Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Новый курс" Климента. Контрнаступление византийской политики под руководством управляющего делами РПЦ МП митрополита Климента


Политическое православие в России не имеет одного лица – оно многолико. Единого мнения, которое бы высказывало священноначалие по поводу текущих событий общественно-политической жизни, не существует. Актуальные новостные сюжеты комментируют самые разные люди – митрополит Кирилл, протоиерей Всеволод Чаплин, отец Андрей Кураев, другие известные священнослужители. Из мозаики различных высказываний почти невозможно определить, какова же жёсткая определённая позиция РПЦ МП по тому или иному вопросу. Однако у руководства Московской патриархией, бесспорно, существует твёрдая административная линия на отстаивание своих интересов, и она связана в последние годы с именем управляющего делами РПЦ МП митрополитом Калужским и Боровским Климентом (Капалиным).

Новый курс, который можно условно назвать "курсом Климента" стал проводиться как раз с того момента, как владыка Климент стал управляющим делами РПЦ МП в 2003 году. Его основной чертой стала концентрация всех церковных сил ради массированного давления на государственную власть с целью широкой общественной экспансии. Митрополит Климент стал в рамках церковной иерархии как бы эквивалентом Путина, который выстраивает вертикаль власти, старается проводить жёсткую политику, при этом оставаясь над схваткой.

Именно в то время, как главным администратором РПЦ МП был назначен владыка Климент, началось сразу несколько массированных кампаний, целью которых стало закрепление государственно-общественного статуса Церкви. Прежде всего, это попытки повсеместного внедрения предмета "Основы православной культуры", введения института штатного военного духовенства в армии, получения оставшегося в руках государства церковного имущества и получения прав собственности на него. О необходимости всего этого митрополит Климент говорил в целом ряде интервью, но, вместе с тем, из его слов не следовало никаких радикальных выводов – все самые крайние комментарии давали другие, к примеру, протоиерей Дмитрий Смирнов или диакон Андрей Кураев. Изменилась в связи с проведением государственнической линии и роль давнего церковного глашатая перед лицом светского общества – митрополита Кирилла (Гундяева). Внешне вроде бы всё осталось так же, как и было раньше, но теперь владыка Кирилл меньше похож на церковного иерарха-интеллектуала 90-х гг. со своими евразийскими идеями, потому что эти идеи целенаправленно поставлены на службу "курсу Климента" и выполняют определённую идеологическую задачу.

На первый взгляд руководством РПЦ МП создана сложная система политических сдержек и противовесов, соотношения грубых административных мер и стерильной идеологии, мягких и радикальных церковных комментариев. Формально это действительно так, потому как именно формальной словесной стороне дела администраторы РПЦ МП придают наибольшее значение. Одним из ярких примеров является процесс объединения Московской патриархии с РПЦЗ(Л) – работала совместная комиссия, будущее единство обсуждалось в прессе, но в результате оказалось, что все нити управления РЦПЗ(Л) находятся в руках священноначалия патриархии. Об этой удивительной метаморфозе можно прочитать в интервью, которое дал митрополит Климент газете "Московские новости" (от 19 мая 2006 г.), когда уже практически были приняты все решения Всезарубежного и Архиерейского соборов, связанные с проблемами воссоединения двух Церквей. К примеру, после стольких призывов со стороны зарубежников чётко определить статус РПЦЗ(Л), владыка Климент говорит о судьбе Зарубежной Церкви: "Статус Русской православной церкви заграницей будет определяться совместной комиссией, которая непременно учтет все ее исторические и канонические особенности. Какого-то универсального подхода, который мог бы одинаково успешно применяться во всех государствах, сегодня, думаю, нет". Острая проблема существования зарубежных приходов на территории России, как оказалось, также будет решаться внутри РПЦ МП безо всяких оговорок, хотя священники этих приходов вышли из РПЦ МП, как правило, в результате конфликтов с местными архиереями. Из слов владыки Климента можно сделать вывод о том, что то ли эта проблема была проигнорирована, то ли зарубежники просто потерпели на переговорах поражение. По словам владыки Климента, "В ближайшее время будет вырабатываться документ, который определит пути развития наших отношений. Отдельные аспекты процесса объединения разрабатываются в соответствующих комиссиях и принимаются на архиерейском уровне. Но главное, чтобы единство было достигнуто в сознании людей. Конечно, невозможно быстро и без последствий преодолеть разделение, длившееся много десятилетий. Но преодолевать его надо. Один из первых и важных шагов - развитие отношений между приходами, расположенными на одной территории. Нет смысла иметь на одной территории приходы разного подчинения. Это касается как России, так и других стран". Проблему российских зарубежников во время заседаний комиссии по объединению поднимал по крайней мере епископ Сибирский и Ишимский РПЦЗ(Л) Евтихий (Курочкин), однако в результате политической игры руководства РПЦ МП обещания и заявления так и остались обещаниями и заявлениями.

Административная технология проявилась и в кампании по налаживанию диалога РПЦ МП с правозащитным движением и обществом в целом. На Х Всемирном русском народном Соборе митрополит Кирилл (Гундяев) и протоиерей Всеволод Чаплин обещали сотрудничать с обществом и правозащитниками, а также создать свой правозащитный центр. После Собора диалог обернулся обличением правозащитников и демократов, которых отец Всеволод и диакон Андрей Кураев обвинили в "тоталитарном либерализме", в отстаивании несуществующих "общечеловеческих ценностей" и т.д. Более того, оказалось, что в реальности официальное православие готово разговаривать лишь с несколькими людьми, а не с обществом. В интервью ГТРК "Калининград" (от 4 мая 2006 г.) владыка Кирилл, в частности, отметил: "Наша правозащитная программа предполагает, в первую очередь, диалог с современными правозащитными организациями. Есть организации, с которыми, наверно, говорить будет очень трудно, и я думаю, что мы с ними и разговаривать не будем. Но есть очень мыслящие люди, действительно очень озабоченные проблемами человека. И с ними мы, конечно, будем разговаривать". Помимо этого, митрополит Кирилл отказался и от идеи создания правозащитного центра: "Кроме того, мы не будем создавать так называемого правозащитного центра, о котором почему-то стали говорить в СМИ, потому что центр – это юридическое лицо, это зарплата, бюджеты. Это опять не то, чем мы хотим заниматься". Что в таком случае стояло за стремлением РПЦ МП защищать права граждан осталось загадкой.

Новый "курс Климента" на деле полностью полагается на административный ресурс, на связь с властью и высшим чиновничеством. Для общественного сознания священноначалие РПЦ МП предлагает разработанную словесную эквилибристику, состоящую из патриотических образов, исторических примеров и призывов к господству нравственности. За этим туманом мало, кто в среде широкой общественности замечает реальные шаги РПЦ МП, а также абсурдность некоторых выводов или мыслительных конструкций, которые предлагают обществу спикеры Московской патриархии. Критика демократических институтов самой властью, дискредитация выборной системы (в этом со времени "оранжевой революции" в Украине особо отличается программа "Вести Недели" с Сергеем Брилёвым на государственном канале "Россия") поставили РПЦ МП в самую выгодную ситуацию, в которой она ощущает себя как рыба в воде. "Курс Климента" стал возможен не только потому, что сама Церковь окрепла как общественная сила, но и, прежде всего, потому что сама власть перестала играть в демократическую легитимность самой себя. Власть хочет обрести духовное основание, которое поможет обойтись без демократических механизмов, а Московская патриархия может получить у государства землю, школу и армию.

Роман Лункин, 
"Портал–Credo.Ru"
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования