются интересы коммерсантов и обиды монополиста


Моральное негодование –
священный признак мнимой святости.
Хельмут Куалтингер

Традиционно, перед наступлением туристического сезона на Соловках, произошло обострение отношений между монастырем и гражданским населением. На днях Соловецкий монастырь, "Правая.ру" и "Русский обозреватель" распространили письмо от "соловчан и болеющих за судьбу Соловков людей" со странным названием: "О недопущении передачи Соловецкого Дома культуры О.Е. Кодоле. Письмо жителей поселка А.А. Ефипову" (А.А. Ефипов – глава администрации Соловков). Естественно, что копии этого коллективного произведения отправлены президенту, премьеру, Патриарху, архимандриту и губернатору.

Читаешь это письмо – и душа болит за православную соловецкую общественность. Настолько жутким человеком предстаёт некий Кодола – могучий шаман и маг, разрушитель всей соловецкой культуры и истории; едкий противник духовного возрождения и вообще… возмутитель. Я бы сам поверил во всё написанное и призвал бы заклеймить, держать и не пущать, не будь я… тот самый Кодола.

Конечно, мне тяжело… серьёзно воспринимать текст этого письма. На ум приходит Кафка с его абсурдными взаимосвязями и сказочно-фантастическими ситуациями… Тем не менее, сдерживая улыбку, я вполне серьёзно проведу пару часов за перебиранием бисера слов.

Часть 1. "Передача Соловецкого Дома культуры О.Е. Кодоле"

В этой формулировке отражена вся соловецкая действительность, как в капле воды – океан. Сказать, что на Соловках "кадровый голод" – это ничего не сказать. На Соловках кадровый вакуум. За долгие годы "самоуправления" многие наиболее деятельные соловчане не раз уже побывали директорами многих соловецких предприятий. Так и ходят по кругу. Потому они привыкли передавать предприятия "кому-то". Но учреждение культуры – это не мешок картошки. Его нельзя "передать Кодоле". Меня можно только назначить его директором.

Часть 2. "С нами не посоветовались"

Письмо подставляет и администрацию, и депутатский корпус Соловков, фактически утверждая их некомпетентность в вопросах управления. В письме сказано: "Муниципальный Совет вопрос о создании муниципального учреждения культуры (МУК) ТИЦ "Соловки" и передаче ему здания Дома культуры не рассматривал и подобного решения на сессии не принимал…". Видимо, авторы письма просто не знали, что Муниципальное Учреждение Культуры на Соловках создаётся решением органов местного самоуправления (Администрации муниципального образования "Сельское поселение Соловецкое" и представительного органа – депутатского корпуса). Утверждение же решения состоится после разработки Устава Учреждения.

Кстати, создание этого учреждения проходит в рамках приведения муниципальных предприятий в соответствие Федеральному закону № 83 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Сегодня исключительно на общественных началах я занимаюсь разработкой Устава и стратегии развития МУК, процессом регистрации учреждения. Естественно, что стать директором учреждения, исполнять планы развития и отвечать за них придётся автору – то есть мне. Не справлюсь – глава администрации меня уволит. Проблема не стоит и выеденного яйца.

Часть 3. "Поклонник шаманизма и магии создаёт центр распространения оккультизма"

Эти три страшных слова (шаманизм, магия, оккультизм) впервые применительно ко мне использовал Дмитрий Сладков, журналист, член Общественной палаты Российской Федерации. После моего замечания Сладков принёс публичные извинения на страницах тех же сайтов, где и был опубликован первый пасквиль – "Правая.ру" и "Русский обозреватель". То есть – "соловчане и болеющие" написали то же, за что Сладков публично извинялся, чтобы не попасть в суд. Получается, что пара активистов с "весенним обострением" подставила 100 человек под возможность банальных судебных разбирательств, массового проигрыша дела и беспрецедентной в истории Соловков выплаты компенсации за оскорбление чести, достоинства и деловой репутации. Конечно, я прощаю всех совершивших этот детский поступок, но "подписантам" стоит поразмыслить о разумности активистов.

Часть 4. "Он разрушит наш клуб"

Читая строки о том, что моё назначение на должность директора клуба приведёт к его закрытию, я действительно засомневался в душевном здоровье авторов. Клуб-то не работает. Давно. Потому администрация посёлка и приняла решение создать новое предприятие и возобновить деятельность местного очага культуры. Я, к сожалению, не психолог, потому не могу качественно прокомментировать этот пассаж.

Часть 5. "Мы читаем его ЖЖ"

Это приятно. Меня радует, когда люди умеют пользоваться Интернетом и уделяют внимание моей писанине. Непонятно, правда, зачем президенту и премьеру читать анализ моего блога, но всё равно – приятно. Спасибо. Правда, в силу отсутствия у меня религиозного образования так и не смог разобраться, что конкретно является богохульством в моём ЖЖ – то ли наличие пятницы среди дней недели, то ли интерес к научным исследованиям мозга. Но всё равно радует, что у меня есть круг горячих поклонников, популяризирующих моё скромное творчество.

Выводы просты: нагнетается очередная истерия. Причём за православной риторикой скрывается и неудовлетворённое самолюбие коммерсантов, которым отказано в аренде клуба; и обиды монополистов – туристско-информационные услуги оказывает Соловецкий музей, который не платит ни копейки в бюджет Соловецкого посёлка; и разочарование конкурентов – уже сейчас понятно, что услугами нового учреждения воспользуется большая часть гостей архипелага.

Но самое, на мой взгляд, важное, скрыто в другом. На Соловках восстанавливается баланс сил. Услугами учреждения культуры будет пользоваться молодёжь, которой сейчас некуда податься; дети, "духовно окормляемые" исключительно Соловецким монастырём из-за отсутствия центра светской культуры, смогут посещать кружки по интересам или сеансы мультфильмов; взрослое население получит площадку для самоорганизации.

Сегодня, кстати, согласно ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на Соловках формируются Общественный совет и Общественный совет молодёжи. Очевидно, что у "религиозных деятелей" в этих советах будет явное меньшинство. Так что с одной стороны – сегодняшняя попытка соловецкой религиозной общины, составляющей не более 5 % населения Соловков, "запретить" создание Муниципального учреждения культуры остальным 95 % населения – это очередной виток наступления на светские права и свободы на территории Соловецких островов. Но с другой стороны – это признание собственного бессилия и отрицание позитивных перемен, происходящих на Соловках.

И самое отвратительное в этой ситуации, что в тот момент, когда новый глава администрации пытается объединить население посёлка для выполнения амбициозных планов улучшения уровня жизни; когда с руководством монастыря и музея были заключены договорённости о движении к совместной работе; когда, наконец-то, хотя бы кто-то старается наполнить бюджет Соловецкого посёлка, маленькая группа граждан сеет раздор и смуту среди соловчан, манипулируя подписями детей, пенсионеров и "болеющих", большая часть из которых не является жителями посёлка Соловецкий.

Заканчивая комментарий, хотелось бы вспомнить слова Джонатана Свифта: "Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но не достаточно религиозны, чтобы любить друг друга". По-моему, о любви к ближнему говорит и христианская религия. Но, видимо, не на Соловках.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования