Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
02 декабря 15:10Распечатать

Родион Часовников. ПАРАЛЛЕЛИ. Памяти Патриарха Сербского Павла


Год назад, в ноябре 2010 года, скончался православный иерарх, особо выделявшийся на фоне глав официальных православных Церквей своей скромной, аскетичной жизнью и непререкаемым авторитетом, – Сербский Патриарх Павел. Несколько лет назад автору этих строк довелось общаться с ним в Белграде, в его скромной резиденции. Это была не первая моя встреча с предстоятелем Церкви. Но беседа с Патриархом Павлом не была похожа на эти встречи. Скорее, это была встреча со старцем. И дело не в отсутствии помпезности, свиты, протокольной предсказуемости или властности. Дело в атмосфере трепетной, какой-то неотмирной глубины, серьезности и проникновенности. Словно для него не было ничего неважного в духовном, небесном смысле, словно только этот смысл и волновал его сердце.

Многие сербы, с которыми я виделся в Белграде и в Москве, называли Павла не иначе, как "живой святой". Так звали его не только православные, но и католики, и мусульмане. До сих пор люди вспоминают, как Патриарх Павел пешком приходил на богослужение в храм, как перешивал своими руками потрепанную одежду, чинил свои старые ботинки, выходил с народом на мост, чтобы защитить его от американской бомбы. Он выступал публично не часто, но если он говорил что-то своим тихим голосом, его слышали все.

…Историческая судьба Сербии и Сербской Церкви неразрывно связана с историей России и Русской Церкви. Сербские подвижники жили в русских монастырях и общались с русскими святыми. Многие священники и епископы Сербии учились в российских духовных школах. Наконец, именно Сербская Церковь приютила в 1921 году русских иерархов-изгнанников, создавших на ее территории, в Сремских Карловцах, Архиерейский Синод РПЦЗ, и немало поспособствовала объединению вокруг этого Синода разрозненной церковной эмиграции. Сербская Церковь и сербская земля не раз подвергались разграблению и насилию – то с Запада, то с Востока. Один из сербских священников, присутствовавший на нашей встрече с Патриархом Павлом, грустно подметил: "Мы построили дом на дороге. Запад идет на Восток или Восток на Запад – мы всегда будем виноваты".

Судьбы Русской и Сербской Православных Церквей в ХХ веке во многомсхожи. Во время Второй мировой войны Православная Церковь переживала великие гонения на всей территории оккупированной Югославии. Особенно тяжелым было положение Сербской Церкви в новообразованном Независимом Хорватском Государстве (НДХ), где были разрушены и осквернены сотни храмов и монастырей. Сотни православных священников были убиты, отправлены в концентрационные лагеря и изгнаны с родных мест вместе со своей паствой. Часто православных христиан насильственно пытались обратить в католичество.

После войны и прихода к власти коммунистов страдания Сербской Церкви не прекратились. Епископы и священники подвергались заключению на продолжительные сроки без суда и следствия. Сотни священников были убиты. Так же, как в Советской России, государство грубо вмешивалось в жизнь Церкви. Конечно, мера вмешательства была не столь тотальной, как в СССР, однако в Сербии было прекращено преподавание закона Божия в школах, финансовые средства на содержание священников, находящихся на покое, перешли в собственность министерства труда. Священнослужители были лишены социальной защиты. Законом об аграрной реформе у Церкви было отнято 70 000 гектаров обрабатываемых земель и лесных угодий, национализировано более тысячи церковных зданий, отобрано большое количество епископских резиденций. Но еще страшней было разрушение монастырей и храмов. В южной Сербии епископам было запрещено возвращаться на свои кафедры, а священникам на приходы, в связи с чем в этих районах долго не могла наладиться нормальная церковная жизнь. Под давлением коммунистической власти в 1967 году Сербская патриархия последней из официальных поместных Церквей вступила в экуменическое движение, хотя антиэкуменические настроения в ней всегда оставались сильны.

1 декабря 1990 года новым предстоятелем Сербской патриархии был избран епископ Рашко-Призренский Павел. Его правление совпало с новыми испытаниями - со временем кровавого распада Югославии, когда сербский народ вместе со своими епископами и священниками был изгнан из многих районов Хорватии, Боснии и Герцеговины. В зоне военных действий находились десять епархий Сербской Церкви. Вновь началось разрушение сербских храмов и монастырей, уничтожение православных святынь. К этому прибавились страдания сербов в Косово и Метохии, особенно после размещения на этих территориях международных сил. По официальным данным, с июня 1999 года по настоящий день уничтожено и осквернено свыше ста храмов и монастырей.

Одновременно, во многих епархиях СПЦ происходит оживление церковной жизни. За последние годы было построено значительное число новых храмов и других церковных зданий, основано несколько новых епархий. Возобновили свою работу духовные учебные заведения. Постепенно восстанавливается церковная жизнь в разоренных войной епархиях. Знаменательным событием стало строительство (на народные пожертвования) в Белграде самого большого в Европе православного храма – собора святого Саввы. К середине двухтысячных годов в СПЦ насчитывалось более 3 500 приходов и 204 монастыря. По современнойстатистике 85 % населения Сербии исповедуют Православие.

После распада Югославии осуществляются попытки расчленить Сербскую патриархию на несколько национальных автокефальных Церквей. Прежде всего, речь идет об отделившейся от Сербского патриархата Македонской Церкви, самопровозглашенной в 1967 году. Ее автокефалия не признается ни одной поместной Церковью. В 1993 году появилась самопровозглашенная Черногорская Церковь. Аналитики не исключают появления еще нескольких подобных Церквей на территории бывшей Югославии. Как известно, после распада Советского Союза с такой же проблемой столкнулась и РПЦ МП. В Украине предпринимаются активные попытки создания автокефальной Украинской Церкви. Подобные процессы происходят и в Беларуси, и в Молдове.

Ныне почивший Патриарх Московский и всея Руси Алексий IIнеоднократно высказывал готовность оказать поддержку Сербской Церкви в разрешении проблем с Македонской Церковью и прикладывал усилия к преодолению раскола. Патриарх Павел, в свою очередь, 9 мая 2006 г. обратился к делегатам IV Всезарубежного Собора РПЦЗ(Л) с призывом к воссоединению "всех русских православных христиан в лоне Матери-Церкви Московской и Всероссийской". Как отмечал митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, "Сербская Православная Церковь, предоставившая в 1920-х годах приют сотням тысяч русских беженцев, никогда не прерывала связей как с гонимой и страждущей Московской патриархией, так и с российским церковным зарубежьем, временно прекратившим евхаристическое общение с Церковью в России".

Говоря о необходимости "воссоединения двух частей" Русской Православной Церкви, Патриарх Павел однажды заявил, что "в этом единстве заключается подлинное будущее всего мира".

Знаменательно в связи с этим следующее современное нам обстоятельство.

Патриарх Павел стал предстоятелем Сербской патриархии в 1990 году, а почил - 15 ноября 2009 года. Патриарх Московский и всея Руси Алексий IIвзошел на патриарший престол в июне 1990 года, а покинул этот мир 5 декабря 2008 года. Эпохи двух Патриархов почти совпали.

Одним из первых шагов Патриарха Павла стало воссоединение американской и канадской ветвей Сербской Церкви. Одним из последних свершений Патриарха Алексия стало соединение Русской Православной Церкви Московского патриархата и "лавровской ветви" Русской Православной Церкви Заграницей. С их кончиной сменилась эпоха. Сегодня – новые вызовы внешнего мира.

Говоря о сходстве двух Церквей, нужно упомянуть и о сегодняшних отличиях в их жизни. Нельзя не заметить, что в Сербии намного органичнеесохранилось православно-христианское начало народной жизни. Там, несмотря на западное и восточное влияния, на войны, преследования и десятилетия социализма, не удалось вытравить религиозность из бытовых устоев народа. Церковь осталась естественным содержанием и наполнением повседневной реальности. Религиозные праздники – это значимые события в жизни всей Сербии. Однажды я приехал в Белград в день памяти святителя Николая Чудотворца. Город был почти пуст. Оказывается, из-за почитания святителя Николая Чудотворца и святителя Николая Сербского, большинство населения – в гостях у именинников – Николаев, а на следующий день – ответные семейные визиты.

Удивила простота и аскетический образ монастырей, храмов и жизни духовенства. Утварь – лишь самая необходимая. В церковной лавке (даже в соборе святого Саввы) – минимум предметов: свечи, несколько видов икон, Евангелие, несколько брошюр. Это отвечает и всему ритму сербской жизни. Магазины закрываются рано, развлекательных заведений немного, в воскресный день – почти все закрыто, а народ спокойно прогуливается без стремления к безудержному потреблению.

Но на фоне этой скромности, а порой и бедности ощутимо чувство ответственности и призванности. Это дает сербам мощный исповеднический заряд, готовность принимать страдания за сохранение своего первородства. Это видно из их отношения к войнам, бомбежкам, преследованиям. Конечно, общество неоднородно, и в нем есть те, кому западный образ жизни представляется более привлекательным. Но большинство по-прежнему с открытым сердцем и надеждой смотрит на Россию.

И еще одно важное наблюдение. Столь бережного сохранения могил, памятных мест, мемориалов мне нигде больше не приходилось встречать. И сербы с детства знают, что и почему они хранят. Будь это благодарность за подвиг своих предков или русских освободителей, память о победах или поражениях. Все это трепетно сберегается и воспринимается, как дар Божий, как Его милость.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования