Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Все смешалось в доме Облонских. В результате событий последнего года религиозные евреи перестают праздновать День Независимости Израиля


Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 года. Однако все государственные праздники отмечаются в Израиле не по григорианскому, а по еврейскому календарю. Поэтому День Независимости Израиля каждый год выпадает на новую дату. В этом году день рождения еврейского государства выпал на вечер 2 мая.

Религиозные круги Израиля сформулировали свое отношение к государству Израиль достаточно давно. Ультра-ортодоксы относились к светскому еврейскому государству, управляемому безбожниками и вольнодумцами если не враждебно, то, по крайней мере, скептически. Поэтому никаких празднеств в День Независимости ультра-ортодоксы не устраивают, и никаких специальных молитв не читают. Напротив, для религиозных сионистов создание еврейского государства является началом грандиозного мессианского процесса - "началом роста Избавления нашего". Поэтому День Независимости является для них не только и не столько государственным, сколько религиозным праздником, отмечаемым специальными молитвами и праздничным богослужением.

Эта картина оставалась неизменной на протяжении практически всей истории государства Израиль. Однако в этом году ситуация, похоже, несколько изменилась.

Как мы уже писали, для многих религиозных сионистов основная "функция" современного светского государства заключается в том, чтобы содействовать "Избавлению земли Израиля". В переводе с теологического языка на политический это означает, что государство Израиль не должно уступать арабом ни пяди "Святой Земли", а также всемерно содействовать еврейской колонизации территорий, перешедших под контроль Израиля после Шестидневной войны. Соответственно, эвакуация Газы, осуществленная правительством Шарона, не могла не вызвать глубочайший идеологический кризис в религиозно-сионистском лагере. Наблюдая за ликвидацией еврейских поселений в секторе Газа и Самарии, человек, воспитанный на идеалах религиозного сиониста, просто не мог не задаться вопросом, действительно ли он может считать это государство своим.

Это ощущение не могло не усилиться в результате выборов. После того, как незадолго до выборов Ольмерт официально заявил, что намерен продолжать политику размежевания, "Кадима" и более левые партии получили на выборах больше половины мест в Кнессете. Таким образом большинство израильтян фактически высказало свое согласие и на дальнейшее свертывание поселенческой деятельности, и на эвакуацию дополнительных поселений из Иудеи и Самарии.

Бурные дискуссии, разгоревшиеся в религиозных СМИ накануне нынешнего Дня Независимости, стали ярким проявлением данного кризиса. Представители религиозно-сионистского лагеря напряженно обсуждали, надо ли в свете последних событий по-прежнему считать этот день праздником. И многие уважаемые представители национально-религиозного лагеря в конечном итоге ответили на этот вопрос отрицательно. К примеру, празднование Дня Независимости было официально отменено в иешиве "Торат Хаим" ("Учение жизни"). Глава этой иешивы, уважаемый сионистский раввин Шмуэль Таль, публично заявил, что "день Независимости" следует считать обычным будничным днем.

В конечном итоге, правда, это мнение не восторжествовало. Для большинства религиозных сионистов День Независимости по-прежнему является не только национальным, но и религиозным праздником. Так что, к примеру, тель-авивская синагога, в которой автор этих строк традиционно молится в этот день, была переполнена. Однако, по справедливому замечанию поселенческого еженедельника "Бе-Шева", для многих религиозных сионистов это был "праздник со слезою на глазах". Многие, к примеру, решили не вывешивать в этот день государственный флаг (традиционный атрибут Дня Независимости), заменив его оранжевым - символом борьбы против эвакуации Гуш-Катифа (более умеренные предлагали ограничиться тем, чтобы украсить флаг оранжевыми ленточками). Некоторые предложили внести изменения в праздничную литургию, в частности, в молитву за государство.

Поговорим теперь об ультра-ортодоксах. На первый взгляд, их отношение ко Дню Независимости за последнее время не изменилось. Как и в прошлые годы, - никаких праздничных мероприятий, посвященных этому дню, в местах компактного проживания ультра-ортодоксов не проводилось. Тем не менее, определенные факты заставляют предположить, что не все обстоит так просто.

По традиции иерусалимская синагога "Иешурун" устраивает в День Независимости большой концерт еврейской литургической музыки. Этот год тоже не был исключением. Однако, в отличие от предыдущих лет, трое из четырех канторов, участвовавших в концерте, принадлежали к различным ультра-ортодоксальным общинам!

По традиции концерт завершился хоровым исполнением "Молитвы за государство Израиль". Эта молитва не читается ни в одной ультра-ортодоксальной синагоге. Некоторые раввины даже запрещают пользоваться молитвенниками, в которых есть эта молитва. И несмотря на это, три кантора-ультра-ортодокса при всем честном народе пели: "Отец наш небесный, Крепость Израиля и его Избавитель, благослови государство Израиль, начало роста Избавления нашего".

Разумеется, за свое участие в концерте эти канторы получили весьма солидный гонорар. Однако совершенно невозможно объяснить их поступок только тем, что деньги не пахнут. Любой человек, живущий в ультра-ортодоксальном мире, прекрасно знает, что существуют линии, за которые нельзя заступать ни за какие деньги, поскольку иначе не только сам отступник, но и вся его семья будет подвернута остракизму. Поэтому если известный ультра-ортодокс может позволить себе спеть "Молитву за государство" в присутствии сотен свидетелей, то это может означать только одно: подобный поступок уже не является абсолютным табу если не де-юре, то, по крайней мере, де-факто.

За день до Дня Независимости в Израиле отмечают День памяти павших. Как обычно, траурные церемонии прошли в этот день у Стены плача, на Оружейной горке (Гиват а-Тахмашет, AmmunitionHill) в Иерусалиме (место ожесточенных боев во время Шестидневной войны), а также практически во всех населенных пунктах Израиля. Однако в этом году к традиционному списку добавилось нечто новое. В Иерусалиме в Зале Конгрессов "Биньяней а-ума" состоялось отдельное мероприятие для общины при участии мэра города Ури Луполянского.

Большинство израильских ультра-ортодоксов в армии не служит, поэтому день поминовения имеет для этой общины гораздо меньшее значение, нежели для других секторов израильского общества. Поэтому в решении иерусалимских ультра-ортодоксов провести отдельную церемонию памяти погибших нельзя не увидеть демонстративный шаг, направленный на сближение как с израильским обществом, так и с государством.

Незадолго до дня Независимости Эхуд Ольмерт закончил формирование нового правительства Израиля. Согласно коалиционным соглашениям, новое правительство не собирается отказываться от политики территориальных уступок в Иудее и Самарии. Также не стоит забывать, что еще до выборов "Кадима" обещала создать в Израиле институт гражданских браков, против чего все религиозные партии традиционно возражали и возражают. Соответствующий законопроект, подписанный депутатами как от коалиции, так и от оппозиции, уже подан в Кнессет.

Таким образом, в ближайшие годы можно ожидать дополнительных шагов, так или иначе задевающих чувства и интересы различные религиозных кругов. Так что традиционную схему отношений религиозных израильтян к государству с очень большой вероятностью ожидают дальнейшие изменения.

Евгений Левин, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования