Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Собор в соборе, или Еще раз о возможной тактике противников унии с РПЦ МП на Всезарубежном соборе 2006 года


6 мая ожидается открытие последнего в истории РПЦЗ Всезарубежного Собора — четвертого. Как видно из порядкового номера этого мероприятия, оно бывало нечасто (предыдущий раз — в 1974 г.), и это снимает последние сомнения в том, что нынешний, четвертый раз будет последним. Впрочем, едва ли такие сомнения могли оставаться уже и по причине повестки дня: собор будет посвящен объединению с РПЦ МП.

Кто-то, возможно, до сих пор думает о том, что собор сможет всерьез решить, объединяться или (хотя бы в ближайшее время) не объединяться. Такие люди всегда находятся, особенно в церковной среде. За месяц до американского вторжения в Ирак некоторые люди, питающиеся газетами и новостями из телевизора, тоже всерьез думали, что все еще есть хотя бы техническая возможность вторжения в Ирак избежать. Но серьезные политические сдвиги, даже если они не просто политические, а церковно-политические, готовятся долго, и с какого-то момента их вообще невозможно остановить, как, например, лавину в горах. Вызвать лавину искусственно не так уж трудно, но остановить — это уже не в силах тех, кто вызвал.

Объединительный процесс РПЦЗ с РПЦ МП приобрел лавинообразный характер еще в начале 90-х (думаю, что еще в 1993—1994 гг.), но долгое время лавина шла где-то высоко в горах, и мало кто ее мог наблюдать с церковного "низа". Наконец, в последние годы, загрохотало уже и в самом "низу". Сейчас процесс объединения нельзя будет остановить, даже если одновременно отстранить от церковного управления не только Митрополита Лавра, архиепископа Марка и их соратников в РПЦЗ, но и Патриарха Алексия, митрополита Кирилла и весь Синод РПЦ МП в придачу.

Как поется об этом в популярной на российском радио песне, "фарш невозможно провернуть назад…" Бывают и в общественной жизни процессы, по-настоящему необратимые, — как в жизни неживой природы какой-нибудь сход лавины.

Отрицать сейчас неизбежность объединения — это значит отрицать реальность. Это позиция проигрышная. Она настолько проигрышная, что сейчас, как мне кажется, уже прошло время для ее обсуждения. Потому что остается гораздо более важный практический вопрос: что еще можно сделать, чтобы хотя бы отчасти взять лавинообразный процесс под контроль и сделать его для исторической РПЦЗ менее разрушительным. Ведь может быть даже и такое: большинство нынешней РПЦЗ(Л) объединится с РПЦ МП, но меньшинство просто воскреснет для настоящей церковной жизни — не отравляемой больше наконец-то отпавшими омертвевшими и разлагающимися тканями…

Вот об этом и пора сейчас задумываться больше всего: о том, как "нам" жить после "них" — когда все желающие пойдут путем своим, в РПЦ МП.

Самое главное: пора уже отходить от тактики "всенародного возмущения" на одном отдельно взятом приходе. Ситуация на каждом приходе теперь уже известна. Уже все знают, что всерьез не идти в РПЦ МП сможет только Одесская епархия епископа Агафангела, а в остальных епархиях речь идет, максимум, об отдельных приходах.

В тех приходах, где преобладают противники объединения, главная задача — это не так или иначе заявить свою позицию на соборе, а — без каких бы то ни было заявлений — обеспечить за собой, а не за Синодом РПЦЗ, церковную недвижимость.

А чего же ждать на соборе?

— Со стороны тех, кто на соборе будет командовать, — понятно, чего нужно ждать. Они постараются принять такие решения, которые потом можно будет истолковать как окончательное соборное "аминь" на любые конкретные планы объединения. Сами эти конкретные планы на соборе подробно обсуждаться не будут. Как известно, всё самое главное выскакивает в последний момент и принимается "в рабочем порядке".

Это так называемая тактика "выпускания пара". Народное возмущение — это ведь тоже лавинообразный процесс. В прямом столкновении бывает очень трудно с ним справиться, и поэтому опытные бюрократы всегда стараются перед лицом народного возмущения тактически отступить. Но потом, немного времени спустя, бюрократы всегда смогут взять реванш: народное возмущение — продукт с маленьким сроком хранения: его невозможно долго поддерживать на высоком уровне, а повторно вызвать его — задача трудная и долгая. Поэтому нужно ждать, что на соборе будет относительная свобода высказываний и даже, может быть, окончательные резолюции собора будут избегать особенно оскорбительных для противников объединения выражений. Так весь пар и уйдет в свисток.

Но для противников объединения с МП собор должен стать не тем местом, где они дадут себя "вскипятить" и "выкипятить", а, наоборот, местом самой что ни на есть холодной работы — работы ума, а не эмоций.

Нельзя забывать, что такого представительного собрания всех "фракций" нынешней РПЦЗ(Л) не будет уже никогда. Неважно, что цели нынешнего собрания не совпадают с целями исторической РПЦЗ. Важно, что, каковы бы ни были цели организаторов, собрание состоялось. Это значит, что грех будет не воспользоваться им для собственного собора — собора той части РПЦЗ, которая не пойдет за предателями ее исторической миссии.

Такой собор верных чад Зарубежной церкви не должен являть себя в помпезных заседаниях и бесконечных дискуссиях. Пусть он пройдет как можно более скромно и даже "полуконспиративно". Но в этом соборе главное — достигнуть цели: договориться о плане совместных действий.

Чем более конкретный план удастся выработать уже сейчас, тем лучше. Но, во всяком случае, надо стремиться к разработке конкретного плана: то есть расписанных по срокам каких-то конкретных действий, с назначением ответственных за эти действия лиц.

Эти действия должны вести к тому, чтобы как можно большее число простых верующих смогло убедиться в необходимости разорвать общение с Синодом Митрополита Лавра, и чтобы как можно большее количество церковной недвижимости сохранилось за верными чадами прежней РПЦЗ.

Коротко говоря, такие действия должны бы привести к тому, чтобы в течение, приблизительно, года после нынешнего собора удалось бы сформировать на основе РПЦЗ(Л) временную церковную организацию, сохраняющую приверженность истинному Православию. В дальнейшем такая организация смогла бы внести очень весомый вклад в восстановление канонической структуры поместной Российской Церкви, уничтоженной еще в послереволюционных событиях. Но, повторю, рано пока думать о "дальнейшем": сейчас нужно все мысли и все силы сосредоточить на том, чтобы временная, но эффективная организация была создана.

Очень важно именно на соборе использовать все возможности, чтобы выявить всех соратников. Это не просто должны быть люди, недовольные сближением с МП, но, что встречается гораздо реже, люди, способные нести ответственность за свои обещания и способные подчинять свое личное самолюбие интересам дела.

Сейчас особенно важно забыть все обиды, которые могли накопиться за последние годы. Православная вера важнее любых личных обид. Тех, с кем общая вера, принимать нужно всех, а тех из них, которые известны своей способностью не только давать, но и выполнять свои обязательства, нужно не только принимать, но и доверять им всерьез, хотя бы у этих людей был далеко не идеальный характер…

Итак, пусть организаторы собора "заговаривают зубы". Кажется, это выражение, "заговаривать зубы", относилось первоначально к народному средству против зубной боли. Подобно этому, речи на соборе будут направлены на то, чтобы загипнотизировать верных чад РПЦЗ и снять у них чувство боли от уничтожения их Церкви и заодно освободить их от неприятных угрызений "химеры совести".

Пусть организаторы собора "заговаривают зубы", и всего лучше, если у них создастся впечатление, будто это им удается. Но надо не впускать в свой слух их "обаваний", а отражать их Иисусовой молитвой: обышедшя обыдоша мя, именем Господним противляхся им.

А тем временем, пока ум занят молитвой, плотской разум должен быть занят "рукоделием": холодной и тщательной работой по созданию той церковной организации, той лодки, на которой нужно будет спасаться после крушения корабля РПЦЗ.

Игумен Григорий,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования