Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
29 июля 15:24Распечатать

Артем Русланов. ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ НА ДЕТАЛИ. Дабы "дьявол" межрелигиозной вражды не нашел в них себе места при внедрении религии в школу


В связи с очередным "миссионерским прорывом" в деле продвижения религии в систему государственного образования хотелось бы обратить внимание на некоторые, скажем так, детали. Как известно, "дьявол скрывается в деталях", и лучше их как следует рассмотреть, дабы "дьявол" межрелигиозной вражды, розни и ненависти там не угнездился…

Но сначала вспомним, как в советской школе преподавали астрономию. Точнее, кто… Учителя физики, как правило, а случалось, что и географии, и других предметов. Вспомнил же я советскую школу в связи с духовно-нравственным воспитанием (ДНВ), конечно же.

Сразу же оговорюсь: есть нечто, что мне в ДНВ нравится. Это модуль "мировые религии", своего рода "религиоведение для школьников". Все остальное мне нравится меньше или же не нравится вообще.

Но и к "мировым религиям" есть свои вопросы. Один из них - о предполагаемых преподавателях - я уже, собственно, начал озвучивать. Несложно предположить, что в реальной действительности это будут, в основном, учителя истории, по совместительству. Представить, что за считанные годы будут подготовлены и переподготовлены десятки тысяч "самостоятельных" специалистов по религиоведению,  просто невозможно. А ведь за пару десятилетий наша школа, как известно, изменилась, увы, не в самую лучшую сторону. Трудно сказать, окажутся ли нынешние историки на той же высоте, что и тогдашние физики и географы?

Следующий вопрос: почему тот же религиоведческий модуль предложен детям пятого, а то и четвертого класса? Лучше передвинуть его на шестой класс, где дети уже знакомы с историей Средних веков. Если в предыдущем классе дети могли бы узнать о первых исторических шагах индуизма, парсизма, иудаизма, буддизма и христианства, то в шестом - о зарождении и распространении ислама, позднейшей по времени из так называемых мировых религий. Кроме того, они узнают и про "золотой век" христианской цивилизации: христианство как государственная религия, христианская культура, становление христианской цивилизации, империи Византийская (Ромейская), франков (Хлодвига) и Карла Великого (Римская германской нации), царя Симеона I и Стефана Душана, Кирилл и Мефодий, великие подвижники, папство, инквизиция, ордена, гвельфы и гиббелины, Данте, Ван-хан и Сартак, Китбуга, Крестовые походы, Людовик Святой и Филипп Красивый, Ян Гус и Жанна д`Арк, Лютер и Мюнцер, Религиозные войны, Реформация и Контрреформация… И все это будет сочетаться с религиоведческим курсом "мировых религий". Неплохо было бы.

Далее, надо задать вопрос: а кто будет готовить учебный курс и учебник по нему? Духовные лица разных конфессий могут быть приглашены во время их разработки в качестве консультантов, но не авторов или редакторов. Однако в нынешних условиях сугубо академическими консультациями дело может не ограничиться…

Среди консультантов из духовенства должны быть не только представители РПЦ МП с иудеями и мусульманами, а еще и ламы, ксендзы, карды (жрецы марийской национальной религии), пасторы, старообрядческие священники и наставники…

Понятно, что школьный курс нельзя растянуть до гигантского объема. Но в нем должно найтись место не только мировым религиям, а и основным религиям нашего Отечества. То есть не только лишь буддизму, индуизму, исламу, иудаизму, христианству в целом, но и, по крайней мере, основным православным, в том числе и древлеправославным, протестантским, армянским и католической конфессиям.

Авторы должны консультироваться и с признанными авторитетами из академической науки, типа Бориса Успенского и Елены Юхименко, Александра Игнатенко и Алексея Малашенко, Виталия Наумкина, Владимира Малявина и других.

В случае, если преподаватель мировых религий будет уличен в том, что он превратил уроки в площадку для проповедей одной из конфессий, он должен быть немедленно дисквалифицирован. Экскурсии в культовые здания и почитаемые места разных религий, а также встречи с духовными лицами, не могут быть обязательны. Если такие, необязательные, экскурсии все же проводятся, то они не должны быть связаны лишь с одной из конфессий, например - РПЦ МП. Соответственно, за весь курс должно быть никак не менее двух или трех экскурсий, а не одна.

Преподаватели не могут и не должны распространять информационные материалы, связанные лишь с одной из религий или, напротив, с одним атеизмом.

Хорошо бы, если б инициированный ныне Медведевым эксперимент привел к закономерному выводу: только курсом истории и основ мировых и основных отечественных религий и ограничиться. Право бы, от этого будет лучше всем, не исключая клерикалов и, главное, спокойнее.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования