Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Кругом куколя. Каковы скрытые пружины конфликта Древлеправославного Патриарха из Новозыбкова и епископа-диссидента из Курска?


Неожиданный интерес околоцерковных СМИ к обострению споров между двумя согласиями старообрядцев-"беглопоповцев" - Древлеправославной Московской патриархией и группой церковных диссидентов, базирующихся в Курске, - заставляет обратить и наш взор к этой запутанной истории.

Понять, что же произошло между Древлеправославным Патриархом Александром (Калининым) и священноиноком Аполлинарием (он же А. Дубинин – доцент Московского химико-технологического университета им. Менделеева) в конце 1990-х гг., когда возник новый раскол в "беглопоповстве", уже довольно затруднительно. Существуют две версии причин этого раздора. Сторона патриархии интерпретирует раздор как результат гордости ученого, не пожелавшего покориться поповской и иноческой доле и оставить ученое поприще. Со стороны самого священноинока, а ныне - епископа Курского, звучали призывы к большей свободе и соборности в Церкви, а также обвинения в "никониянском влиянии" (Патриарх Александр - выпускник Московских духовных школ РПЦ МП и близкий друг некоторых ее иерархов). И у той, и у другой стороны была своя правда, и этот довольно банальный внутрицерковный конфликт из серии "интеллигентный батюшка и …простой архиерей" мог бы так и остаться достоянием канцелярии РДЦ, если бы не дальнейшие шаги священноинока Аполлинария. В ответ на незаконные прещения и непонимание своей позиции, он обращается к епископу Тульчинскому Евмению и тот единолично рукополагает его в архиереи. Раздор состоялся.

Для понимания драматичности и скрытых пружин ситуации необходимо учитывать два обстоятельства. Первое состоит в том, что Патриарх Александр получил представление о церковном администрировании не где-нибудь, а в кузнице кадров РПЦ МП – Московской духовной семинарии, причем не в нынешнее просвещенное и открытое время, а в довольно мрачные 1970-80-е гг. Там и тогда в будущих архиереях культивировали жесткий административно-командный гиперцентрализованный стиль управления Церковью, характерный для РПЦ МП того периода. Вышедший из этой же среды беспоповский наставник Иван Миролюбов пытался централизовать в этом стиле Поморское согласие и стать главным его начальником. Что из этого вышло, мы помним – грандиозный раздор в среде поморцев, Миролюбов ушел в РПЦ МП, где пытается теперь стать "главным единоверцем всея Руси". И вот уже среди единоверцев появились недовольные политикой гиперцентрализации. Под маской анонимности (видимо, "страха ради иудейска, то есть архиерейска") они бросились критиковать мероприятия о. диакона за "волюнтаризм" и "перетягивание одеяла на себя", предоставляя право отвечать за свои высказывания тем СМИ, которые берутся публиковать их под псевдонимами.

Второй фактор, который необходимо принять во внимание, – внутристарообрядческие отношения. Епископ Евмений – представитель миноритарной группы румынских липован (старообрядцев-поповцев), которые не признали Белокриницкую иерархию, центр которой, собственно, и располагается в Румынии. Именно в небольшом приграничном городке Тульче находится кафедра епископа Евмения. Сам факт пребывания "беглых" на румынской земле и соседство с белокриничанами создает особое положение для епископа Евмения – он вынужден дистанцироваться одновременно и от беглопоповского центра в заграничном Новозыбкове, и от белокриницкого – в румынской Браиле. Тем самым, децентрализация, присущая староверию в принципе, выразилась в данном случае в создании нового поповщинского толка.

В былые времена его назвали бы "евмениевщиной" или "тульчинским согласом", но ни для кого из старообрядцев не секрет, что сам епископ Евмений не является его главой. Главная фигура этого толка – епископ Аполлинарий (Дубинин). Еще недавно у него был весьма необычный по своим богословским воззрениям и образу жизни соратник – бывший сотрудник ОВЦС МП епископ Антоний (Баскаков), но неожиданно он скончался прошлым летом в результате несчастного случая. И теперь епископ Евмений то отрекается от хиротонии епископа Аполлинария и "берет ее назад", то под давлением прихожан возвращается к своим "раздорным" позициям.

Любопытен во всей это этно-психо-конфессиональной драме и религиоведческий момент. Если для старообрядчества в целом появление еще одного толка – вполне обычная, хотя и прискорбная ситуация, то для церковной психологии "никонианского типа" дело обстоит совсем не так. Староверы давно привыкли к факту внутренних разделений, более того, они – форма их существования. Главное для них – сохранение веры, богословской позиции. А вот в новообрядчестве (иначе говоря, "мировом православии"), где новые согласы и толки давно уже растут, как грибы, существует "богословие аппарата". В этом богословии все определяется схемой "я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак", или на церковном языке "я при власти, ты – раскол, ты при власти – я раскол". Именно поэтому староверы так не любят пользоваться словом "раскол"…

Итак, в ходе создания нового толка выяснилось, что выпускник новообрядной духовной семинарии Патриарх Александр начал борьбу с новым согласом теми же методами, которыми, скажем, РПЦ МП борется с "антицерковным лобби" и "раскольниками". В ходе этой борьбы со "схизмой" были использованы разные методы. Тут и косвенное участие в задержании епископа Аполлинария ("таможенное дело") за провоз не представляющих культурной ценности часослова и лжицы из России в Украину, тут и изгнание курской общины, примкнувшей к епископу Аполлинарию, восстановленного ею храма. Разумеется, были для того зацепки – с регистрацией, с вложенными средствами РДЦ, но все же… Беда в том, что в дело вмешались некие местные воротилы, начавшие стравливать староверов между собой в надежде отхватить себе кусок недвижимости. Подключилась и местная новообрядная епархия. И полились потоки грязи на всех старообрядцев без разбора.

Сегодня в судебных инстанциях находится несколько дел, из них одно важное – по Курску (Патриарху Александру предъявлены уголовные обвинения). Несмотря на известное каноническое правило – "не судиться у внешних", стороны пошли и на это, потому что уже не считают друг друга "внутренними". Епископ Аполлинарий привлек на свою сторону правозащитников, однако представители Патриарха Александра никак не могут дойти до суда. То сам Патриарх захворает, то другие препоны… Складывается впечатление, что стороны тяготятся ситуацией, но "вошли в клинч" и уже не знают, как прекратить раздор, постоянно обрастающий все новыми личными обидами и несправедливостями.

Существует ли в этой ситуации шанс на воссоединение беглопоповцев между собой? Похоже, что нет. Мы наблюдаем патовую ситуацию.

Однако если обратиться к прогностике, то некий шанс все же отыщется. В рамках намечающейся консолидации всего старообрядчества поповского согласия такая возможность существует. И тут общность богословских позиций может сыграть роль объединяющей стихии. В рамках будущего объединения Церкви на основе православных догматов и канонов, неповрежденно хранимых старообрядцами, разные их согласия вполне смогут объединиться на началах церковной "демократии", свободы и соборности. Внутрицерковная свобода обсуждения, сопряженная со свободой административного диктата – куда лучший способ решения всех споров, чем интриги и судебные тяжбы.

Федор Конев,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования