Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Немецкий Папа - не брат народу, а его наставник и учитель. Постскриптум к визиту Папы Бенедикта XVI в Польшу


Не папское это дело – кататься по миру. За более чем двухтысячелетнюю историю престола св. Петра пределы Рима покидали только понтифики последнего времени – Павел VI, Иоанн Павел II, ну и вот теперь Бенедикт XVI. Путешествующий Папа стал, пожалуй, самым характерным воплощением духа "аджорнаменто" (обновленческих изменений в церковной жизни), начатого Вторым Ватиканским Собором.

Личность, некоторые действия, а также явно "дособорное" имя нынешнего понтифика послужили поводом для рассуждений о том, что в стенах Ватикана возобладает более "традиционалистский", нежели при предыдущем Папе, дух.

Да, уже сегодня по критерию "мобильности" напрашивается вывод о том, что нынешний Папа не так любит путешествовать, как его предшественник (хотя следует сделать скидку на разницу в возрасте, в котором Кароль Войтыла и Йозеф Ратцингер заняли престол св. Петра). За первый год своего понтификата Иоанн Павел II успел посетить Мексику, Доминиканскую республику, Багамы, Польшу, Ирландию, США и Турцию. За чуть более чем годичный срок пребывания на папском престоле Бенедикта XVI Польша - его вторая поездка за рубеж после визита в родную Германию. Причем он просто не мог как можно скорее не побывать в Польше, ибо ему, в том числе и в силу возраста, судьбой назначено до конца оставаться в тени своего великого предшественника.

В силу этого и некоторых других обстоятельств, визит Папы Бенедикта XVI в Польшу стал своего рода индикатором того, что есть общего, а что различного между прошлым и нынешним Папой.

Как сказал один польский журналист в интервью нашему Порталу, Иоанн Павел II был "наш Папа", а Бенедикт XVI "почти наш Папа". И это "почти" – фактор весьма значительный, даже несмотря на то, что это "почти" поляки стараются в своих высказываниях деликатно приглушить. С точки зрения "харизмы" papa-Ratzi не дотягивает до Войтылы не только потому, что он немец, а тот был поляком. Иоанн Павел II жил и действовал в уникальные времена перелома эпох, политического и духовного противостояния двух систем. Причем, поражение коммунизма прямо связывают с личностью ушедшего понтифика. Сравнимого уровня харизматичности сегодня мог бы достичь, наверное, далай-лама, приехав в Пекин и договорившись о независимости Тибета, либо главный раввин Израиля, обнявший со слезами на глазах лидера иранской революции, и заявивший, что Иран и Израиль признают друг друга.

Нельзя сбрасывать со счетов и значимость национального момента. Польская религиозность – религиозность эмоциональная, часто даже несколько экстатическая, сформировалась исторически в среде пограничья католической ойкумены, и в некоторой "полемике" с соседними ойкуменами, прежде всего православной. Она является частью национального самосознания. И поэтому покойного польского Папу мог бы заменить только другой польский Папа. Если, говоря словами поэта Юлиуша Словацкого, "Раpiez slowianski - ludowy brat" ("Папа-славянин – брат народа", эта строчка стихов часто цитировалась при прошлом понтифике), то любой другой предстоятель западной Церкви будет для поляка отцом, авторитетным религиозным учителем, но никогда – братом...

Фактор немецкого происхождения Папы также сыграл определенную роль, хотя нужно заметить, что во время визита Бенедикт XVI избегал общаться на своем родном языке, предпочитая ему итальянский и иногда польский, уроки которого, по словам ватиканских чиновников, он начал брать с июля прошлого года.

Поляки вообще народ этноцентричный, у них присутствует серьезный элемент фобии к некоторым народам. По данным проведенных лет пятнадцать назад автором этих строк социологических замеров, на первом месте по уровню неприязни у поляков стоят немцы, затем – евреи, третьими почему-то украинцы получились. К русским отношение специфическое – жесткая неприязнь и враждебность к политике империи, а затем и советского государства отнюдь не всегда переносились на отношение к народу, хотя, безусловно, и влияли на него. Любопытен такой факт – самый низкий уровень коллаборационизма во время минувшей войны наблюдался именно среди поляков.

Но заметно также, что и Papiez niemiecki не претендовал на то, чтобы стать братом народа польского. Да, он сделал в ходе визита некоторые акценты на Польше, специфике польской религиозности, необходимости призваний местного духовенства к миссии в странах посткоммунистического мира, но главное было не в этом. Основная характеристика состоявшегося визита следующая: в Польшу прибыл высочайший авторитет католической Церкви с тем, прежде всего, чтобы научить вере, оживить в пастве чувство этой веры безотносительно к национально-политической и национально- культурной составляющим. Характерно, например, что, выступая в варшавском кафедральном соборе св. Яна, Бенедикт XVI заметил: "Священник не призван быть специалистом в политике, общественном строительстве или экономике. От него ждут, чтобы он был специалистом в духовной жизни человека". За этой банальной, в общем-то, фразой скрывается озабоченность Ватикана новой волной политизации костела, значительно усилившейся после того, как национал-консерватор Лех Качинский сменил на высшем государственном посту левого социалиста Александра Квасьневского. Вновь, как и в первые посткоммунистические годы, возникают призывы к люстрациям (изгнанию из социальной и профессиональной среды лиц, уличенных в связях с коммунистическим режимом, а, главное, с его спецслужбами), причем происходит все это с изрядным налетом кампанейщины. Так, недавно подобные обвинения были предъявлены авторитетному священнику о. Михалу Чайковскому.

И еще один факт последнего времени, вызвавший озабоченность в Ватикане. В передачах и комментариях ведущей католической радиостанции страны "Радио Мария" прозвучали сентенции о том, например, что "евреи делают бизнес на Холокосте, а еврейские организации наносят ущерб международному престижу страны требованиями компенсации за утраченную в годы войны собственность". Да, расшалившимся польским детишкам, видимо, требуется строго указующий перст Папы. Римского. Пусть даже и немецкого происхождения.

А то, насколько важной станет для Церкви миссия нового Папы за пределами Италии, Европы и католической ойкумены, делать выводы вообще пока рано. Надо подождать других поездок понтифика. А то вдруг выяснится, что papa-Ratzi всё же решил для себя, что не папское это дело – по миру кататься.

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования