Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Польский урок для России. Люстрация духовенства – тяжелая необходимость для последовательного и полного освобождения от коммунистической наследственности


У Польши и России интересная судьба взаимоотношений. Будучи в истории соперниками и даже откровенными врагами, эти два культурно-национальных сообщества приобрели некие сходные черты. Среди них – обостренное национальное чувство, граничащее с ксенофобией (у русских, правда, оно не столь перманентно выражено, как у поляков), и понимание религии, прежде всего, как составляющей национального чувства, национальной культуры. Символом такого подхода для Польши был покойный Папа Иоанн Павел II – не просто Папа, но Папа-поляк, Папа-славянин.

Для таких антиподов-близнецов, как Россия и Польша, важными являются взаимные исторические уроки, причем далеко не в последнюю очередь, в религиозно-общественной сфере. Для наших соседей за Вислой будет интересен наверное российский опыт: как можно за небольшой исторический период шарахнуться от истового атеизма к религиозному плюрализму и широкому "импорту религий", а уже от него – к ревностному, но явно внешнему исповеданию православной традиции, изрядно замешанной на широком распространении всяких квазицерковных суеверий.

Польский урок для России, особенно в новейшее время, более значительный. Она в конце прошлого столетия продемонстрировала важность последовательной и бескомпромиссной борьбы с коммунистическим тоталитаризмом силами всего общества, в том числе и с участием Церкви.

Правда, в самые последние дни эти уроки наводят на очень сложные вопросы. Хотя на то они и уроки. Суть в том, что после прихода к власти консервативной партии "Закон и справедливость", опирающейся в своей идеологии на традиционные католические ценности, вновь в практической плоскости встал вопрос о люстрации. Понятие люстрации можно определить как совокупность действий, направленных на выявление бывших чиновников и лиц, активно сотрудничавших с бывшим режимом (признанным преступным), и, главное, со спецслужбами этого режима. Попытки люстрации были сделаны в первые посткоммунистические годы во многих странах Восточной Европы, но они как-то быстро сошли на тормозах. Нынешние польские власти, начав новый виток люстраций, дают пример того, что дальнейшее поступательное развитие вперед от коммунизма, видимо, невозможно без этого весьма болезненного процесса. Еще для нас ценно будет узнать, что голоса за люстрацию подают не либералы-западники, как это было у нас, а фундаменталисты-консерваторы. Здесь Россия с Польшей антиподы – отечественная партгэбэшная номенклатура в настоящий момент является авангардом державно-патриотического лагеря. И более того – польские католики-консерваторы замахнулись на то, чтобы провести люстрацию в среде католического духовенства. Решение об этом, кстати, было принято на уровне Ярослава Качинского, лидера правящей партии и брата-близнеца президента страны Леха Качинского. Вроде как получается, священную корову решили зарезать. Ведь Костел пытались все время представить как структуру, глубоко не пораженную вирусом коммунизма, что и предопределило, в значительной мере, начало крушения коммунистического лагеря именно с Польши. При этом иерархия, в лице краковского митрополита, бывшего многолетнего помощника Папы Иоанна Павла IIкардинала Станислава Дзивиша, резко воспротивилась люстрации духовенства, заявив, что она не должна становиться публичной акцией. Досталось священникам и мирянам, выступающим за люстрацию. Под давлением кардинала Дзивиша с национального телевидения удалили светского религиозного журналиста, главного редактора нерелигиозного и неполитического интернет-издания о религии "Еkumenizm.pl" д-ра Томаша Терликовского за нелицеприятные для иерархов высказывания по этому вопросу. Удалили, заметим, с государственного телеканала.

Этот "польский урок" несет на себе явные черты до боли родной российско-советской практики. И что заставило Дзивиша поступать столь своеобразно для священнослужителя его сана и биографии? Может быть, понятное человеческое желание не выносить сор из избы, тем более есть информация, что краковский митрополит, который на десять лет моложе 77-летнего примаса Польши кардинала Юзефа Глемпа, рассматривает себя весьма вероятным преемником последнего? А, может быть, бывшая правая рука Папы и серый кардинал Ватикана "Дон Станислао" сам оказался в свое время в обойме тогдашней СБ? Уж очень лакомая кандидатура для сотрудничества с этим ведомством. Тем более, нынешний краковский митрополит никогда не проявлял своей открытой оппозиционности режиму, как, впрочем, и Кароль Войтыла. Тем самым резко отличаясь от примаса его времени кардинала Стефана Вышинского.

Резюме этого польского урока таково. Для того, чтобы идти и дальше "вперед от коммунизма" и окончательно пройти точку невозможности возврата к нему, всем нам, людям посткоммунистического времени и посткоммунистического мира, надо сказать себе сакраментальную евангельскую фразу: "Кто из вас без греха…". Всем, в том числе и польскому католическому духовенству.

Валерий Емельянов,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования