Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Заговор обречённых. Противники белорусских и украинских «оранжистов» готовят русский народ к новым жертвам


Идейно-политический раскол в обществе и среди религиозных деятелей в Беларуси (даже несмотря на то, что там таинственно исчез триумфально "победивший" на выборах президент) и в Украине является очевидным фактом. Между тем, украинская ситуация – это скорее пример постепенного перехода к обычным для Европы предвыборным дискуссиям, а белорусская – знамение потрясений куда более мощных, чем просто разгон пикета оппозиции 24 марта в центре Минска. На фоне бурных процессов, происходящих в странах бывшего СССР, Россия, как кажется, впала в спячку, вернувшись к застойному времени. Но именно поэтому в России есть потенциальные "оранжевые" силы (как в любом обществе, где нет независимых от власти партий, а также системы свободных выборов), но отсутствует сильное и идейно убедительное движение противников "оранжистов".

И в Украине и в Беларуси, конечно в разной степени, православие юрисдикции Московского патриархата поддерживает антизападные силы, которые стремятся сохранить традиционное общество с авторитарным, либо полуавторитарным режимом. Представители УПЦ МП (особенно яркий пример в этом отношении - митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, кандидат в депутаты Одесского облсовета) заявляют о том, что только Партия регионов Виктора Януковича сможет сохранить культурное и национальное своеобразие страны, а маргинальный, но очень шумный "Союз православных граждан Украины" в преддверии парламентских выборов призвал украинских верующих остановить тех, кто якобы превращает страну "в плацдарм антиправославных сил". Противостоят сторонникам УПЦ МП как представители Киевского патриархата и другие автокефальные православные, так и лидеры греко-католиков, баптистов и пятидесятников, причём пятидесятники скорее на стороне президента Виктора Ющенко (церковь "Посольство Божие"), а баптисты (например, Александр Турчинов, глава избирательного штаба Юлии Тимошенко) на стороне его демократических оппонентов.

В Беларуси расклад религиозно-общественных сил в общем такой же, но без украинского размаха и при отсутствии реальной возможности для церквей участвовать в общественных дискуссиях и свободных выборах, которых пока просто не существует. Однако Белорусская Православная Церковь, входящая в состав РПЦ МП, во главе с митрополитом Филаретом (Вахромеевым), активно поддерживает Александра Лукашенко – накануне выборов главы государства Лукашенко вручил владыке Филарету медаль Героя Белоруссии, а после выборов митрополит отметил, что отдал свой голос на президентских выборах "за мир и согласие", то есть против любых демонстраций и пикетов. "Союз православных граждан" России, олицетворяемый преимущественно Кириллом Фроловым, специалистом по Украине, объявленным в Украине персоной нон грата, сделал специальное заявление 17 марта, в котором Лукашенко объявляется главным защитником православия, а ему противопоставляются "тушинские воры" из СПС, "раскольники" и "прочие изменники России". В отличие от Украины, Александр Лукашенко сам выделяет своих противников среди представителей христианских церквей, называя протестантов проводниками американской идеологии и шпионами. Шпиономания и борьба со "шпионами" принимает в Беларуси самые абсурдные обороты - например, епископа местного Союза христиан веры евангельской Сергея Цвору судят за проведение богослужения в жилом доме, а пастор минской баптистской общины "Заповедь Христа" Георгий Вязовский уже отсидел за то, что молился в своём доме. Таких случаев откровенного давления на протестантов в Беларуси стало особенно много после того, как евангельские лидеры выступили против дискриминационного Закона о религии в 2002 году, не захотев ограничить свою миссию, сведя её до минимума, как в советские годы.

В России резкой поляризации мнений по поводу определения дальнейших перспектив развития страны ещё не произошло. Во-первых, это объясняется тем, что у государственной власти в России отсутствует чёткая идеология, то есть, в том числе, у неё нет и жёсткой авторитарной идейной концепции, это власть даже не обладает всеми чертами собственно политической власти (отсюда - илларионовский "корпоративизм"), то есть она незрела и фрагментарна. Во-вторых, официальное православие исходит из того, что Церковь должна ориентироваться на существующую в стране власть и власть предержащих, и эта ориентация может быть совсем не связана с какими-либо ценностями (демократическими или авторитарными), которые исповедуются представителями власти. По этой причине руководство РПЦ МП в своей поддержке Виктора Януковича, Александра Лукашенко или же в выступлениях против "слепого" следования нормам западной демократии в значительной степени повторяет неловкие шаги путинской администрации. Самостоятельная позиция Московской патриархии могла бы быть намного более жёсткой, националистической и антизападной, но парадокс заключается в том, что радикально "правые" православные силы не находят официальной поддержки ни в руководстве РПЦ МП, ни во властных структурах. Они сидят как бы под столом у митрополита Кирилла, или стоят где-то в уголочке прихожей особняка в Чистом переулке. Чиновники и священноначалие не без основания полагают, что в определённый политический момент, когда к власти наконец вполне законным способом в ходе выборов придут русские "оранжисты", когда прекратятся постоянные периоды лихорадки - отхода от демократии и возвращения к ней, "правый" антизападнический национализм дискредитирует путинскую власть и путинскую эпоху в глазах Европы, а Церковь - перед лицом новых функционеров и самого народа.

Ставя в пример режим Лукашенко и предлагая имперский вариант развития Великой России, православные патриоты сами делают национальную идею доступной лишь очень узкому кругу людей, превращают ее в маргинальную. Цели русского народа в изложении, к примеру, "Союза православных граждан" заключаются в том, чтобы вновь взвалить на себя ношу империи, "ответственность за другие народы" и огромные географические пространства, не всегда изобилующие нефтью, укрепив в рамках этой империи православную традицию – фундамент империи. В отличие от "оранжистов", таких целей можно достичь только путём конституционного переворота. Ярким примером изоляционистской идеологии является манифест русских консерваторов- "Императивы национального возрождения", подписанный заместителем председателя Государственной Думы России, руководителем фракции "Родина" Сергеем Бабуриным, главным редактором сайта "Правая.Ру" Ильёй Бражниковым, главой Московского отделения "Союза православных граждан" Кириллом Фроловым и др. В манифесте утверждается ключевая роль России в мировой истории, "первенство чести" русского народа перед всеми остальными "братскими" народами бывшего СССР и то, что никакие другие "традиционные" конфессии не могут составить альтернативу православию, так как именно "Православие обеспечивает преемственность различных периодов Российской государственности". Вместо норм европейской демократии, которых формально придерживается и нынешняя российская власть, которые провозглашены в принятой на референдуме Конституции, авторы "Императивов национального возрождения" провозглашают главенство двух "священных принципов" - Народного Блага и Народной Воли. Осуществлять эти принципы можно через "социально-представительное государство с сильной и преемственной Верховной властью". "Власть священна для каждого и всецело ответственна за каждого", - инфантильно-патерналистски заключают авторы манифеста. Это мировоззрение вполне честно, даже до позора честно, отражает взгляды многих "правых" православных, однако такого рода идеи невозможно представить в качестве предмета обсуждения во время открытых политических дебатов ни в России, ни в Украине, ни в Беларуси.

Удивительные выводы следуют из анализа российской ситуации. Укрепление вертикали власти приближает Россию к европейскому обществу, так как российская элита в центре и в регионах – и политическая, и интеллектуальная – не желает всё-таки в конечном итоге превращаться в азиатское деспотическое государство, хоть, может быть, и великое. "Оранжистское" движение, идущее снизу и никак не связанное с революционными идеями, будет одной из основ новой власти – демократам хочется, чтобы это произошло как можно скорее, но перелом может наступить и довольно нескоро - между 2010 и 2015 гг. Противники европейского пути развития России, как это ни странно, будут в дни "оранжевого возрождения" России намного менее значимыми и заметными в нашей стране, чем в Украине. Во-первых, имперскому движению не повезло с кадрами - очень многие примкнули к нему из-за банальной конъюнктуры. Во-вторых, имперские идеи не терпят простоя и, не находя воплощения или находя его в уродливых формах, быстро теряют свой блеск.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования