Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
08 октября 11:49Распечатать

Владимир Ойвин. ОЩУЩЕНИЕ ВЕЧНОСТИ И ВЕРА. Григорианский хорал прозвучал в католическом соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве


Григорианская музыка не частый гость на российских концертных площадках, в том числе и московских. И посему концерт "Празднуя память Пресвятой Девы Марии" – григорианское пение с органом alternatim (попеременно) в исполнении итальянского коллектива "Schola Artis Spiritualis", который состоялся 22 сентября в московском католическом кафедральном соборе во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, вывал большой интерес и собрал практически полный зал. Дирижёр – профессор Папского института духовной музыки (Рим) Дон Альерто Турко. Солист – монах Ордена Францисканцев Дженнаро Беккиманци. Партию органа исполняла Летиция Буттерони.

В концерте была исполнена "Месса в праздник Пресвятой Девы Марии" ("Missa in Festivitate B. Mariae Virginis"). Это называлось попыткой исторической реконструкции торжественной литургии в соответствии с практикой, употребляемой после издания "Епископского церемониала Папы Клемента VIII", разрешившего проведение литургии с использованием органа в стиле попеременно с пением a capella, когда орган, чередуясь с пением хора, мог замещать определенные части литургии.

Вокальные части концерта были взяты из различных источников, тогда как органные входят в соч. № 8 композитора и органиста монаха Ордена францисканцев Джованни Баттиста Фазоло. Эти органные сочинения входят ежегодник, изданный в Венеции в 1645 году, который включает всё, что должен исполнять органист, отвечая хору в течение всего литургического года.

Григорианский хорал – это традиционные литургические песнопения Римско-католической Церкви. Термин "григорианское пение" происходит от имени Папы Григория I Великого (ок. 540 г. – 12 марта 604 г. Понитфикат с 3 сентября 590 г. по 12 марта 604 г.), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии.

"Григорианский хорал – музыкальный символ огромной эпохи, которая выразила в нем свое понимание жизни и мира. Психология средневекового человека, его мысли о Боге, его ощущение вечности и вера – все наложило свой отпечаток на григорианское пение, которое поражает своей естественностью. Мелодическая линия хорала не утомляет, а успокаивает, вызывает умиротворенные мысли. Хорал как бы стремится музыкально передать мистическую неуловимость Бога и в то же время его постоянную близость. Чтобы понять, как безвестным средневековым гениям удалось выразить эти противоположные начала, надо вслушаться в григорианскую мелодию", – было сказано во вступительном слове к концерту.

В своем спокойствии и умиротворенности григорианский хорал в чем-то перекликается со знаменным распевом, сохранившимся в старообрядческой Церкви и сейчас проникающим в некоторые храмы РПЦ МП. В обоих случаях отсутствие внешних гармонических красот и полифонических изысков сосредоточивает слушателя на духовном и литургическом смысле этой музыки

Сам по себе концерт был интересен. Очень хорошо в условиях акустики готической или скорее псевдоготической архитектуры звучал хор. Красиво, точно и стилистически, и вокально пел солист – францисканский монах тенор Дженнаро Беккиманци. Красиво, с интересной регистровкой звучал орган собора. Как заявила органистка Летиция Буттерин, идеальным было бы звучание старинного итальянского органа с его структурными и акустическими характеристиками. Обычно старинные итальянские органы были с одним мануалом и большим количеством высоких регистров. Это приводило к особым акустическим особенностям итальянских органов и более позднего времени. Я мог оценить эти особенности итальянского органа много лет назад в Вильнюсе, где, кажется, в храме бенедиктинского монастыря стоит такой инструмент. Это, конечно, не старинный орган, но итальянский. Как мне помнится, звук итальянского органа был более светлый, серебристый и, если можно так сказать, радостный, чем у органов северо- и среднеевропейких мастеров. Просто получилось так, что в течение одного дня мне удалось услышать пять вильнюсских органов - и итальянский произвел на меня самое сильное впечатление.

Исполнение григорианской мессы анонсировалось в программе концерта как историческая реконструкция в соответствии с практикой своего времени. Но, несмотря на то, что сам по себе концерт был интересен, исторической реконструкцией его в полной мере назвать трудно. Дело в том, что в состав хора в московском концерте входили мужчины и женщины, а в средние века в храмах пели или только мужчины, в более поздние времена – мальчики (исключение составляли женские монастыри), которые исполняли партии сопрано и альтов. При одинаковой высотной характеристике голоса мальчиков менее чувственны, чем женские, и потому более подходят по стилю для исполнения бесплотной и остраненной григорианской музыки. Так что о полной аутентичности говорить вряд ли можно. Тем не менее, это замечание не умаляет  сильного впечатления от прослушанного концерта.

Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования