Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Зачем Пасха, когда "все есть"? Первые итоги Пасхальных торжеств-2006 в Москве


Вместо эпиграфа: "Сегодня на вопрос, все ли у них есть в жизни, они отвечают: "Все есть" (из обращения Патриарха Алексия II к президенту РФ В. Путину в Пасхальную ночь. Речь идет о "людях" - "народе России")...

Заканчивается Светлая седмица - первая неделя Пасхи. В Московской и прочих епархиях РПЦ МП в продолжение недели проходили праздничные богослужения. То есть, в религиозном отношении Пасха отмечалась, как положено - с подобающим великому празднику благолепием и торжеством. Но, кроме непосредственно обрядовой стороны, Светлая была отмечена и многими посвященными ей мероприятиями и акциями, в организации и устроении которых участвовала Церковь и ее иерархи. Нельзя обойти вниманием и некоторые события, непосредственно предшествовавшие Пасхе.

По части громких инициатив, с которыми Московская патриархия в последнее время активно выступает в сфере общественной и политической жизни страны, Пасхальная неделя оказалась особо насыщенной. Поэтому, несмотря на то, что главным элементом праздника остается богослужение, большинством религиозных организаций России, в том числе и РПЦ МП, внехрамовой активности придается все большие вес и значение, и не только в Москве.

23 апреля торжественно открылся Пятый Московский Пасхальный фестиваль, более чем 90 симфонических, хоровых и других концертов которого состоятся в 17 городах России. С 28 апреля начинает работать выставка "Пасха в России" в Малом манеже столицы, посвященная исконным литургическим и бытовым традициям празднования Пасхи в России.

Понятно, что одними лишь церковными выставками и фестивалями, концертами духовной музыки и праздничными ярмарками, приуроченные к Пасхе светские акции Церкви далеко не ограничиваются. Под "брэндом" великого праздника происходят и очень серьезные вещи, которые не всегда могут способствовать пасхальному настроению, как полагается это на Светлой, но зато заставляют православных и прочих граждан задумываться, что, понятно, тоже дело хорошее. Поэтому, например, интервью с Патриархом Алексием II, опубликованное в канун Пасхи "Интерфаксом", но осмысленное как раз на Пасхальной неделе, вполне укладывается в понятие "декларации о намерениях", высказанной от всей полноты РПЦ МП и связанной с великим праздником.

Его святейшество говорил о предстоящем саммите религиозных лидеров, который организует Межрелигиозный совет России, об "Основах православной культуры" - учебнике и необходимости преподавания именно по нему, о важности введения института военного священства, так как "практика взаимодействия Церкви и Вооруженных Сил до сих пор не имеет должных законодательных оснований". Осудил происходящий в Украине процесс популяризации христианских Церквей, не имеющих отношения к Московской патриархии, и выразил надежду, "что новое правительство Украины будет проявлять большее внимание к специфике церковной жизни, избегать вмешательства во внутренние дела Церкви". Затем озвучил сомнительное утверждение "православных патриотов" о том, что россияне, почти поголовно православные, назвав цифру 70-80 % от всего населения страны (чуть позже стало известно, что даже на Пасху, когда в храмы набивается немало любопытствующих и пьяных, вовсе не понимающих, что происходит вокруг, храмы России посетило не более 5 % ее "православного населения").

Отдельное внимание Патриарх уделил диалогу РПЦ МП с исламом, отметив, что "отношения развиваются небезуспешно, несмотря на попытки некоторых зарубежных центров и доморощенных экстремистов проверить на прочность религиозный мир в России". Коснулся и недоморощенных экстремистов, положившись на эффективность решений российско-иранской комиссии по диалогу "Ислам - Православие", заседания которой прошли в марте в Тегеране. И, конечно же, вспомнил о проблемах ксенофобии, ставшей бичом для России в последние годы: "По-настоящему верующий и просвещенный человек никогда не станет экстремистом, фанатиком, агрессивным националистом. <..>. Без правильного воспитания мы никогда не избавимся от социальных пороков. Через школу, культуру, средства массовой информации люди должны научаться патриотизму, нравственному поведению в личной жизни, семье и обществе, бережному и уважительному отношению к ближним".

Вовсе не надо быть каким-то особым специалистом, чтобы уловить, как сквозь все темы, освещенные Его святейшеством, проходит отчетливым лейтмотивом единая тенденция. Ее можно сформулировать, как неуклонное усиление давления на власть и общество с целью введения религиозных представлений в светские нормы. Ничего нового, кроме, быть может, большей откровенности, во всем этом нет. Но термин "клерикализация", встречавшийся до сих пор разве что в приложении к историческим исследованиям, вспоминается сегодня все чаще совсем не на пустом месте.

После всеобъемлющего изложения Патриархом официального взгляда на некоторые из основных проблем нашего времени с позиции РПЦ МП, митрополиту Кириллу (Гундяеву), широко прославившемуся своим харизматическим выступлением на Всемирном русском народном соборе, оставалось отметиться в связи с Пасхой лишь на праздничной литургии 26 апреля в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве. Владыка произнес там слово, в котором, кроме приличествующей праздничному поводу темы, счел уместным и немного пофилософствовать. "Многим кажется, что нет ничего проще различения добра и зла, – говорил митрополит. – Но уже сегодня в развитии цивилизации есть грозные предзнаменования того, что в человеческом сознании исчезает пропасть между добром и злом; люди привязывают эти понятия к свободе человеческой личности и считают, что сам человек волен определять, что есть добро, а что есть зло. Они полагают, будто автономная человеческая личность обладает для этого некой особой силой и способностями. Но в таком случае вместо различения добра и зла предлагается "плюрализм мнений", в рамках которого и добро, и зло, и праведность, и грех становятся равноценными и имеют равное право на существование". Как выясняется только теперь, именно так представляет себе владыка Кирилл такие достижения христианской цивилизации, как общечеловеческая мораль и откровенно согласующиеся с духовной свободой права человека. Но, то ли прихожане в Хорошеве показались владыке не столь благополучными, как те, что встречались Патриарху во время его предпасхальных визитов в московские приходы, то ли Светлая седьмица странным образом склонила его к апокалиптическим настроениям, но вся философия вылилась в дежурный "триллер". "Когда человечество не сможет отличать правду и благо от лжи и зла, – говорил митрополит, – придет конец миру сему: многие не поймут, что антихрист – это зло, они будут считать его добром, как уже ныне иные почитают добром грех, распутство, пьянство, убийство. Все то, что еще недавно порицалось общественной моралью, сегодня называется образом жизни. Разрушаются семьи, дети становятся сиротами при живых родителях только потому, что в обществе исчезает различие между добром и злом. Еще недавно семья была святыней, а теперь она – лишь один из "образов жизни" человека. Индустрия развлечений, телевидение, другие средства массовой информации стараются приучить нас к мысли, что нет разницы между добром и злом". Далее митрополит транспонировал эту модель в область смертоубийств, и это стоит просто опустить.

Но думается, что недооценил владыка сметливости верующих, которые в последнее время очень даже различают добро, исходящее от действительного пастырского служения, и несомненное зло, называемое по православной традиции фарисейством.

На пасхальные настроения мрачной тенью легло событие, произошедшее 10 апреля, но ставшее достоянием общественности на Страстной неделе. Всего за несколько дней до пасхального торжества указом епископа Читинского и Забайкальского Евстафия (Евдокимова) извержен из сана священник Сергий Таратухин, который в ноябре 2005 года в знак протеста против осуждения Михаила Ходорковского отказался освятить административное здание колонии ЯГ-14/10 в Краснокаменске, где содержится экс-глава "ЮКОСа". Священник призвал считать Ходорковского политическим заключённым. 21 марта о. Сергий был временно запрещен в служении, а менее чем через три недели вовсе лишен сана. Весьма показательный пример тотального сервилизма нынешней иерархии РПЦ МП. Мало вероятно, что читинский владыка пошел на такой скандальный шаг без согласования со священноначалием в Москве. При этом не слишком вероятно, что последовало указание из Кремля или со Старой площади. Но, видимо, социальный заказ на старт идеологического террора настолько явственно витает в воздухе, что "сергианская" Московская патриархия чутко его уловила и оказалась в роли ученика-отличника, который умудряется ответить на вопрос, который учитель еще не успел произнести. Если вспомнить историю 40-летней давности, то даже в разгар хрущевских и постхрущевских гонений на верующих и Церковь, Московская патриархия не решилась на такой шаг в отношении священников Николая Эшлимана и Глеба Якунина, написавших и широко разославших в 1965 году свое известное письмо. Их только запретили в служении, но сана не лишали. Сравнение говорит о многом…Это грустное событие придало крашеным яйцам, пасхальным куличам и сладкой творожной пасхе привкус горьких трав, которые вкушались на Пасху иудейскую в память блуждания по пустыни и египетского рабства, которому добровольно предал Церковь митрополит Сергий в "антипасху" 1927 года.

Кроме глобальных заявлений и весьма симптоматичных указов высокопоставленных иерархов, со своими творческими инициативами выступили, разумеется, и на самом низу "церковной лестницы". При этом, можно было наблюдать, как несомненно позитивные акции, вроде бесплатных пасхальных обедов для неимущих и раздачи материальной помощи, так и отдельные курьезы - иначе это не назовешь.

Например, председатель "Союза православных граждан" (СПГ) Валентин Лебедев сделал заявление о том, что приходящие в православной стране в храм на Пасху не могут попадать внутрь. А "между тем, каждый христианин должен причаститься Тела и Крови Христа на Пасхальном богослужении". 20 тысяч храмов, по мнению Лебедева, необходимо срочно построить в столице, чтобы одну ночь раз в году они могли вместить всех желающих.

Однако, развивая свою мысль, Валентин Лебедев сообщил, что в большинстве случаев целесообразней "строить типовые быстровозводимые храмы — они дешевы, и их можно построить в течение нескольких недель", своего рода церковные "хрущобы". Однако, кроме того, глава СПГ считает, что надо возводить и фундаментальные соборы, которые станут "памятниками архитектуры XXI века". "Они должны стать градостроительными центрами, сочетающими исторические традиции храмовой архитектуры с новейшими достижениями градостроительной мысли", - заявил он. По его словам, православные из СПГ уже обратились к мэру столицы, который просто обязан "реализовать этот жизненно важный общегородской проект", и "шатровые храмы-небоскребы должны появиться в московском "сити" и в районе "кольца высоток".

К своему оригинальному предложению В. Лебедев добавил, что "именно против таких проектов, как в свое время против восстановления Храма Христа Спасителя, развернута кампания по их срыву. С этой целью создаются многочисленные "комитеты защиты пустырей", которые называют "архитектурными памятниками" здания 1920-х и 50-х годов именно той эпохи, когда исторический облик Москвы нещадно уничтожался. Почему-то борцы с Китайгородской стеной и Коломенским дворцом не замечают тех проектов, которые действительно разрушают его градостроительный облик".

Оставим на совести лидера СПГ упоминание им несуществующих пока "комитетов" из оппонентов его творческим планам, очернение существующих комиссий по охране памятников истории и культуры XVII-XIX вв., в том числе - строений Китай-города, Коломенского дворца и прочих. Потому что, оценив по достоинству глобальные планы всей РПЦ МП и замечательный лебедевский "прожект" по застройке центра Москвы "гипер-церетелиевскими" архитектурными монстрами , все же можно заключить, что пасхальная неделя в 2006 была насыщенной.

Владимир Ойвин, Михаил Ситников,
"Портал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования