Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Церковное искушение для русских латышей. Три главных аспекта визита Патриарха Алексия II в Латвию


Итак, визит Патриарха Алексия II в Латвию, которого ждали многие, небезразличные к драматичному в последнее время развитию церковной жизни в этой стране, завершен. То, что его можно считать в некотором смысле историческим, несомненно. Причем, сразу по нескольким причинам, первая из которых - окончание некрасивой истории предстоятеля Латвийской Православной Церкви Московского патриархата (ЛПЦ МП) митрополита Александра (Кудряшова), исполненной махинациями с недвижимостью, притеснениями избранных священнослужителей и написанной в "голубых" тонах.

Второй "исторический" аспект патриаршего визита заключается в том, что президент Латвии, похоже, начинает "оттаивать" в своем отношении к России, и уже нет никаких сомнений, что диалог между странами приобретет несколько иное звучание. Парадокс состоит в том, что третий аспект патриаршего визита несколько обесценивает вышеупомянутый дипломатический успех. Итоги визита вызвали некоторое удивление и разочарования у русской общины Латвии, потому что глава РПЦ МП публично в ходе визита ни разу (!) не упомянул о дискриминации этой общины и связанных с нею проблемах, признанных и поставленных на вид Латвии не только Россией, но уже и Евросоюзом.

Однако вернемся к "внутрицерковной" стороне визита. Митрополит Александр не скрывает своего удовлетворения посещением Риги Патриархом. После долгого "затвора" он охотно раздает интервью, тональность которых изменилась в сторону неформальности и "открытости". Глава ЛПЦ МП смело выступает против марша геев и лесбиянок в Риге, не боясь оттенка некоей особой пикантности, связанной с тем, что еще несколько месяцев назад латвийская пресса с интересом смаковала подробности "личной жизни" самого митрополита.

Не удивляет стремление митрополита Александра, который находится сейчас, после патриаршего визита, на пике популярности, попытаться раздать "всем сестрам по серьгам". В частности - отмстить "злопыхателям", благодаря которым его былые "подвиги" стали известны широкой общественности в Латвии, России и ряде зарубежных стран. Конкретней - "вредоносному" интернет-сайту "Kompromat.lv", публикации которого поставили под вопрос саму возможность визита в Латвию Патриарха Алексия II. Разумеется, накануне визита ни о каких претензиях к этому СМИ и речи быть не могло. Все силы уходили на улаживание последствий многочисленных скандалов, на полеты в Москву, где разными способами приходилось успокаивать священноначалие.

И вот уже верный секретарь Синода ЛПЦ МП протоиерей Александр Нагла прямо в день окончания визита Патриарха, 29 мая, выступает с заявлением о "нападках на владыку": "Тех, кто сознательно распространяет ложь и прочие беззакония, судят. Так принято в широком мире. Поэтому, думаю, придется обратиться в суд" (газета "Vakara zinas").

Есть, правда, одна незадача: сведения, которые публиковал "Kompromat.lv", не с потолка взяты. А в Латвии, даже на волне восторгов от визита Патриарха, существует некоторая судебная система, способная объективно проанализировать документы и свидетельства против митрополита Александра, попавшие в прессу.

Со своей стороны, готовятся к "разбору полетов" и латвийские журналисты, занимавшиеся накануне патриаршего визита расследованием деятельности главы ЛПЦ МП. Они также хотели бы получить наконец официальные ответы на следующие вопросы: "Кто и как управляет имуществом ЛПЦ?"; "Сколько объектов недвижимости были проданы ЛПЦ"?; "Работал ли будущий митрополит в одном из рижских питейных заведений с довольно определенной репутацией?"; "Сколько стоит дом на улице Бривибас, расположенный неподалеку от Кабинета министров и возвращенный ЛПЦ в ходе реституции?"...

Главной неожиданностью патриаршего визита стало то, что Патриарх "не заметил" ключевых проблем русской общины Латвии. Русскоязычные форумы в латвийском интернете заполнены упреками в адрес Патриарха, что он принял из рук президента Вике-Фрейберга орден Трех звезд, на котором изображен латвийский языческий бог - сын мужчины и медведицы, легендарный родоначальник латышского народа. От этого ордена по разным причинам - соответственно, религиозным и политическим - отказались католический кардинал Латвии Янис Пуятс и президент России Борис Ельцин. Патриарх также наградил госпожу президента - орденом святой равноапостольной великой княгини Ольги, которым раньше еще ни разу не награждался глава государства. По статуту, орденом награждаются только православные женщины, а глава Латвии не раз свидетельствовала о своей принадлежности к лютеранскому исповеданию.

На итоговой пресс-конференции, где журналисты, естественно, подняли "русский" вопрос, предстоятель РПЦ МП лишь уклончиво заметил: "Я всегда говорил и говорю, что нужно развивать и поощрять русскую культуру. Я только что был в Доме Москвы и видел, сколько там замечательных ансамблей. Это надо развивать". Видимо, церковно-дипломатическая миссия Патриарха была выше проблем сотен тысяч русских "неграждан" Латвии...

Михаил Ситников, Алексей Малютин,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования