Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Духовный цейтнот в эпоху популизма. Политическая активность религиозных организаций возрастает в условиях дефицита духовных идеалов


Внимательному обывателю нет нужды специально доказывать, что в последнее время социально-политическая активность некоторых религиозных организаций в России заметно возросла. Конечно же, не всех подряд, потому что подавляющее большинство религиозных объединений и общин разных направлений отдают предпочтение своему прямому назначению - проповеди всем остальным ценностей вечных. А заодно предлагают способы, помогающие соответствовать предлагаемым ими духовным ориентирам в повседневной жизни, принося тем самым реальную пользу обществу и себе. По мере осознания особой "традиционности" и вытекающих из нее особых "прав и преференций" акцент в деятельности религиозной организации неизбежно начинает смещаться в сторону мирскую - туда, где кроются искомые "права и преференции".

Недавно Межрелигиозный совет России (МСР) выступил с "высокой оценкой" итогов Всемирного русского народного собора (ВРНС), предложившего торпедировать сложившуюся в западной цивилизации систему прав человека. Президиум МСР увидел в итоговых документах собора высокую "значимость для духовного возрождения страны, развития гражданского общества и диалога цивилизаций".

Но в МСР главным "идееносителем" числится ее создатель, митрополит Кирилл (Гундяев), который по совместительству еще и "сценарист" столь высоко оцененного православно-патриотического форума русских националистов. Поэтому, Бог с ними, с дифирамбами активистов детища ОВСЦ МП в отношении самих себя и своего шефа. Но каким образом еще и Священный Синод РПЦ МП, в составе которого есть очень даже думающие и вполне оппозиционные митрополиту Кириллу люди, решился на освящение своим именем претенциозного шовинистического "съезда"? Ведь можно было ограничиться высокой оценкой выступления на ВРНС, к примеру, Патриарха Алексия II, которое формально соответствовало тому, что позволяет статус предстоятеля РПЦ МП. Может быть, даже дать "синодальное благословение" на создание комиссий, которые поработают самостоятельно "во благо Отечества". Но не вступать при этом в теперь уже официально обозначенный альянс с одним из "генераторов русского нацизма".

Заявлению Священного Синода в поддержку решений ВРНС, то есть политических амбиций и "политологических" изысканий митрополита Кирилла, мы можем найти лишь два более или менее вероятных объяснения. Либо Чистый переулок сам и "заварил кашу" с рывком "православно-патриотических нацистов" во власть (впрочем, это маловероятно после демонстративно быстрого ухода Патриарха со свитой с первого заседания ВРНС), либо внутри Московской патриархии эффективно действует влиятельный и могучий противник церковного возрождения, действия которого лишь приближают новый "атеистический взрыв" в стране.

На пост руководителя правительственной Комиссии по вопросам религиозных объединений вместо министра культуры Александра Соколова на днях был назначен первый вице-премьер Правительства РФ, "собинный друг" президента Путина Дмитрий Медведев. Эта новость может оказаться многозначительным сигналом всем религиозным объединениям, в том числе и претендующим на "особую роль" в российском государстве. Ведь в отличие от относительно либерального Соколова Медведев не просто хорошо ориентируется в религиозно-государственной теме, но и является сторонником активного использования религиозного фактора в политике. Таким образом, можно констатировать, что на религиозном поле появился жесткий воспитатель, способный "построить" всех таким образом, что для отсебятины, вроде "православно-патриотических концепций", места уже не останется. Равно, как и для заявлений о некоем институциональном суверенитете религии, гарантированном Конституцией а, по этой причине, и о необязательности безоговорочного поддержания не раз проштрафившейся (с точки зрения Кремля) Московской патриархией любых будущих инициатив, исходящих от высших эшелонов государственной власти.

Если же прибавить к этому, что именно Дмитрий Медведев курирует в правительстве и национальные проекты, среди которых в силу известных обстоятельств весьма актуальны проблемы мусульманского населения России, то нетрудно догадаться, насколько его назначение "выгодно" аппаратчикам патриархии, а особенно - ОВЦС, ориентирующегося на другую, не медведевскую, группировку в Кремле. Теперь с далеко идущими планами по православной клерикализации светского российского общества, вероятно, придется повременить.

Таким образом, даже услуга власти по дискредитации правозащитного движения, оказанная митрополитом Кириллом и прочими "патриотами" на ВРНС, а затем и Священным Синодом, способна обернуться для "политического бизнеса" самой традиционной конфессии неожиданной стороной. Получится даже, что она оказала, как бы, услугу правозащитникам, добавив к невеселой области их внимания новую "территорию". Оказав, впрочем, тем самым, услугу и государству. Правда, больше "медвежью", потому что помогла общественному правозащитному институту заметно повысить свою востребованность в России, власть которой начинает официальную кампанию против ксенофобии - в том числе, и прикрывающейся православными лозунгами.

Мощная корпорация РПЦ МП не одинока в своих опрометчивых с религиозно-нравственной точки зрения инициативах. Представители "не менее традиционной" мусульманской стороны заметно воодушевились удачными результатами международного "карикатурного скандала", в ответ на который самые разные суды стали направо и налево выносить обвинительные приговоры светским журналистам и СМИ, порой почти и не причастным к скандалу.

Если Вологодский городской суд признал главного редактора газеты "Наш регион", Анну Смирнову, виновной в возбуждении национальной расовой или религиозной вражды по ст. 282 УК РФ за объективный материал с комментариями политиков и священнослужителей относительно "карикатурного скандала", то сами мусульмане избрали иную тактику. Сопредседатель Совета муфтиев России (СМР) Нафигулла Аширов, например, потребовал выстроить в Москве пару сотен мечетей на том основании, что православных церквей тут аж под тысячу (надо ведь соблюсти "конфессионально-пропорциональное представительство, хотя бы в столице государства!). Затем глава СМР муфтий Равиль Гайнутдин заявил, что мусульманами следует считать тех, у кого "ислам в крови от рождения". Хотя, вероятно, и поскромничал: ведь, в соответствии с основами его веры, все мы живем "под Аллахом".

Стараясь догнать и перегнать православных и по прочим позициям, мусульмане формулируют новую инициативу по созданию вдобавок к православному военному священству еще и мусульманского. Не забывая, при этом, что и в светские школы было бы неплохо ввести кроме Закона Божия обучение и Корану. В стане российского ислама, как известно, нет такой централизации, как в РПЦ МП. Поэтому, если Совет муфтиев и раскритиковал неконституционный проект закона о военном священстве, то идею о его введении сразу же обеими руками поддержал оппонент СМР муфтий Талгат Таджуддин. Того, в свою очередь, поддержали иудеи - главный раввин Адольф Шаевич и глава Конгресса еврейских религиозных общин и организаций (КЕРООР) Зиновий Коган. По словам последнего, кстати, священнослужитель в воинской части "даст военнослужащим пример и кого-то, возможно, подвигнет к тому, чтобы самим встать на путь служения Богу".

Иногда и впрямь возникает ощущение, что в высоких сферах российских религиозных институтов воспринимают гражданское общество как своего рода "пионерский лагерь", в который можно спускать любые директивы, не имея при этом даже мысли о возможности какой-либо неожиданно адекватной реакции. Ведь, это откровенно неумно – рассчитывать, что веру можно надолго подменить фальшивым "патриотизмом" с нацистским душком, а нравственные проблемы армии и всего общества разрешить, просто облачившись в рясу.

И это в то время, когда общество в самом деле испытывает острейшую нужду в воспитании ‑ но подлинно духовном. В образцах для подражания ‑ но не проникнутых духом "политической целесообразности". В примерах мудрого подвига на благо Отечества, а не в новых фактах, свидетельствующих, что собственно религия для руководства религиозных организаций, вовсе не главное.

Михаил Ситников,
для "Портала–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования