Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Москва цветным не верит. Пастор знаменитой киевской церкви "Посольство Божие" приговорил Россию к трём годам лишения "оранжевой" свободы


Децентрализация - несомненная черта сходства православных и протестантов, в некоторых ситуациях делающая их более конкурентоспособными на фоне "неповоротливых" католиков. Каждый пастор у протестантов (и некоторые "старцы" у православных) говорит то, что считает нужным, то, что "вложено в него Духом Святым". Таким же образом, даже мнение самого высокопоставленного клирика РПЦ МП нельзя назвать мнением всей Московской патриархии.

С этой точки зрения нельзя судить обо всех протестантах по высланным из России "оранжевым" пасторам, какими стали лидеры харизматических общин пятидесятнического направления – пастор церкви "Новое поколение" из Риги Алексей Ледяев (задержан в аэропорту Шереметьево и выслан в марте 2002 года) и лидер киевской церкви "Посольство Божие" Сандей Аделаджа (он не только "оранжевый", но и чернокожий, родом из Нигерии), который был задержан в аэропорту Шереметьево и также отправлен назад 31 мая этого года. После своей депортации Сандей Аделаджа дал России ещё три года сроку до того момента, когда, видимо, и здесь наступит "оранжевое" пробуждение.

Политические высказывания Ледяева и Аделаджи, а также участие их церквей в избирательных кампаниях, которые вызывают возмущение у представителей православия (о неприятии "оранжевых" революций специальное заявление делал протоиерей Всеволод Чаплин), вполне сопоставимы с формами политической деятельности православных Церквей - как в России, так и в Украине.

Дело в том, что лидеры протестантов и православных похожи не только в том, что в той или иной мере им свойственно "соборное" многообразие (при том, что РПЦ МП имеет всё-таки жестко централизованную структуру, самую централизованную в православном мире), но и в степени своих притязаний на определённую общественную роль. Можно даже сказать, что Церкви - и в России, и в Украине - должны чётко определиться в своих отношениях с государством, быть каким-либо образом связанным с ним для того, чтобы занять место в обществе. И это естественно, потому что и в России, и в Украине власть традиционно играла большую, даже подавляющую, роль. Вместе с тем, в силу того, что в Украине либерализация политической жизни зашла намного дальше, чем в России, Церкви в этой стране могут предъявлять большее число требований, которые отвечают интересам этих конкретных Церквей и политическим силам, которые за ними стоят. В России Церкви фактически остаётся лишь поддерживать государство, то есть наличный политический режим, то есть наличного "всенародного" правителя. Украинских церковных деятелей, поддержавших Майдан, называют "оранжевыми", а российских пока не называют никак, так как неизвестно ещё, к чему приведёт государственная политика, с которой РПЦ МП себя связывает.

Прежде всего, и православные, и протестанты участвуют в партийном строительстве. Представители Московской патриархии участвуют в акциях партии "Родина", которые направлены против "сектантов" и за внедрение "Основ православной культуры" в школах, функционеры "Единой России" ищут и находят поддержку у священнослужителей, декларируя защиту "традиционных" ценностей. Харизмат Алексей Ледяев участвовал в создании Латвийской Первой партии (ЛПП), в руководство которой входят министры и депутаты, одновременно служащие в баптистских, лютеранских и пятидесятнических церквях. Депутаты парламентской фракции Латвийской Первой партии (ЛПП) выступали с инициативой о внесении поправок в Конституцию, которая закрепляла бы представление о браке как союзе между мужчиной и женщиной. А в августе 2005 года баптистский пастор, парламентский секретарь министерства по делам детей и семьи Латвии Алмерс Лудвикс, член ЛПП, стал вице-мэром Риги, так как предыдущий вице-мэр вынужден был уйти из-за того, что в Риге все-таки был проведён гей-парад. Пастор Сандей Аделаджа, как теперь всем известно после программы "Максимум", прошедшей по НТВ 27 мая 2006 г., активно поддерживал Виктора Ющенко, Юлию Тимошенко и мэра Киева Леонида Черновецкого.

Православные и протестанты также благословляют тех руководителей, избранию которых они сами содействовали. Последним таким благословением со стороны РПЦ МП стала нашумевшая речь Патриарха Алексия II после пасхального богослужения этого года. Как сказал предстоятель РПЦ МП, обращаясь ко "всенародному", этот радостный, светлый, торжественный праздник Пасхи Христовой сердечно поздравляю Вас, ваше превосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович. И Ваших соратников. И желаю, чтобы Воскресший Господь укрепил вас в подвиге, который вы совершаете на благо Божие. Видел, как люди несут куличи, пасхи, пасхальные яйца. Сегодня на вопрос, все ли у них есть для жизни, они отвечают: "Все есть". Еще несколько лет назад не чувствовалось такого оптимизма и сознания того, что есть все необходимое для жизни" ("Независимая газета", 24.04.06). Иерархи РПЦ МП приветствуют самые разные начинания власти, подчёркивая свою приверженность курсу президента РФ В. Путина. В свою очередь, политики и чиновники декларируют своё православие и выступают с "православными" речами. В этом замечены и генпрокурор РФ Владимир Устинов, и вице-спикер Госдумы РФ Любовь Слиска. О необходимости государственной поддержки православия говорит множество губернаторов, таких, к примеру, как глава Краснодарского края Александр Ткачев.

Протестанты стараются не отставать. Пастор киевской церкви "Посольство Божие" Сандей Аделаджа поддержал напрямую не только Виктора Ющенко, выведя членов общины на Майдан, но и Юлию Тимошенко. По словам Аделаджи, программа, которую Тимошенко представила правительству после своего назначения премьер-министром, это "библейская концепция преобразования нации". Тимошенко в представлении пастора-харизмата, это "не просто самый популярный политический деятель в Парламенте, она - возрожденная, исполненная Святым Духом верующая" ("В Украине пробуждение началось сверху"// Пастор.Ру, по материалам ASSIST News Service, 18.05.2005). Даже когда Ющенко и Тимошенко вроде бы поссорились, Сандей Аделаджа остался верен "оранжевому" курсу. В целом Аделаджа оказался политически дальновидным лидером, так как разлад Ющенко и Тимошенко оказался скорее просчитанным ходом накануне выборов в Верховную Раду в марте этого года, когда Блок Тимошенко, прикинувшись "оппозицией", стал ядром "оранжевой" коалиции вместе с президентским блоком "Наша Украина". Более того, стоит признать, что "Посольство Божие" включилось в политическую борьбу на взаимовыгодных основаниях, а не стихийно. Прихожанином церкви "Посольство Божие" был объявлен лидер Христианско-либеральной партии Украины Леонид Черновецкий (заявлявший также о том, что он член УПЦ КП). После революции Черновецкий стал советником президента Виктора Ющенко и заявил о том, что готов вывести страну из бедности и коррупции. Весной этого года Черновецкий был избран мэром Киева.

О своих политических притязаниях православные говорят так же открыто, как и харизматы. Так, по словам отца Всеволода Чаплина, "оранжевая революция" - это не что иное, как "политтехнология или, выражаясь языком военных, спецоперация", с помощью которой может быть предпринята очередная попытка разрушить нашу государственность, изменить исторический путь нашего народа, его веру, его культуру, его мышление и образ жизни. В этой связи отец Всеволод выразил надежду на то, что в России наступит "отрезвление по поводу теперешних "оранжевых" процессов так же, как оно уже наступило в вопросах, связанных с наводнившими нашу страну миссионерами-сектантами". Как отметил о. Чаплин, выступая по радио "Радонеж", православные граждане должны "объединяться против "оранжевых" действий", а "наши приходы должны стать центрами общественных действий, хотя духовенству не подобает уходить в партийную политику. Создание молодежных групп, военно-патриотических кружков, организация молодежных лагерей - все это может осуществлять сообщество грамотных, ответственных мирян. Священник же должен взять на себя духовное руководство".

Прямое открытое участие в политике РПЦ МП не предполагает, но по существу ищет такие же пути воздействия на политиков, как и харизматы. По словам отца Всеволода Чаплина, "Церковь не намерена оказывать какой-либо партии поддержку на выборах. В то же время, если деятельность каких-либо политиков явно расходится с христианской нравственностью, можно ожидать, что такие действия вряд ли найдут поддержку православных избирателей. Хочется надеяться, что политики, приверженные христианским ценностям, и избиратели, также разделяющие эти ценности, найдут друг друга в ходе выборов и вместе пойдут по пути нравственного возрождения России" (НГ-Религии, 17.09.2003).

Пастор церкви "Посольство Божие" Сандей Аделаджа более откровенно говорит о политике, однако в роли идейных противников у него выступают совершенно иные силы. По словам Аделаджи, "христиане не только должны участвовать в выборах, христиане должны занимать видные политические посты, делать погоду в политической жизни страны. Если христиане не пойдут в политику, если христиане не возьмут ответственность за происходящее в стране, я вам гарантирую, за нас это сделают гомосексуалисты, мусульмане, последователи того же Осама бен Ладена, они уже внедряют мусульманские движения в политику... В идеале, я уверен, Церковь может стать кузницей, где выращиваются люди, которые будут править страной... Бог не предусматривал такой ситуации, чтобы политика была отделена от Церкви. Вообще-то, эту модель общественной жизни придумали коммунисты. На сегодняшний день члены нашего украинского парламента ходят в церковь, мы не только им позволяем это делать, мы агрессивно их завоевываем! Я постоянно говорю украинцам, что если они не хотят брать ответственность за свою страну, то вместо них это сделаю я. Мы выдвинули кандидатом в президенты страны одного из членов нашей Церкви. Он человек верующий! И не обязательно, чтобы он победил, важен тот факт, что у него есть платформа для провозглашения слова Божьего. И я хочу, чтобы через три года в Украине 10 % членов парламента были христиане, возрожденные люди. Мы покажем пример другим, и это будет для них эталоном влияния не только на политику, но и на весь общественный строй страны!" (Сандей Аделаджа: Если Джон Керри станет президентом США - это станет судом над нацией! // "Другое Время", 24.10.04).

Сравнение политических высказываний православных в России и протестантов в Украине может показаться странным, но "оранжевые" речи напрямую касаются российского общества. Из-за них высылаются "оранжевые" пасторы, единоверцы российских протестантов, "оранжевые" мысли пугают наших чиновников, возмущают идеологов Московской патриархии, их называют "экстремистскими", "печально известными", "сектантскими", придуманными в "вашингтонском ЦК" (свежая версия "мировой закулисы") и т.д. Однако Россия не сможет закрыться железным занавесом от Украины, а поэтому "оранжевое" настроение будет преследовать нас и дальше. Всю Украину нельзя выслать из России, и если не через три года, то, по крайней мере, лет через пять-десять россиянам будет очень трудно понять, почему Киев входит в благополучное европейское пространство, а мы нет.

Роман Лункин,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования