Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
06 мая 16:35Распечатать

Михаил Тульский. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ИСПАНИИ. Статистика, статус, отношения с государством


Статистические данные о Римско-Католической Церкви в Испании

К началу 2003 г. население Испании составляло 40,7 млн. человек. Из них, по данным учета Римско-Католической Церкви (РКЦ) в 1998 г., 93,6 % являлись ее прихожанами: в основном это те, кто крещен в РКЦ, а также мигранты, заключившие церковный брак или являющиеся прихожанами РКЦ.

Однако многие из тех, кто был крещен в детстве, сейчас отошли от Церкви: по данным опроса Центра социологических исследований, в феврале 2002 г. 82,1 % жителей страны считали себя римо-католиками, 2 % – последователями других религий и 14,6 % – неверующими (в том числе 4,4 % – твердыми атеистами). При этом лишь 19 % населения в 2002 г. посещали мессу раз в неделю и чаще. По данным международного исследования ценностей в 1995-97 гг., 25 % испанцев посещали церковь раз в неделю и чаще –Испания по этому показателю значительно уступала и уступает таким католическим странам Европы, как Ирландия, Польша, Португалия, Словакия, Италия (где посещали церкви от 84 % до 44 % населения). Примерно на уровне Испании находятся сейчас Бельгия, Австрия, Хорватия, Словения, Венгрия. В 1990-91 гг. раз в месяц и чаще посещали церкви 39,5 % испанцев, что также ниже, чем в Ирландии, Польше, Италии, Португалии, Австрии (87-44 %), но выше, чем в Бельгии и Венгрии (35-23 %).

Уровень доверия к Церкви в 1981-90 гг. в Испании оставался стабильным: полностью и в значительной степени доверяли Церкви 50,8 % и 52,7 % испанцев соответственно. По этому показателю Испанию опережали католические Польша, Ирландия, Италия, Португалия, Венгрия (83-56 %), немного отставали Франция, Бельгия и Словакия (50-49 %; впрочем, Франция и Бельгия в 1981 г. опережали Испанию).

Важное значение религии в своей жизни во время опроса "Евробарометра" 1993 г. отметили 43 % испанцев – более религиозными опять оказались португальцы, ирландцы и итальянцы (68-62 %), менее – бельгийцы и французы (29-26 %).

К маю 2002 г. в Регистре религиозных организаций минюста страны значились 11 706 приходов и общин РКЦ, 153 католических фонда, а также 1 188 приходов и общин других Церквей.

По данным государственной статистики в 2000 г. 75,6 % браков в Испании были зарегистрированы РКЦ (163 636 из 216 451 браков), 0,3 % (560) – другими Церквями, 24,1 % (52 255) – путем гражданской регистрации (в 1979 г. 97 % регистрировались Католической Церковью). Религиозность влияет и на количество детей: практикующие католички имеют в среднем 1,29 детей, не практикующие католички – 1,01 детей, неверующие – менее 1 (мусульманки – 1,23, верующие других религий – 1,38 при среднем числе детей у испанок в 1,07, в том числе у иностранцев – 1,14).

История взаимоотношений Церкви и государства в Испании

В 313 г. территория Испании была в составе Римской империи, государственной религией которой стало христианство. Однако в IV-V веках территория Испании подверглась нападению варваров, последними из которых стали вестготы – они были в основном приверженцами арианской ветви христианства. Вскоре они отошли от ереси и в 589 г. государственной религией Вестготского королевства объявлена ортодоксальная (католическая) ветвь христианства.

В 711 г. большая часть Испании была завоевана арабами-мусульманами. В 1035 г. началась Реконкиста – возвращение испанцам-христианам их земли. К 1260 г. почти вся территория Испания была очищена от мусульманских захватчиков. В 1469 г. брак Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской объединил Испанию и знаменовал начало эпохи "католических королей" – как ее называют испанские историки.

Мусульмане сохранили только маленькое королевство Гранады, которое также было освобождено христианами в 1492 г. В этом же году издан указ, по которому все нехристиане подлежали обращению ко Христу или изгнанию из страны. В стране усилилась инквизиция, которая преследовала всех, кто не принадлежал к Римско-Католической Церкви. С отменой инквизиции в начале XIX века усилившиеся либералы поставили под сомнение статус РКЦ в Испании, требуя конфискации ее земель и отделения школы от Церкви. Однако правительство Испании заключило конкордат с Ватиканом в 1851 г., по которому оно было обязано платить зарплату священникам и возмещать РКЦ все другие расходы. От этого договора Испания отказывалась только в 1931 г. с принятием светской Конституции Второй республики, отделившей Церковь от государства. Однако с победой Франко в 1937 г. превилегированное положение РКЦ было восстановлено.

Принятые при Франко законы в полной мере основывались на католических ценностях и морали: например, были запрещены разводы, продажа противозачаточных средств, введено обязательное преподавание католического Закона Божия в государственных школах. Франко получил право назначать римско-католических епископов в Испании и налагать вето при назначении приходских священников. В 1953 г. уже сформировавшиеся принципы сотрудничества государства и Церкви закреплены в новом конкордате с Ватиканом, по которому все католики Испании были обязаны заключать церковные браки, РКЦ освобождалась ото всех правительственных налогов, получала обязательные субсидии на строительство храмов, право образовывать университеты и радиостанции, издавать газеты и журналы, полиции запрещалось вторгаться во владения Церкви, а духовенство освобождалось от военной службы, вводилась также церковная цензура в СМИ.

После Второго Ватиканского собора, высказавшегося в поддержку принципа отделения Церкви от государства, отношения РКЦ и франкистского государства постепенно стали портиться: Ватикан начал назначать в Испанию епископов-либералов, а Франко в 1966 г. отменяет ограничение прав некатолических конфессий, сохраняя привилегии РКЦ.

В начале 1970-х гг. РКЦ в Испании разделилась в своем отношении к режиму Франко на несколько группировок, наиболее известными из которых были умеренно-правое Братство испанских священников, праворадикальное "Воины Христа и Короля" и левое "Католическое действие".

Апофеозом трений между Церковью и государством стала епископская конференция 1973 г., на которой епископы потребовали отделения Церкви от государства и призвали к пересмотру конкордата 1953 г. Франко отказался пересматривать конкордат и наложил вето на новые назначения либеральных епископов.

Современный юридический статус Католической Церкви и ее взаимоотношения с испанским государством

В ноябре 1975 г. Франко умер, в начале 1976 г. король Хуан Карлос отказался от права назначать епископов, а в июле 1976 г. правоцентристское правительство Суареса одобрило пересмотр конкордата, подписав с Ватиканом новое соглашение, которое восстановило право Церкви самостоятельно назначать епископов, а также предусматривало постепенный переход к налогообложению собственности Церкви, не используемой для религиозных целей, а также уменьшение государственных субсидий.

В принятой в 1978 г. Конституции закреплен принцип отделения Церкви от государства: "Никакая религия не может быть государственной. Органы власти принимают во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживают соответствующие отношения сотрудничества с Католической Церковью и другими конфессиями" (п. 3 ст. 16). Кроме того, Конституция допускала финансирование государством церковных школ (ст. 27).

"Соответствующие отношение", подписанное испанским правительством и Ватиканом в 1979 г., охватывало вопросы финансирования, религиозного образования, вооруженных сил и юстиции.

Принятый в 1980 г. закон о религиозной свободе провозгласил единственным ограничением религиозной свободы "защиту прав остальных на осуществление их свобод и основных прав, защиту безопасности, здоровья, общественной морали, определяющих основы общественного порядка". Он также говорит о возможности подписания соглашений между государством и "Церквями и религиозными общинами, получившими явное укоренение в Испании". Руководствуясь этим законом, в 1992 г. Федерация евангелических общин, Федерация еврейских общин и Исламская комиссия подписали с правительством соглашения о сотрудничестве, предусматривавшие право получать отчисления от налогов прихожан соответствующих конфессий, расширенные освобождения от налогов, обеспечение доступа к СМИ, удаление католических символов с некоторых военных учреждений, уменьшение ограничений для открытия новых храмов. Разрешение на проповедь в армии для протестантов и мусульман так и осталось на бумаге: армейские инструкции об этом так и не изданы. Протестанты и мусульмане до сих пор жалуются на недостаточность государственной поддержки их религиозного образования, имамы недовольны тем, что их пускают только к заключенным-мусульманам. Переговоры между правительством, протестантами и мусульманами об упрощении доступа в тюрьмы велись в 2002 г.

По правовому статусу религиозные объединения можно разделить на четыре группы: Католическая Церковь, которая даже не обязана регистрировать свои общины в Минюсте (однако обычно это делает по финансовым и другим причинам); имеющие соглашения с государством протестанты, иудеи и мусульмане; зарегистрированные в Управлении религиозных дел Минюста (признанные религиями) буддисты, православные, унитарии, бахаи, индусы, Армия спасения, иеговисты, мормоны и другие; не признанные Минюстом религиями (не зарегистрированные Управлением религиозных дел) и зарегистрированные как культурные ассоциации – сайентологи и другие. Впрочем, регистрация в Управлении религиозных дел не всегда всерьез воспринимается на местах: в 1999 г. власти Тенерифе отказали Армии спасения открыть детский центр, сославшись на то, что по данным полиции Армия спасения является "разрушительной сектой".

После падения режима Франко начались процессы секуляризации испанского общества: в 1981 г. был легализован гражданский развод, а 1985-86 гг. – аборты. Ослабление политических позиций Церкви привело и к падению престижа профессии священника (хотя падения авторитета священников в народе не произошло): количество приходских священников упало с 23,6 тысяч в 1979 г. до 22 тысяч в 1983 г. (их средний возраст составил 50 лет), число семинаристов упало с более чем 9 тысяч в 1950-х гг. до 1 500 в 1979 г., хотя к 1982 г. выросло до 1 700.

Несмотря на формальное отделение, государство продолжало финансирование Церкви: в 1987 г. государство выделило РКЦ субсидий на общую сумму 110 млн. долларов, хотя срок действия предусматривающего такие субсидии конкордата 1953 г. даже формально истек в 1980 г. До 1985 г. налогоплательщикам разрешали вычесть до 10 % подоходного налога для пожертвований РКЦ. По закону 1987 г. налогоплательщик мог выбрать между отчислением 0,52 % подоходного налога Католической Церкви или распределением его правительством на культурные цели. Еще 3 года правительство постепенно уменьшало субсидии Церкви, после чего совсем прекратило их. Однако благодаря отчислениям 0,5 % подоходного налога в 2001 г., РКЦ получила 120 млн. долларов (21 746 млн. песет), не считая финансирования преподавания религии в общественных школах, вооруженных силах, тюрьмах, священников больниц и другой косвенной помощи. Не прекращена программа субсидирования католических школ, которые в 1987 г. стоили испанским налогоплательщикам 300 млн. долларов (не считая жалования преподавателей, которые платило Министерство просвещения и науки). Изучение курса религии в школах является добровольным, а преподается он обычно католическими священниками. 13 тысяч преподавателей религии в общественных школах, хотя и получают зарплату от государства, но подписывают контракты с РКЦ, которые должны ежегодно продлеваться. Церковь нередко отказывает в продлении контрактов тем преподавателям, которые ей кажутся недостаточно образцовыми католиками: женятся на разведенных или заявляют о допустимости использования противозачаточных средств. В апреле-мае 2001 г. подобные увольнения преподавателей религии стали поводом для рассмотрения иска в Конституционном суде Испании, который составили один из разработчиков Конституции Грегорио Песес-Барба и Всеобщий союз трудящихся.

По данным на 1998 г., в стране действует 35 государственных и 4 католических университета. В Испании немало музеев, которыми распоряжается РКЦ.

Приверженность большинства испанцев католичеству проявляется не только в посещении месс, но и в отрицательном отношении к "иммигрантским религиям". В мае 2002 г. была подожжена построенная румынами евангелическая церковь в городе Арганда дель Рей под Мадридом, на стенах ее оставлены ксенофобские надписи. Тогда же в каталонском город Премиа де Мар организованы массовые протесты против намерений мусульман построить мечеть в центре города – по мнению испанцев, такая мечеть привлекла бы в город еще больше иммигрантов (в апреле 2001 г. местный судья закрыл мечеть в аварийном здании) – в итоге решено временно предоставить для пятничных молитв здание общественной школы.

Католические праздники, являющиеся государственными

Государственными религиозными праздниками являются Крещение (6 января), Чистый четверг и Великая пятница, Успение Богородицы (15 августа), День Всех Святых (1 ноября), Непорочное зачатие (8 декабря) и Рождество (25 декабря). В некоторых районах страны празднуют местные религиозные праздники. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования