Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
26 мая 13:27Распечатать

Михаил Тульский. МУСУЛЬМАНЕ В ГЕРМАНИИ. История, социодемо-графический и политический портрет


История появления мусульман в Германии

Начало истории мусульман в Германии положил указ прусского короля Фридриха Вильгельма I (1739 г.) о том, что "его магометане" – 20 солдат-турок, подаренных ему герцогом Курляндии, – могут оборудовать молельную комнату в одном из помещений воинской конюшни в Потсдаме, которое и было оборудовано под мечеть.

Король на следующий год умер, а его преемник Фридрих II Великий в июне 1740 г., отвечая на запрос из Франкфурта о том, могут ли католики быть гражданами евангелического (лютеранского) города, ответил: "Все религии равны и хороши, если их приверженцы являются честными людьми. И если турки прибыли и захотели бы жить в нашей стране, мы бы и им построили мечети".

При Фридрихе Великом в 1745 г. сформирован мусульманский гарнизон прусской армии в городке Голдап из албанцев, босняков и татар. В 1760 г. из российской армии на сторону пруссаков (бывших тогда союзниками турок) перебежала группа мусульман, и 20 января 1762 г. распоряжением главы правительства было учреждено "управление гусаров-босняков", которому были подчинены 10 эскадронов (1000 мусульман) перебежчиков: в реестре этого подразделения числился "имам прусских мусульман" лейтенант Осман. Появляются мусульманские гарнизоны городков Николаикен, Сенсбург, Ширвиндт, Йоханнисбург (ныне Пиш), Олецко, Биалла, Шталлупонен, Арюс, Люк (ныне Элк). Прусская мусульманская конница участвует в боях против русских войск при Гросс-Егерсдорфе (1757), Цорндорфе (1758), Кейе (1759), Лубине (1761), Буркерсдорфе и Райхенборне (1762). В 1778 г. "управление гусаров-босняков" участвовало в войне за баварское наследство. После раздела Польши прусский король 23 августа 1795 г. сформировал из литовских татар кавалерийский корпус. Решением короля Фридриха Вильгельма III 14 октября 1799 г. из "управления босняков" на востоке Пруссии выделено "управление товарищей", переименованное в 1807 г. в "управление улан" (объединявшее 1220 мусульман).

Прусские мусульмане участвовали в битве под Прёйсиш-Эйлау (ныне Багратионовск Калининградской обл.) 7-8 февраля 1807 г. против армии Наполеона. После оккупации Пруссии французами в 1808 г. часть улан переходит на службу российскому императору.

В конце XIX – начале XX веков мусульмане практически исчезают из Германии: их не упоминают источники того времени и исследования о религиях страны. Упоминаются только военнопленные французской армии, захваченные в плен в 1871 и 1914 гг., когда в Вунсдорфе (рядом с Цоссеном к югу от Берлина) расположился лагерь пленных мусульман и была построена мечеть с минаретом, которая в 1925 г. закрылась из-за аварийного состояния.

В 1922 г. основана исламская община Берлина, которую возглавил имам Маулана Садр-уд-Дин, выходец из Лахора. В 1924 г. эта община открыла мечеть в берлинском районе Вильмерсдорф. В 1930 г. община мечети переименована в "Немецко-мусульманское общество", которое принимало в свои ряды теперь не только "этнических" мусульман, но и немцев и евреев.

В 1927 г. в Берлине основан Центральный институт истории ислама (ЦИИИ), который был зарегистрирован государством в 1942 г. (с 1962 г. перенесен в Саарбрюккен, потом в Зост, Северный Рейн-Вестфалия).

В 1920-30-х гг. наиболее лояльны к мусульманам в Германии были евреи. Случались даже курьезные случаи: весной 1934 г., после посещения лекций в Немецко-мусульманском обществе, семья еврея Зюссмана, включая его жену и двух детей, перешла в ислам, сменив фамилию на Шапур (типичную персидскую фамилию). Возможно, Зюссман просто хотел таким образом избежать преследования со стороны нацистов.

31 октября 1932 г. 60 мусульман из СССР основали в Берлине германскую секцию Всемирного исламского конгресса (зарегистрирован 31 мая 1933 г.). В Германии тогда жило около 1 тысячи мусульман, из них членами исламской общины Берлина были 167, Немецко-мусульманского общества – 48, Всемирного исламского конгресса – 39 человек. Во время Второй мировой войны большинство из них вернулись в страны, в которых родились, поэтому к 1947 г. в стране осталось 150 мусульман, из них 50 в районе Берлина. Впрочем, существуют и более высокие оценки ЦИИИ, согласно которым количество мусульман в ФРГ выросло с 6 тысяч в 1945 г. до 8 тысяч в 1955 г. и 16 тысяч в 1962 г. Возможно, расхождение объясняется тем, ЦИИИ учел находившихся в ФРГ военнопленных. В любом случае до 1965 г. в ФРГ не было заметного числа мусульман.

В середине 1960-х гг. ФРГ, переживавшей экономический подъем, потребовалась дополнительная рабочая сила для выполнения неквалифицированной работы: ее не хотели выполнять не только немцы, но и рабочие из других европейских стран. Правительству пришлось обратить свои взоры на Азию, в которой давние экономические и политические связи с Германией имела только Турция (еще со времен участия Османской империи в Первой мировой войне на стороне Германии); оттуда и были приглашены рабочие.

Жизнь турецких рабочих протекала в общежитиях, общение и встречи происходили в комнатах или арендуемых помещениях для молитв. Немцы считали, что "гости" приедут на пару лет, а затем уедут домой: первоначально часть рабочих действительно возвращалась на родину, когда кончался контракт на работу.

Однако вскоре гости расселились по всей стране и начали привозить к себе семьи. Даже экономический кризис 1974-75 гг. не заставил их вернуться на родину, они начали создавать семейные предприятия: турецкие предприниматели стали играть заметную роль в выращивании и продаже овощей, пакистанские – в ресторанном бизнесе. Позже появились турецкие строительные и торговые фирмы. Еще в 1965 г. в ФРГ почти не было турок. По переписи 30 сентября 1970 г. в ФРГ жили уже 469 160 граждан Турции, а 30 сентября 1980 г. – 1 462 442. Количество граждан Марокко за это же время выросло с 11 242 до 35 854, Туниса – с 7 820 до 22 622, Ирана – с 17 322 до 28 360, Пакистана – с 1 745 до 26 220 человек.

В начале 1980-х гг. приток турок и других выходцев из относительно благополучных стран останавливается, за то с конца 1970-х гг. в ФРГ начинают массово приезжать беженцы из Афганистана, Палестины, Пакистана, курды из Турции, Ирана и Ирака. С начала 1990-х гг. в их числе появились мусульмане из Боснии, в меньшей степени из Косово – большинство из них, впрочем, предпочли в последние годы вернуться на родину.

Социодемографический портрет мусульман Германии

По данным Федерального статистического комитета Германии, к началу 2003 г. в стране жили 1 912,2 тысяч граждан Турции, 163,8 тысяч – Боснии (из них этнических мусульман – половина), 88,7 тысяч – Ирана, 79,8 тысяч – Марокко, 69 тысяч – Афганистана, 47,8 тысячи – Ливана (из них мусульман меньше половины), 34,9 тысячи – Пакистана, 24,2 тысячи – Туниса, 17,3 тысячи – Алжира, 11,6 тысячи – Албании.

Кроме того, в Германии к 2002 г. было 134,8 тысячи граждан Ирака, Сирии, Индонезии, Сомали, Бангладеш, Малайзии, Ливии, Сенегала, Гамбии, стран аравийского полуострова; 44,9 тысячи выходцев из Иордании, Египта, Нигерии и Эритреи (из которых этнические мусульмане составляют не более половины), а также до нескольких десятков тысяч албанцев-мусульман из стран бывшей Югославии. Таким образом, к 2003 г. в Германии 2,5 млн. этнических мусульман из числа иностранных граждан (на 50 тысяч меньше, чем к началу 2002 г.).

Вопреки традиционным представлениям о росте численности иностранцев-мусульман, в последние годы в ФРГ неуклонно снижается количество иностранных граждан практически изо всех стран: к началу 1999 г. в Германии было 2 110,2 тысяч турок, к началу 1997 г. – 340,5 тысяч боснийцев, а к началу 2000 г. – 116,4 тысяч иранцев. Начиная с 1998 г., когда число приехавших в ФРГ турок лишь на 2 836 человек превысило число выехавших из ФРГ в Турцию, миграционный прирост турок в ФРГ невелик: по 40-50 тысяч в год как приезжают из Турции, так и возвращаются в нее. Активно возвращаются на родину и боснийцы: только в 1996-99 гг. уехали из ФРГ в Боснию на 205 586 человек больше, чем приехали оттуда в ФРГ. Чаще уезжают, чем приезжают, в последние годы бангладешцы, суданцы, нигерийцы и граждане ОАЭ.

Однако основная причина сокращения числа иностранцев – предоставление им германского гражданства. До 1990 г. таких случаев были единицы, во всяком случае, в отношении мусульман (те немногие тысячи, кто его получал, были в основном европейцами). В середине 1993 г. вступили в силу §§ 85-86 главы 1 "Закона об иностранцах", согласно которым прожившие 15 лет в ФРГ взрослые иностранцы и прожившие 8 лет несовершеннолетние или посещавшие германскую школу 6 лет могут подать прошение о предоставлении им гражданства. При этом дети, родившиеся у иностранцев, позже получивших гражданство, автоматически получали немецкий паспорт. Кроме того, еще раньше действовала норма, согласно которой через 10 лет проживания в ФРГ иностранца в браке с германским гражданином, иностранец автоматически получает гражданство.

Новый "Закон о гражданстве" принят 15 июля 1999 г. и вступил в силу с 1 января 2000 г.: § 85 этого закона дает право иностранцам, постоянно проживающим в Германии в течение 8 лет и пользующимся разрешением на временное пребывание в стране, получить гражданство при условии отказа от своего прежнего паспорта. Дети, родившиеся в Германии от родителей иностранцев, проживающих в стране не менее восьми лет, получают двойное гражданство до достижении ими 23-летнего возраста, когда они должны сделать выбор в пользу одного из двух паспортов. В случае вступления в брак с немцем иностранец автоматически получает гражданство. В результате произошло увеличение числа случаев предоставления гражданства иностранцам (со 143,3 тысяч в 1999 г. до 186,7 тысяч в 2000 г.), впрочем, у турок произошло снижение числа натурализовавшихся: многие турки и так уже получили гражданство, а большинство остальных не горели желанием отказываться от турецкого гражданства. Да и введение автоматического получения гражданства в случае вступления в брак с немцем мало коснулось мусульман: из числа иностранцев немцы явно предпочитают вступать в брак с австрийцами и другими европейцами, а желающих связать себя семейными узами с мусульманами очень немного.

Предоставление германского гражданства выходцам из Турции

(по данным Федерального статистического комитета)

годы

число граждан Турции,

получивших гражданство ФРГ,

человек

1990

2 034

1991

3 529

1992

7 377

1993

12 915

1994

19 590

1995

31 578

1996

46 294

1997

42 240

1998

59 664

1999

103 900

2000

82 800

2001

75 573

Всего, 1990-2001

487 494

Гражданство Германии с 1990 г. по 2001 г. получили 487,5 тысяч граждан Турции. В 1994-2001 гг. получили гражданство Германии 70-75 тысяч граждан мусульманских Марокко, Ирана и Афганистана, 35-40 тысяч граждан "полумусульманских" Боснии и Ливана, а также 7-10 тысяч граждан других мусульманских и "полумусульманских" стран. А в 1990-93 гг. получили гражданство 3-5 тысяч этнических мусульман из всех стран, кроме Турции. Таким образом, в 1990-2001 гг. гражданство ФРГ получили 590 тысяч этнических мусульман (за вычетом этнических христиан из "полумусульманских" стран). К началу 2003 г. общее число граждан ФРГ из числа этнических мусульман приблизилось к 700 тысячам человек (конечно, некоторые исследователи могут добавлять к ним несколько десятков тысяч детей этих "новых граждан", но тогда надо вычесть и несколько десятков тысяч мусульман, получивших немецкое гражданство, но уехавших из Германии в другие страны Европы и США).

Таким образом, общее число этнических мусульман в ФРГ к началу 2003 г. составило 3,2 млн. Наши оценки совпадают и с оценками серьезных исследователей-исламоведов: по данным ЦИИИ, в 2000 г. общее число мусульман в Германии составило 3 040 тыс., из которых гражданство Германии имели 300 тысяч этнических мусульман и 10,9 тысяч немцев-мусульман (возможно, это преимущественно жены мусульман, которые по шариату автоматически считаются мусульманками – хотя в реальности часто ими не являются). По нашим оценкам, количество этнических мусульман в ФРГ к началу 2000 г. было примерно таким же, из них 360 тысяч имели германское гражданство. В последние годы мусульманские статистики в Германии отделяют мусульман-граждан Германии от немцев-мусульман. Менее серьезные мусульманские "статистики" не мелочатся и говорят о 4-5 млн. мусульман, ничем не обосновывая свои цифры.

Однако реальное число мусульман ниже, чем 3,2 млн.: отнюдь не все этнические мусульмане проявляют религиозность в Германии, где 30 % населения не исповедует ни одну религию. По данным опроса мусульман весной 2002 г., осуществленного ЦИИИ, 74 % этнических мусульман ФРГ называют себя приверженцами ислама в силу веры в Бога или в силу традиции, 3 % ислам резко отвергают, а остальные к религии равнодушны. То есть из 3,2 млн. этнических мусульман считают себя мусульманами лишь 2,37 млн. человек (2,8 % населения Германии), из них по данным ЦИИИ 81 % являются суннитами и 19 % – шиитами (в основном алевиты-нусайриты). По данным опроса, лишь 8,3 % мусульман регулярно приходят на пятничную молитву в мечеть или молельную комнату, только 7 % детей мусульман учатся в школах, где факультативно преподаются основы ислама.

Несмотря на то, что мусульмане в Германии превосходят по численности других нехристиан, среди разочаровывающихся в христианстве немцев намного популярнее буддизм (который, по оценкам светских исследователей, в 2000 г. исповедывали 40-50 тысяч этнических немцев и 110 тысяч мигрантов), чем ислам (который принимают почти исключительно в случае вступления в брак с мусульманином). Да и число немцев-индусов (в основном кришнаитов) – 7,5 тысяч – в 2000 г. почти равнялось количеству немцев-мусульман, хотя мигрантов-индусов было лишь 90 тысяч.

Направления ислама, исповедуемые германскими мусульманами

Как уже указано выше 81 % германских мусульман – сунниты, 19 % – шииты. Кроме того, в 2000 г. по данным Центрального института истории ислама, в стране жили 22 тысячи ахмадийцев и 1,2 тысячи исмаилитов. По оценке светских исследователей, в 1997 г. в Германии было 10 тысяч сторонников суфийских орденов.

Сунниты Германии придерживаются в основном ханафитского мазхаба (правовой школы), который господствует среди мусульман-суннитов Турции, Боснии, Пакистана, Афганистана, Индии, Бангладеш, Ирака, а также объединяет половину суннитов Сирии.

Часть германских суннитов составляют приверженцы маликитского (выходцы из северной и западной Африки) и шафиитского (из Египта, Судана, Иордании, Йемена, Индонезии и Малайзии) мазхабов.

Классическую ветвь шиитского ислама (приверженцы которой именуются имамитами или джафаритами) исповедует 5-6 % немецких мусульман, в основном выходцы из Ирана, Афганистана. 12-13 % мусульман в Германии составляют шииты-алевиты (нусайриты, али-илахи) – в основном выходцы из Турции, отчасти Сирии и Ирака.

Ахмадийцы являются в основном выходцами Пакистана и Индии, а исмаилиты – Афганистана.

Политические симпатии германских мусульман

По данным проведенного в 1999-2000 гг. опроса, наибольшими симпатиями среди германских мусульман пользуется правящая Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), которую готовы поддержать на выборах 56,8 % этнических мусульман, немногим более 9 % высказываются в пользу Свободной демократической партии (СвДП), а коалиционный партнер СДПГ – "зеленые", а также правоцентристский блок ХДС/ХСС и левая Партия демократического социализма (ПДС) практически не могут рассчитывать на поддержку представителей мусульманской общины.

Если отсутствие поддержки христианских демократов со стороны мусульман вполне понятно, отношение к ПДС – объясняется ее крайне низкой популярностью в Западной Германии (1,1 % на последних выборах против 16 % в бывшей ГДР), где традиционно живут почти все мусульмане, то непопулярность "зеленых" среди мусульман очень удивительна, учитывая, что именно "зеленые" в момент своего образования ставили своей целью защиту прав меньшинств.

Высокая популярность СДПГ объясняется жестами в адрес мусульман канцлера Германии Герхарда Шредера, который не только активно поддержал принятие в 1999 г. нового "Закон о гражданстве", но поздравлял мусульман с их главными праздниками, написав в поздравительном письме по случаю Курбан-байрама 8 января 2000 г.: "Я убежден, что изменение законодательства в этой области является важным шагом, в частности для детей, родившихся здесь, на пути к лучшему сосуществованию в нашей стране людей разного происхождения".

Второе место среди мусульманского электората занимает СвДП, которая на последних выборах в ФРГ заняла лишь четвертую позицию. Это объясняется антисемитскими высказываниями лидеров этой партии. Антисемитизм достаточно популярен среди немецких мусульман, особенно среди палестинцев (которые приезжают в ФРГ не только из Палестины, но из Иордании, Сирии, Ирака и других арабских стран).

Мечети и организации германских мусульман

В последние годы в ФРГ происходит очень активное строительство мечетей: в 1996 г. их было 26, в 2000 г. – 66, в 2002 г. – 77. При этом в 2002 г. заложено или уже шло строительство еще 123 мечетей. Кроме зданий мечетей существует еще 2 300 молельных комнат (их количество с 2000 г. выросло лишь на несколько десятков).

Как уже указано выше, регулярно посещают пятничные молитвы в мечетях и молельных комнатах 8,3 % этнических мусульман (и более 11 % религиозных мусульман). Поддерживают ту или иную связь с исламскими организациями лишь 10-15 % мусульман.

Исламский совет ФРГ (ИС ФРГ) основан в 1986 г. в Берлине как объединение различных обществ и общин мечетей. Неформально является наследником Всемирного исламского конгресса, основанного в 1932 г., восстановленного в ФРГ в 1972 г. и распущенного в связи с образованием ИС ФРГ. Наряду с ЦСМГ является одним из 2 крупных объединений мусульманских организаций ФРГ.

Центральный совет мусульман в Германии (ЦСМГ) основан в 1994 г. как наследник основанной в 1986 г. Исламской рабочей группы Германии. После выхода из него Союза исламских культурных центров, ЦСМГ уступает по численности и влиянию ИС ФРГ.

Турецко-исламский союз религиозных учреждений основан в 1982-84 гг. в Берлине и Кёльне и до сих пор остается самым крупным объединением мусульман турецкого происхождения, включающим 520 мусульманских общин. Союз официально сотрудничает с министерством по делам религий Турции.

Исламское общество "Милли гёрюз" возникло под названием "Исламское объединение нового международного устройства Европы" (по-турецки – "Avrupa Milli-Goerues Teskilatlari"), но в 1995 г. зарегистрирована аод современным именем. Объединяет около 250 мусульманских общин в Германии. "Милли гёрюз" во главе с Мехметом Эрбаканом связана официальным договором о сотрудничестве с бывшей Партией благоденствия Турции ("Рефах") во главе с Неджметдином Эрбаканом, переименованной ныне в Партию счастья. Кроме того, общество замечено и в сотрудничестве с фондами Саудовской Аравии. "Милли гёрюз" – самый известный член ИС ФРГ.

Союз исламских культурных центров основан в 1973 г. в Кельне мусульманами-турками и объединяет сейчас 250 мусульманских общин ФРГ, юридически и финансово зависящих от Союза. Членство в Центре исключает занятие политической деятельностью, так как официальной задачей культурных центров является религиозное обслуживание и просвещение мусульман. Сначала был членом ИС ФРГ, потом – ЦСМГ, из которого он вышел в 2000 г, оставаясь после этого вне объединений.

Исламское общество "Джамаат ун-Нур" ("Община света") – суфийское общество, объединяющее сторонников учения турецкого "духовного ученого" Бедьюззамана Саида Нурси (умершего в 1960 г.). В составе общества около 30 центров в Германии, которые развивают активную публицистическую деятельность, выступая за реформирование религии с целью примирение ее с наукой и с современным миром.

Исламское общество в Германииобъединение исламских центров Мюнхена, Франкфурта, Вупперталя, Штутгарта, Трира, Дармштадта, Кельна, Марбурга и Нюрнберга. Общество владеет мечетями и учебными заведениями, устраивает ежегодные встречи мусульман ФРГ. Общество поддерживает тесные связи с арабскими странами и обвинялось в связях с "Братьями-мусульманами". Центр в Мюнхене издает журнал "Аль-Ислам".

Турецко-исламский культурный союз Европы (или Турецко-исламский союз Европы) основан в 1987 г. как отделение Европейской федерации турецких демократических союзов идеалистов. Союз является более либерально-ориентированным, чем его националистический предшественник, и входит в ЦСМГ.

Немецко-мусульманская лига Гамбурга основанная в 1952 г. (зарегистрирована в 1954 г.) – старейшая мусульманская организация послевоенной Германии.

Немецко-мусульманская лига Бонна появилась в 1989 г. в результате отделения от Немецко-мусульманской лиги Гамбурга. Лига является одним из учредителей ЦСМГ, заявляет одной из своих целей диалог с христианами, поэтому ее членами могут быть и немусульмане.

Общество мусульманских общественных и духовных наук объединяет мусульман различного происхождения и ставит своей целью взаимодействие с другими научными и общественными организациями, в том числе немусульманскими.

Европейская федерация турецких демократических союзов идеалистов – основанная в 1978 г. во Франкфурте пантюркистская организация, синтезирующая идеи ислама и турецкий национализм. Подозревается в связях с экстремистской организацией "Серые волки". В 1996 г. от нее отделилась Германская федерация турецких союзов идеалистов.

Исламское общество немецкоязычных мусульман и их друзей основано в 1979 г. в Берлине и является членом ЦСМГ.

Исламское религиозное общество Гессена создано в 1997 г. как объединение различных мусульманских союзов, общин и мечетей земли Гессен.

Исламская научная академия исследования западноевропейских истории, духовности и культуры основана в 1978 г. в Кельне иранским профессором Абдольдяфадом Фалатури и является наиболее активной участницей диалога с немусульманами.

Исламский центр Аахена основан в 1958 г. группой студентов-мусульман в Аахене, заложивших в 1964 г. мечеть в этом городе, которая теперь является центром не только религиозной, но и культурно-просветительской деятельности. Исламский центр Аахена является членом Всемирной исламской лиги (Саудовская Аравия) и тесно сотрудничает со странами арабского мира.

Исламский центр Гамбурга (мечеть Билала) является духовным центром иранских шиитов в Германии. Центр издает журнал "Aль-Фадшр", выходящий раз в три месяца.

Центральный институт истории ислама занимается сбором немецкоязычной литературы и документов, касающихся ислама и мусульман, и изданием книг по отдельным проблемам мусульманской жизни, а также журналов "Islam-Nachrichten" (выходит нерегулярно), "Moslemische Revue" (выходит раз в три месяца). ЦИИИ – учредитель ИС ФРГ.

Наиболее крупным по численности остается Турецко-исламский союз религиозных учреждений, объединявший в 1996 г. 110 тыс. верующих (более свежие цифры не называются, так как роста, видимо, не произошло), исламское общество "Милли гёрюш" объединяет 27,5 тысяч мусульман (2001 г.), Союз исламских культурных центров – 20 тыс. (2000 г.), Турецко-исламский союз – 11 тыс. (2000 г.), общество "Джамаат ун-Нур" – 5-6 тысяч (2000 г.).

Конституция Германии гарантирует свободу вероисповедания, церковь в стране отделена от государства, поэтому власти не вмешиваются в дела религиозных общин. Однако около 20 исламских организаций находятся под постоянным контролем федерального ведомства по охране Конституции. Продиктована эта мера не религиозными, а политическими мотивами: фундаменталистские группировки не только призывают к свержению светских правительств своих стран, например, Турции, но и провозглашают своей конечной целью построение исламского государства в Германии, что противоречит ее конституции. Число активных членов этих 20 фундаменталистских организаций ведомство по охране Конституции оценивает в 31 тысячу человек, наиболее крупные из них – "Милли гёрюз" и Федерация турецких идеалистов. Для двух организаций этот контроль уже закончился плачевно – они запрещены. Речь идет о "Братьях-мусульманах" и "Государстве халифата" (со штаб-квартирой в Гамбурге), которые объединяют 1200 и 1100 мусульман соответственно. Впрочем, "Государство халифата" запрещена указом главы МВД ФРГ Отто Шилли лишь 12 декабря 2001 г. вместе с ее фондом "Служители ислама" и 19 филиалами: ее обвинили в связях с бен Ладеном. Во время процедуры закрытия "халифата", один из его активистов заявил журналистам, что "Шилли еще пожалеет об этом", почтительно упомянув имя муллы Омара, лидера афганских талибов...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования