Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
17 декабря 15:46Распечатать

Людмила Суходольская. НЕ ПРОСТО НОСТАЛЬГИЯ. Особенность нынешней предвыборной кампании в Беларуси - существенное охлаждение церковных людей к ранее столь любимому "православному президенту"


Традиционно накануне очередных декоративных президентских выборов белорусский властитель собирает так называемое "Всебелорусское народное собрание". Мало сказать, что это собрание напоминает канувшие в Лету съезды КПСС, оно прямо создано по их образу и подобию. Александр Лукашенко, впрочем, и не скрывает своей ностальгии по советским временам, не упуская случая напомнить, что по-прежнему считает себя членом той самой КПСС, членский билет которой хранит "на полке".

Однако есть что-то большее, чем просто кумачовая ностальгия, в этих предвыборных шоу. Некоторый намек на это большее можно увидеть в факте невозможного для съездов КПСС присутствия на собрании лидеров ведущих религиозных конфессий. Так что волей-неволей напрашивается ассоциация с церковным собором. Не с тем, конечно, собором, от которого слово "соборность", -  это было бы столь же опрометчивое сравнение, как и нарочитое именование сего номенклатурного сборища "народным вече". А вот с соборами церковной бюрократической иерархии, которые нам только и дано ныне лицезреть, общего немало.

И самое первое, о чем можно сказать, это узурпация представительства. При всей позицируемой "народности" подобных соборов народ менее всего допущен к формированию их состава. Впрочем, как и вообще к формированию всей властной структуры. Но если в Церкви к такому положению вещей уже давно привыкли, так что даже разговоры о теоретической возможности выборов низшего и высшего клира воспринимаются как неслыханная дерзость, то к полной узурпации власти в государстве привыкли еще не все. Вроде ж как демократия, выборы и прочие дела. Должно быть, хотя бы в теории. Поэтому для вида приходится устраивать некие "выборы". Пока приходится. Но, возможно, не зря напрашивается эта ассоциация с самоназначенным собором. Недалек тот день, когда, белорусский народ, воспитанный на принципах представительства во "всенародном собрании", уже примет как должное, что "наверху" лучше знают не только кто достоин занять высокую должность в государстве, но и кто достоин собственно именоваться "народом". Короче говоря, чтоб как в Церкви: кто-то всеведущие пастыри, а кто-то - безгласые овцы. Одни погоняют других, полная гармония и симфония, никаких катаклизмов.

Но раз мы имитируем Церковь, то должны имитировать хоть какую-то религиозность, не так ли? Вот это уже в открытую и проявилось на последнем так называемом "вече".

Давайте подумаем, а зачем вообще нужны такие помпезные форумы, как в Церкви, так и в государстве, если все и так заранее известно и предрешено? Только лишь чтобы позабавить, то бишь позондировать публику? Может быть, просто дать трибуну лидеру, чье выступление там несомненный гвоздь программы? Так и не совсем так. У таких лидеров трибун предостаточно. Особенно у безраздельного владыки, коим является Лукашенко. Сядь у камеры и вещай хоть до вечера – никто не остановит. Что он, впрочем, нередко и делает. Но что тут еще важно? Статус! Опять же позволю себе религиозную ассоциацию. Папа Римский, например, тоже может многое говорить, но не все его высказывания считаются "непогрешимыми", а лишь только те, которые он произносит в статусе "экс катедра", то есть "с кафедры". Вот этой "кафедрой" для лидера идеологии, мимикрирующей под религию, и является в данном случае "всебелорусское собрание". Глава государства высупает на нем в качестве непогрешимого пророка. И это настолько не скрывается, что одним из ярких перлов речи Лукашенко стало его сравнение себя с Моисеем. Разумеется, в свою пользу. То, что делал этот, как сказано "известный человек, который в свое время по пустыне водил", это нам не надо. И тут, как говорится, чем дальше, тем больше. Пассаж переходит в уже явное пророческое русло: оказывается, у на есть заповедь, а именно: "Будьте здесь, здесь ваше счастье". И это не просто так, а "Господь нам сказал". Сказал, как видно, через новоявленного пророка.

На ловца, как говорится, и зверь бежит. И вскоре из уст Героя Беларуси, а по совместительству Патриаршего Экзарха, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, мы слышим некий вероучительный тезис нового исповедания: "Мы - народ Республики Беларусь" и "Мы - народ Божий" - понятия единосущные".

И все это не просто слова. Все чаще в Беларуси проводятся довольно странного вида государственно-церковные мероприятия, на которых соседствуют хоругви и краснозвездые знамена, колокольный звон и залпы орудий. В качестве храма-символа новой веры избран Всехсвятский собор, построенный при поддержке лично главы государства. Именно в крипте этого храма устроено что-то вроде "кургана славы", где под звук канонады произведены какие-то символические перезахоронения, у которых предстоятель БПЦ МА совместно с главным "православным атеистом" страны и его малолетним сыном зажгли некую лампаду.

Можно, конечно, по привычке все объяснить "православной клерикализацией". Но то, что это не так, видно хотя бы по все большему сближению Лукашенко не только с православной, но и с католической иерархией. Знаком этого сближения стало присутствие на упомянутом собрании главного католического иерарха митрополита Тадеуша Кондрусевича. Давно уже говорится и готовящемся конкордате с Ватиканом, наподобие уже имеющегося соглашения между белорусским государством и БПЦ МП.

Похоже на то, что ставка делается на то религиозное большинство, которое, как православное, так и католическое, не особенно "обременено" знанием сути своей веры, а тем более практической жизни в ней. Для них Церковь - это там, где батюшка или ксёндз. Тем более, высший батюшка с высшим ксёндзом совместно. Эта та вера, которая не требует веры в Бога, она требует веры в "непогрешимость" начальства, как церковного, так и светского, а желательно и его "богоданности".

Все это настолько явно, что особенностью нынешней предвыборной кампании является существенное охлаждение большинства мало-мальски церковных людей к ранее столь любимому "православному президенту". Знаком этой перемены стала удивительная популярность в православной среде одного из кандидатов в президенты – Виталия Римашевского. Вся его особенность только лишь в том, что он не столько даже организатор, но и, это самое главное, практикующий православный прихожанин. "Исповедуется и причащается в Петропавловском соборе", - передают друг другу православные бабушки. Даже некоторые весьма консервативные и "законопослушные" священники обратили на него свой взор и при случае советуют за него голосовать. Это при том, что всем известно, что он близок к братству свящ. Георгия Кочеткова и даже окончил Свято-Филаретовский институт. Но даже это не смущает консерваторов, напротив – ему ставится еще в одну заслугу наличие высшего богословского образования.

Таким образом ценой "духовного" сплочения нации может оказаться разрыв на религиозном поле: между приверженцами веры, по словам того же Лукашенко, "свечки ставить", и веры христианской. Хотя бы по принципам исповедания. И может оказаться так, что исповедующие христианство будут все больше дистанцироваться от иерархов по факту их все более явной принадлежности к несколько иной вере. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования