Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Пакт Гундяева-Пупара" или новая Европа? Православно-католическая встреча в Вене не ответила на вызовы времени, но обозначила новый раздел сфер влияния


Еще недавно, в период глобального противостояния двух систем, нейтральная Вена часто становилась местом встреч антагонистов, когда, несмотря на весь их антагонизм, назревала необходимость поиска неких точек соприкосновения, а, значит, договоренностей и компромиссов. Эта традиция, как видно, продолжается и сегодня, хотя благодаря уже не нейтральному статусу Австрии, а влиятельным церковным деятелям - католическому кардиналу Кристофу Шенборну, большому почитателю восточной духовности, и православному епископу Илариону (Алфееву), молодому богослову, еще недавно руководившему экуменическими контактами РПЦ МП.

Прошедшая в Вене 3-5 мая двухсторонняя конференция под красноречивым названием: "Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей", организованная Папским советом по культуре и Отделом внешних церковных связей Московского патриархата, в обозначенном выше контексте - мероприятие достаточно знаковое. Делегации "двух Церквей - двух систем" возглавляли руководители совета и Отдела – соответственно кардинал Поль Пупар и митрополит Кирилл (Гундяев). Как ни крути, а в отношениях между Москвой и Римом еще продолжается экуменическая зима, хотя "световой день" постепенно увеличивается.

Если судить по итоговым документам встречи, то Церкви сегодня сближают вызовы, с которыми сталкивается современная Европа – секуляризм, безбожие и всяческие вредные последствия этих явлений. И справиться с ними может только христианство, поскольку только оно предлагает нравственный выбор в пользу добра. С этим трудно не согласиться. Только почему-то упорно думается: ведь в данном контексте получается, что носителем этой универсальной идеи выступает не все христианство, а совершенно конкретные церковные структуры.

Вот именно это стремление Церкви - не как Тела Христова, а как земного иерархического института, - стать монопольным мерилом нравственности, цивилизационным основанием соответственно российского и западноевропейского обществ и есть то, что ныне, если не объединяет, то, по крайней мере, сближает двух непримиримых исторических антагонистов – Московскую патриархию и Ватикан.

За год, прошедший после кончины Папы Иоанна Павла II, стал совершенно очевиден довольно явный отход Ватикана от курса прежнего понтифика. Да, Папа Бенедикт XVI часто выступал с довольно обтекаемыми декларациями о необходимости межрелигиозного сотрудничества, но фактически происходило заигрывание с традиционалистами (еще будучи кардиналом Ратцингером, Папа любил послужить Тридентскую мессу, запрещенную было II Ватиканским собором), отход от активной внешней деятельности, очевидное стремление замкнуться и действовать в западнолатинских рамках. Даже некоторые сугубо протокольные мелочи и те, кажется, призваны напомнить, что Папа – это первоиерарх католической Церкви (хотя он и отказался формально от титула Патриарха Запада), а не servus servorum Dei - в духе решений II Ватиканского Собора. Например, недавнее постановление о том, что личной аудиенции Папы теперь будет удостаиваться весьма избранный круг лиц, в строгом соответствии с рангом.

Уже давно плохо скрываемые попытки Римско-Католической Церкви позиционировать именно себя как воплощение христианских духовных основ Европы, чтобы вернуться таким образом на авансцену европейской политики, сегодня должны резко усилиться с учетом многих факторов, больших и малых. Таких, например, как книга и фильм "Код да Винчи". Но такое же стремление стать цивилизационным ядром России и постсоветского восточного славянства, монополизировать географическое пространство и население, сравнимое по количеству с западноевропейским, мы сегодня видим и у РПЦ МП. Красноречивым выражением этих тенденций стал последний Всемирный русский народный собор в Москве. И поскольку эти процессы не идут естественным образом в обществе, а навязываются определенными институтами, определенными иерархиями и - еще более - конкретными людьми, то невольно напрашивается вывод, что все это процессы не столько духовные, сколько сугубо политические.

И если отвлечься от красивых, и, в целом, правильных слов, сказанных на Венской встрече, то представляется, что перед нами не новый шаг к строительству общей Новой Европы, а… "пакт Гундяева – Пупара". Обе стороны, согласно этому "пакту", признают наличие общих проблем и вызовов и делят между собой сферы влияния, в которые взаимно постараются не залезать. Обратим внимание, что в материалах встречи никак конкретно не обозначено положение католической Церкви в России, и миссия Русской Православной Церкви в Европе. Об этом - только самые общие слова. Причем в тот исторический момент, когда, по логике вещей, надо было бы эти приоритеты обозначить. То есть перед нами не что иное как молчаливое соглашение о разделе сфер влияния, прикрытое правильной, но риторической декларацией об общих вызовах времени, бросамых Ватикану и РПЦ МП. В стиле классической дипломатии соглашений между великими державами прошлого и позапрошлого столетий.

Конечно, выражение "пакт Гундяева – Пупара" вызывает не самые позитивные ассоциации, и очень хочется, чтобы они оказались ошибочными. Определив себя в качестве духовно-цивилизационных фундаментов Европы и России соответственно, иерархиям католической Церкви и Московского патриархата пора уже разъяснить обществу, что же более конкретно понимается под этими определениями и какой обществу от этого прок. Кстати, либерализм и секуляризм, тоже на землю не с неба свалились. Они тоже плод развития цивилизации с "христианскими духовными корнями" и плод, в том числе, органических ошибок этой цивилизации.

Ну, а поскольку считается, что лучшая критика – это критика конструктивная, то можно дать один маленький совет. Дело в том, что такие масштабные проблемы как определение общих цивилизационных и морально-нравственных основ следует решать в самом широком межрелигиозном и межкультурном формате. А то получится, что Венские декларации будут иметь такое же отношение к нравственному климату в России и Европе, как решения Всемирного русского народного собора к повседневной жизни русского народа, ничего об этом соборе и не слышавшего. Одной из возможностей для такого диалога может оказаться запланированный на июль саммит религиозных лидеров в Москве. Если, конечно, ему заранее не отведено место ритуально-протокольной пропагандисткой акции в пиар-подготовке саммита "Большой восьмерки".

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования