Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Праведное оскорбление и святое невежество. Нравственные, этические нормы сегодня не просто устанавливает, но уже диктует убожество и невежество


Можно было бы, наверное, только порадоваться тому, что наши православные фундаменталисты гуманнее исламских. Ведь, в отличие от погромов, прокатившихся в связи с "карикатурным" скандалом по всей Европе, сражение с "левиафаном-Брауном" ограничивается пока лишь шумной информационной кампанией. Правда, угроза разгрома кинотеатров уже прозвучала, причем из уст постоянного члена Священного Синода РПЦ МП. Прозвучала и анафема всем, кто имеет отношение к производству и демонстрации фильма, что должно выглядеть для христиан серьезней, чем просто уличные беспорядки. Другое дело, что владыка Агафангел (Саввин), митрополит Одесский и Измаильский (УПЦ МП), проклиная, кроме самого Брауна, всех прочих причастных к книге и фильму – издателей, актеров, продюсеров, режиссеров, распространителей, рекламщиков и далее везде, вплоть до кассиров, билетеров и зрителей, - заставил усомниться в своей адекватности даже многих верующих. И, тем не менее: реакция религиозных фундаменталистов и просто политических спекулянтов - христиан и мусульман - на оскорбление их религиозных чувств выглядит крайне резкой.

Все явления земной жизни, подобно монете, имеют, как минимум две стороны. Да и мир наш не примитивно черно-белый, а очень даже многоцветный. Поэтому стоило бы задуматься: как могут оскорблять все общество в целом некоторые, мягко говоря, сомнительные выражения самих религиозных и сопутствующих им убеждений? Почему обществу можно навязывать критерии, которые, иной раз, не могут не покоробить относительно нормального и культурного человека?

Здесь можно возразить, что религиозные чувства - это особое, святое, что их нельзя даже сравнивать с чем-либо иным, особенно - с "убогими либеральными" правами человека. Может быть. Но, насколько известно, религиозная вера относится к интимной сфере духовной жизни человека, в то время, как есть масса общекультурных "чувств", которые способен переживать весь социум или значительная его часть. Это национальное и личное достоинство, общекультурные критерии, общепринятые моральные нормы, эстетическое чувство, наконец – их, что, позволительнее оскорблять?

Например, весьма уважаемый религиозный деятель, заведующий отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России шейх Фарид Асадуллин выступил недавно с небезынтересной идеей о том, что такой порок, как пьянство, свойственен русским христианам изначально. Виной тому выбор, сделанный когда-то князем Владимиром, которого прельстило, что "Руси есть веселье пити, не может без того быти". Ну, а результат - "Каинова печать России, которая долгие годы и столетия мешала и мешает реализовать нашему государству свой огромный человеческий потенциал и занять достойное место под солнцем истории". Это пикантное заявление с тыканьем нации и конфессии "рылом в корыто" можно, конечно же, оправдать реальностью общенациональной беды, хотя присуща она не только русским. Но разве это национальное чувство миллионов так пятидесяти пьющих россиян не оскорбляет?

А шествия по Садовой толпы с иконой и изображениями Распутина "на плате", демонстрирующих "православность", с молитвами за полковника Буданова? Когда наблюдаешь, как перед этой процессией, смахивающей на репинских бурлаков, смиренно расступаются, обтекая ее, простые прохожие, то это очень даже оскорбляет чувства - и эстетические, и религиозные.

Подобные чувства вызывала, помнится, безобразная манифестации напротив Большого театра с осуждением неугодного спектакля "Дети Розенталя". А какое, собственно, моральное право имеют люди, которые ни сном, ни духом не знают, что такое российская культура и с чем ее едят, свободно оскорблять чувства поклонников русской оперы и балета (да и, просто прохожих), бросая проклятия в сторону прославленного на весь мир Большого?

Аферисты в монашеских одеяниях наводнили вокзалы, станции метро, переходы и просто перекрестки. Несмотря на "смиренность", выраженную в опущении главы и взгляда, они чувствуют себя уверенно, потому что их "крышует" милиция. Если подойти и поинтересоваться, что они тут делают, да еще и сослаться на определение Священного Синода, запрещающее сбор подаяния в таких местах, то в ответ подвергаешься немедленной проверке документов. "Легитимность" такого явления никого не оскорбляет?

Российские и прочие "патриоты" тычут в лицо своими личными ценностями, поливая всех, кто их убеждений не разделяет. "Россия для русских!", "Инородцы - вон из России!", требуют они в своих свободно распространяемых лозунгах. Хорошо, это их личное мнение. Но, нелицеприятно именуя всех, кто его не разделяет, "русофобами", такие "патриоты" - да, хоть спи они в есаульской форме в обнимку с двуглавым орлом, - оскорбляют всех остальных, среди которых непатриот, кстати, явление довольное редкое. Разве этого никто не замечает?

Широкие кампании против издания книг, показа фильмов и устройства вернисажей, впрочем, оскорбляют не меньше. Чем, по сути, отличается нынешняя суета и ажитация вокруг "Кода да Винчи" от памятной акции "Идущих вместе" против книг Пелевина, Сорокина и других писателей? Или от аутодафе книг Толстого, Рериха, Соловьева, Булгакова, Флоренского и иных представителей российской культуры, которое состоялось в ограде столичного православного храма с участием патриаршего викария, архиепископа Арсения (Епифанова), и транслировалось по телевидению? Да, ничем! Разве что масштабами. Странно, но это тоже никого как бы не оскорбляет.

И здесь тоже можно возразить: Россия - демократическая страна, где каждый волен свободно выражать свои убеждения, если при этом не нарушается закон. Верно! Но отчего тогда одни убеждения выражать можно, а на другие люди, как бы, и прав не имеют? Свобода на проповедь антисемитской доктрины, допустим, подтверждена аж Генеральной прокуратурой, а свобода геев-содомитов возложить цветы к символу победы над фашизмом свободно ограничивается свободой националистов гонять их, как зайцев, по всему городу. Хотя, казалось бы, угроза насилием это уже не совсем те "убеждения", которые допустимо выражать свободно…

Впрочем, то же самое происходило и в международном масштабе, когда в ответ на публикацию известных карикатур, исламисты свободно громили магазины и поджигали автомобили. Да и продолжает происходить до сих пор: пару дней назад, в ответ на настороженное отношение международного сообщества к намерению исламистов Ирана позабавиться "ядерной игрушкой", сотня фанатиков из этой страны свободно (и безнаказанно) заявила о том, что они намерены стать террористами-смертниками, чтобы, по их словам, "защитить свою страну и ислам". Отчего-то подобное тоже никого, мягко говоря, не "оскорбило", хотя пахнет не только оскорблением, но и прямой угрозой всему человечеству.

Примерам подобного рода несть числа. Это к тому, что в последнее время все человечество - в том числе, и российское общество - молчаливо удовлетворяется тем, как показатели шкалы ценностей неуклонно ползут вниз. Просто в нашем и в некоторых других больных социумах это выражено наиболее ярко, да и загримировано криками о возрождении традиционных ценностей. Еще недавно общепринятые, эталоны достоинства, здравомыслия, вкуса стремительно исчезают, уступая место полной своей противоположности. Нравственные, моральные, этические нормы сегодня не просто устанавливает, но уже диктует убожество и невежество. На свет выползает то, что мы вульгарно воспринимаем, как "мрачное средневековье" (которое, между прочим, таковым никогда не было!), тогда как все лучшее, чего достигли, бездумно приносится ему в жертву. А это оскорбление всего разом – религиозных чувств, культуры, истории, памяти наших пращуров.

Так, кто же кого "оскорбляет"?

Михаил Ситников,
для "Портала–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования