Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
05 октября 15:47Распечатать

Архимандрит Аввакум (УПЦ МП). ЭКУМЕНИЗМ КАК "НОВОЕ ОТКРОВЕНИЕ". Попытка апологии "бытового" экуменизма. Часть первая


"Да будут едины" (Ин., 17:11), - сказал Господь наш Иисус Христос в Евангелии. "Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: воцарился Бог твой" (Ис., 52:7). А в Уставе ООН содержится призыв вместо ужасов войны созидать в сознании людей "стремление к миру, взаимопониманию".

Проходят века, столетия, тысячелетия, а люди и страны все снова и снова объявляют друг другу войны и мирятся, общества и Церкви разделяются, проклинают друг друга, объявляют ту или другую общину неправильной, еретической, а потом садятся за стол переговоров и ищут согласия. Так было и так будет всегда. Но среди проклинающих и разделяющихся всегда находятся некие чудаки, оригиналы, которые формулируют идеи и движут историю. Вопреки всем правилам разделенного, распаленного ненавистью мира, эти оригиналы страстно желают единения и вносят свой посильный вклад в дело мирового христианского, общечеловеческого единства, и о таких чудаках сейчас моя речь.

Что меня недавно задело, так это то, что не архиерей, не Патриарх, не Папа, на высотах своих, а некий простой сапожник заявил о своей всемирной экуменической миссии. Папа Римский Бенедикт XVI и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл получили в подарок обувь от некоего итальянского мастера Адриано Стефанелли, сообщает 26 августа издание "Italy News" со ссылкой на Радио Ватикана. Семидесятидвухлетний сапожник из города Новара в Пьемонте на севере Италии во время общей аудиенции в Кастель Гандольфо вручил Бенедикту XVI две пары новых туфель белого и красного цвета. По словам мастера, пару черных туфель он отправил в Москву предстоятелю Русской Православной Церкви Московского патриархата. "Это выражение моего стремления к единству христиан", - заявил Стефанелли.

Было нечто подобное и у нас, в СНГ. Простой человек, на индивидуальном уровне, совершил в своей жизни прорыв к подвигу мира. Это была удивительная, полыхавшая подвигом примирения жизнь – жизнь донского казака Тимофея Прохорова. Он родился в 1893 году в хуторе Федулов на Дону. В лихие годы после Гражданской войны советская власть "раскулачила" его, забрав единственную корову, и он, спасаясь от преследования чекистов, подался со своей семьей в город Шахты, точнее - в рабочий поселок. Великую Отечественную встретил в непризывном возрасте и будучи инвалидом после окончания Первой мировой. Там, в поселке под Шахтами, пережил немецкую оккупацию, возил на своей подводе, запряженной двумя лошадьми, немцам уголь. Тем и кормились. В 1943 году отступающие немецкие войска конфисковали у него лошадей с подводой, и Тимофей пошел за отступающими немецкими войсками вслед в надежде, что где-то они бросят его лошадей и подводу и он сможет вернуться и кормить свою семью дальше. Так и случилось. Где-то на одном из участков фронта нашел Тимофей брошенной немцами свою подводу и своих лошадей. Развернулся и поехал обратно в сторону Шахт. Ночевал в поле.

И здесь в ткань простой биографии простого человека, казака вплетается красивый по своей сути мистический элемент – зов к подвигу. Однажды ночью в поле разразилась гроза. Проснулся Тимофей от грохота грома и вспышек молний. Взглянул в небо и увидел необычное явление. С неба к нему спустилась женщина в сине-зеленом одеянии, которую Тимофей принял за Божию Матерь. Опустилась к нему и говорит: "Тимофей! Ты должен развернуться и идти обратно на Запад. Вслед за наступающими войсками. Там, в Европе, ты должен построить Церковь, которую назовешь "Церковью Примирения". Для выполнения этой задачи пошлю тебе по пути помощницу. Вдвоем и построите эту Церковь". Взмолился Тимофей: "Матушка! Не могу идти я на Запад, мне надо домой, под Шахты. Там у меня семья и жена на девятом месяце беременности. Я и так столько натерпелся, чтобы лошадей и повозку вернуть, ибо прокормиться без них мы не сможем! Отпусти меня, Матушка, домой!" Улыбнулась жена ему в ответ и говорит: "Не стоит тебе переживать о твоих близких, Тимофей. Сегодня родился у тебя сын. Назовут его Володей. Все будет у них хорошо, а ты должен идти на Запад и построить там Церковь Примирения". Сказала и растворилась в небе. Оцепеневший сидел старый казак Тимофей посреди того поля. Ранний весенний дождь хлестал его, но, несмотря на это, он долго не мог придти в себя от произошедшего. Долго так он сидел, думал думу крепкую. Тяжело далось ему это решение. Посидел-посидел, развернул своих лошадей с подводой и пошел вслед за советскими войсками на Запад. Не посмел ослушаться.

По пути все высматривал женщину, которая была обещана ему в помощницы. И действительно, где-то в районе Венгрии повстречал он эту женщину. Звали ее Наталья. Вместе они подыскивали место для строительства церкви. В Австрии у них украли лошадей. Где бы они ни пытались начать из подручных материалов строить церковь, повсюду их гнали. Разрушали даже то, что они уже начинали строить. Тимофей и Наталья вновь собирались в дорогу и шли в поисках нового места под строительство церкви.

Так они дошли до немецкого Мюнхена. Союзная авиация очень хорошо "проутюжила" город бомбами. Большой разрушенный аэродром стал местом городской свалки, куда со всего города свозили остатки разрушенных домов. Стройматериала для строительства Церкви Примирения было много, и донской казак Тимофей Прохоров со своей помощницей Натальей начали строительство церквушки прямо на месте свалки. Вначале их местные власти гоняли, но потом оставили их в покое, и Тимофей все-таки построил эту самую "Церковь Примирения Востока и Запада", как она официально называется. Постепенно у этой церквушки появилась своя "паства" из местных жителей Мюнхена. Тимофей там и остался жить, чтобы служить в построенной Церкви. Долго у него не было документов, но в конце концов вид на жительство ему выдали. Рядом построил себе казачью хатку. Немцев привлекало крайнее незлобие русского человека, несущего свою миссию мира.

В конце шестидесятых годов прошлого века ФРГ выиграла право на проведение Олимпиады. И по замыслам архитекторов олимпийских сооружений один из стадионов было запланировано построить на месте бывшего аэродрома. Церковь на этом поле была зданием неучтенным. Ее и хату Тимофея предполагалось по генеральному плану просто снести. Община грудью встала на защиту "Церкви Примирения Востока и Запада". Началась борьба с большой государственной машиной, пытавшейся построить стадион на месте Церкви. Жители Мюнхена, прихожане, немцы и русские, знавшие и сильно уважавшие чудака-старика, всем своим районом встали на его защиту. Митинги, пикеты, подписи, листовки - все пришло в действие, как принято на Западе. И в итоге совершилось чудо: был изменен генеральный план строительства олимпийских объектов - Церковь Примирения так и осталась стоять на своем месте.

Прожил старец Тимофей очень долгую жизнь. Он умер в 2004 году в возрасте 108 лет. На его похоронах присутствовало много горожан, в том числе мэр Мюнхена. Похоронен казак в этом немецком городе, на кладбище Westfriedhof, сектор 196, 2-й ряд, могила № 45.

Сын старца Тимофея Владимир Прохоров - тот, о рождении которого сообщила Тимофею таинственная жена, - жив и здоров, живет в Ростове. Он профессор, доктор технических наук, декан одного их факультетов Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса.

…Я думаю, что путь к объединению долог и бесконечен, если не сказать нескончаем. В нашем мире всегда будут находиться идеалисты, считающие, что с помощью писаний или даже специально изготовленной обуви, строительства храмов и т.п. можно объединять церкви. На самом же деле соединение со Вселенской Церковью возможно совершать моментально, без всяких нарочитых "ходунков-скороходов". Ключ к объединению – осознание! Если человек, посреди всего этого сумрака бытия, обвинений, укоров, прещений, осознал, что он един с общиной верующих и ее Первосвященником – он уже в глубине своей души совершил это примирение. Но это факт личного, индивидуального опыта. Это сродни озарению, просветлению свыше от Бога Творца и Промыслителя всяческих.

На общественных же началах все униональные и экуменические процессы терпели и в будущем будут терпеть крах. Там фигурируют очень сложные политические факторы с переделом жизненных пространств, исторических, канонических территорий, имущества, кафедр, что заведомо, еще на стадии переговорных процессов, заводит их участников в непреодолимые тупики.

Продолжение следует


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования