Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Русский авось" как религия. Почему Церковь боится социологических опросов?


Предубеждение православных иерархов против некоторых социологов стало наиболее очевидным в последние годы, когда учёных стали упрекать в субъективизме и даже в намеренном искажении фактов. Малый процент тех людей, которые в рамках социологических опросов относили себя к верующим, сознательно исповедующим православие, и регулярно посещающим храмы, явно испугал священноначалие РПЦ МП. Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (Гундяев) даже посвятил анализу того, что пишут социологи, целую передачу в программе "Слово пастыря" на телевидении. По мнению владыки Кирилла, социологи, принижая роль православия в обществе, по сути, готовят политический донос власти или тем силам, которые на основании выводов исследователей могут более не считаться с мнением Московской патриархии. Однако отказ от любых рассуждений социологов о том, что же подразумевается под понятием "православный" в России, равносилен нежеланию знать, как верит и вообще живёт ли по вере страна. Исследователь не может понадеяться на "русский авось" и сказать, что у нас "авось православный" народ.

Среди социологов, которые указывали на небольшой процент практикующих православных (примерно 4%) следует указать, в первую очередь Киммо Каариайнена и Дмитрия Фурмана, издавших в 2000 году книгу "Старые Церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России" (СПб, М. "Летний сад", 2000). В 2005 году в журнале "Социологические исследования" (2005, № 6) появилась статья Сергея Филатова и Романа Лункина "Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность", где указывалось, что количество практикующих православных в России может варьироваться от 3 до 15 млн. человек в зависимости от жёсткости применяемых учёными критериев оценки.

Если в глазах общественности и церковной иерархии сборник статей "Старые Церкви, новые верующие" воспринимался скорее как исследование, отражающее некий этап становления новой российской религиозности и в том числе и РПЦ МП, на основании опросов, проведённых в середине и конце 1990-х годов, то последующие материалы социологов стали объектом критики. И это естественно, прежде всего, потому, что исследователи стали говорить о ситуации с религиозными предпочтениями в современной России, объяснять эти предпочтения, стараться раскрыть их суть или же отсутствие в них какой-либо сути. Современность, в отличие от начала и середины 1990-х годов, вдруг стала пугающей – одни религиозные движения (главным образом, евангельские Церкви) резко вырвались вперёд и по численности общин, и по числу прихожан встали на второе или третье место в зависимости от региона после православия и ислама, сами "традиционные" или этнические религии заняли ведущую роль в общественной жизни разных субъектов РФ, но большинство населения страны так и осталась чуждой организованной религиозной жизни даже своих исторических религий – православия, ислама, буддизма, иудаизма.

В то время как РПЦ МП предлагает государству всё больше совместных проектов участия в общественно-политической жизни, а также во всех сферах жизни общества – в школьном воспитании, в окормлении армии, в контроле над СМИ – процент верующих, реально разделяющих взгляды руководства Московской патриархии, является действительно политически важным. Без создания ослепительного образа православия, за которым идёт народ, невозможно получить безграничное доверие власти и стать символом новой государственной идеи – православного патриотизма. Однако и возникновение официального "золочёного" образа Русского Православия социологи объясняют по-своему: "Глубокая неудовлетворенность социально-экономическим положением, разгулом коррупции и беззакония, падение авторитета основных государственных и общественных институтов, неуверенность в завтрашнем дне, ощущение национального унижения и отставания России от стран Запада требуют какой-то идейно-психологической компенсации, какой-то формы национального самоутверждения. Религиозная сфера предоставила российскому сознанию такую компенсацию: хотя всё у нас плохо, есть одна вещь, которая обеспечивает наше превосходство - это Православная Церковь, самая красивая, самая великая, самая духовная" (С. Филатов, Р. Лункин. Образы Православия и Протестантизма в светских СМИ: благолепие и уродство // Русское Ревью Кестонского Института, www.keston.org, февраль 2006 года).

Критические замечания социологов (они призваны быть критиками и скептиками по профессии) заставляют православных иерархов ещё больше укреплять образ золочёного православия. Характерен совсем недавний ответ митрополита Кирилла исследователям: "Сегодня пусть нас не пугают некоторые лжесоциологи своими "пигмейскими" процентами относительно присутствия православия в обществе. Мы, милостью Божией, православная страна и православный народ". По словам владыки Кирилла, он не согласен с утверждениями некоторых ученых о том, что русский народ не обладает мессианским пониманием своей роли в мировой истории. По мнению митрополита, "у нас нет мессианского понимания, но есть твердое понимание, что пока мы в Церкви, с нами Бог, и врата ада не одолеют ее - на этом и зиждется наше национальное самопонимание" ("Интерфакс", 25 апреля 2006 года).

Православность России в целом часто не подвергается сомнению ни социологами, ни "лжесоциологами", так как в ходе всех опросов большинство населения страны (до 90%) ассоциирует себя с православием и с РПЦ МП как институтом. Согласно более детальному опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведённому в апреле 2006 года (участвовало 1600 респондентов), 47% россиян хотели бы, чтобы РПЦ МП более активно влияла на духовную жизнь всего общества, а 53% настаивают на признании особой роли православия в России. Однако для социологов ответ "да" на вопрос о том, признаёте ли Вы, что православие вообще занимает особую роль в России, не является показателем практической религиозности и того, что человек будет следовать всему тому, что ему скажет делать священноначалие РПЦ МП. Скептицизм "лжесоциологов" объясним, если обратиться к ответам на другие вопросы ВЦИОМа. Например, 60 % опрошенных выступают за соблюдение прав и свобод человека, независимо от национальных культурных ценностей и духовной традиции, в том числе, и независимо от мнения РПЦ МП. 41% опрошенных считают, что "православие - это всего лишь одна из религиозных конфессий, распространенных на территории России, и оно должно иметь такие же права, как другие". 29% хотели бы, чтобы РПЦ МП ограничила свою деятельность обрядами и ритуалами. Только 18% респондентов решили, что Церковь может как-либо конкретно и серьёзно влиять на основные вопросы жизни не только общества, но и всего государства. И, наконец, главным источником нравственных норм и ценностей, согласно опросу ВЦИОМ, была провозглашена семья (72%), а православие получило только 4%, что вполне сопоставимо с числом практикующих православных верующих, о которых пишут те, кого митрополит Кирилл именует "лжесоциологи". Эта же цифра легко объясняет и трудности с введением "Основ православной культуры" в школах по всей России, случаи противодействия этому учителей и родителей и т. п.

Страх многих церковных деятелей перед статистикой вызван как политическими причинами, так и понятной обидой на российское общество, которое в должной мере не поддерживает инициативы Церкви, которой часто сложнее наладить диалог с интеллигенцией, чем получить в собственность храм. Нападки на "пигмейские" проценты социологов, на концепцию прав человека РПЦ МП, на возможности введения в школах "Основ православной культуры" и института военного духовенства в армии, критика процесса объединения РПЦ МП с Зарубежной Церковью – оцениваются идеологами РПЦ МП на удивление одинаково. Во всех этих нападках на инициативы Церкви оказываются виноватыми просто вражеские силы, либерализм Европы, теряющей христианскую веру, или, как выразились диакон Андрей Кураев и протоиерей Всеволод Чаплин, "тоталитарное сознание правозащитников и демократов". Депутат Госдумы РФ Наталья Нарочницкая в своей статье в "Российской газете" (от 28.04.06) даже упрекала либералов и деятелей РПЦЗ (почему-то, прежде всего, епископа Евтихия (Курочкина), который никогда не жил на Западе, а служит в г. Ишим Тюменской области) за то, что они не принимают постсоветскую Россию, Родину свою, такой, какая она есть. Социологический опрос – это, конечно, не страна, как она есть, но это путь к серьёзному восприятию реальности, стремление заглянуть в зазеркалье этого магического вопроса - "Считаете ли Вы себя православным?". Однако можно быть уверенными, что значительная часть официальных идеологов РПЦ МП и светских политиков ответит "Да" на вопрос: Хотите ли Вы, чтобы вера 90 % населения по-прежнему считалась "авось православной" без уточнений?

Роман Лункин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования